«Школьная программа современным запросам уже не отвечает»
Интервью с молодым учителем информатики, чьи выпускники сдают ЕГЭ на высший балл, Станиславом Агафоновым о том, зло ли гаджеты, об устарелости системы образования и важнее ли знания успешной сдачи ЕГЭ
Станислав Агафонов — учитель информатики в школе №47, член Общественной палаты, руководитель почётного караула, разработчик telegram-бота, победитель грантового конкурса.
— Почему вы выбрали именно профессию педагога?
— У меня, в отличие от многих учителей, которые заявляют о призвании, всё немного проще. Вряд ли можно говорить о том, что я к этому как-то осмысленно шёл. Есть такая фраза у учителя истории в нашей школе: «Так исторически сложилось». И у меня тоже так исторически сложилось. Не было цели работать учителем. Я вообще поступал на IT-специальность, но так сложилась жизнь, что в дальнейшем оказался в педагогическом и вот работаю здесь.
Сейчас нужно всем опуститься чуточку пониже и быть с учениками именно на равных.
— Каким сегодня должен быть учитель? Какими качествами обладать?

— Как по мне, сегодня очень ломается вот эта старая система, когда учитель был неоспоримым авторитетом и единственным носителем знаний. Сейчас многие дети даже у меня на предмете приходят со знаниями, равными моим, а то и даже где-то превосходящими, особенно если занимаются на каких-либо курсах. Поэтому, наверное, сложно сейчас учителю работать с точки зрения «сверху-вниз». Мне кажется, сейчас нужно всем опуститься чуточку пониже и быть с учениками именно на равных, может, даже с какой-то дружеской позиции. Ну, естественно, не переходя в панибратство. Наверное, главное качество — это быть к детям ближе.
— Быть учителем сегодня — это почётно? Или это всё-таки неблагодарная работа?
— Сегодня почёт учителя уже хромает. Никто не будет спорить с тем, что это не настолько престижная профессия, как когда-то, и вряд ли кто-то превозносит сейчас учителей до небес. Да и всё остальное оставляет желать лучшего. Но в целом, этот почёт испытывается, когда ты сделал что-то такое, что помогло ребенку — именно здесь ты испытываешь удовольствие. А в целом к учителям сейчас какое-то спорное отношение, к сожалению.
— У ваших учеников самый высокий балл ЕГЭ по краю. В чем секрет такого успеха?
— В прошлом году, да, 95 баллов — самый высокий результат в крае. Информатика — очень сложный предмет, потому что очень большой объем информации для каждого задания. Это, как по мне, практически вид спорта. И готовиться к ЕГЭ нужно именно со спортивного принципа — это тренировка, каждое задание нужно отдельно прорешивать многократно, по тысяче раз, и только тогда ты будешь готов.
Вы написали для учеников и учителей вашей школы telegram-бота. Расскажите про его возможности? Он пользуется большим спросом, чем онлайн-дневник?

— Одна из проблем в том, что вход в онлайн-дневник — это достаточно длинная процедура, очень много вкладок, паролей, авторизации. И вот одна из моих идей переросла в полезную вещь, которой много детей сейчас пользуются. Не нужно нигде авторизоваться, нужно всего лишь нажать одну кнопочку, чтобы получить домашнее задание, расписание или что-то ещё.

— Онлайн-дневник проигрывает?

— Ну да, очень муторно заходить туда. У них есть свое приложение, но оно, я так понял, не особо удобное. Сейчас ботом пользуются школьники и родители всей школы. В принципе, ничего не мешает это сделать для всего города, но пока он с припиской «бета», тестирую на своих учениках, потому что проще получить обратную связь, проще ошибки выявлять, смотреть, что происходит.



— Какие качества в учениках вы цените?
— Заинтересованность — качество, когда человек, несмотря на то, надо ему это или нет, способен погружаться в тему. Сейчас много непонимания у учеников, что это, действительно, будут спрашивать дальше и везде. В этом году выпускались много детей и поступили на специальности, далеко не связанные с программированием, но при этом у них в институтах начинают спрашивать программирование, тот же самый Python, и они пишут: «Станислав Дмитриевич, помогите, мы всё проморгали». Сейчас написать сайт на каком-то конструкторе могут попросить где угодно, где бы ты ни работал. Если ты владеешь программированием, то у тебя огромный задел перед остальными ребятами.
— Нынешние дети больше интересуются технологиями и разбираются в технике. Помогает ли им это в изучении информатики?
— Да, конечно. Но есть и обратная ситуация. Сейчас в 5-6-х классах приходится начинать обучение с самого смешного — мы буквально учим, где какие буквы расположены на клавиатуре, потому что сегодня смартфон заменил всё, и дети уже время за компьютерами не проводят. Они мгновенно печатают на смартфонах, но на компьютере печатают одним пальцем, по минуте разыскивая каждую букву.
— Как считаете, гаджеты — зло?
— Я думаю, что нет. В них нет ничего плохого. Я, наверное, тут опять иду против шерсти, потому что отношусь к другому поколению учителей. Мы очень много говорим о клиповом мышлении, но при этом отказываться от таких возможностей, которые дают нам смартфоны, было бы как-то бессмысленно. Просто всё нужно в меру, балансировать между гаджетами и той же книгой, в конце концов.
Пропала какая-то финальная идея, непонятно, чего мы пытаемся на уровне школы добиться.
— Как думаете, система образования отстаёт от прогрессивной молодежи?

— Я считаю, да, отстаёт. Да и вообще система образования в том виде, в котором она существует, очень многим запросам общества уже не отвечает. Мне кажется, пропала какая-то финальная идея, непонятно, чего мы пытаемся на уровне школы добиться. С одной стороны, мы выпускаем ученика, отправляем его в высшее или среднее учебное заведение, он должен для этого успешно сдать ЕГЭ. С другой стороны, министр образования говорит: «Мы не должны натаскивать на ЕГЭ, мы должны выдавать общие знания». Но при этом, если я на своём предмете буду давать строго то, что в программе, то успешно ЕГЭ сдать уже не получится. Готовиться к ЕГЭ и получать хорошие оценки в школе — это разные вещи, к сожалению. По моему мнению, непонятно, зачем существует 10-11-й класс, потому что они снова приходят на те же самые базовые предметы, тратят на них кучу времени. Например, информатика у нас проходит раз в две недели. За весь год я вижусь с детьми 17 раз. О каком тут высоком уровне знаний IT-технологий можно говорить.
— Проблема натаскивания к ЕГЭ была ещё, когда я учился в школе. Сейчас, как я понимаю, ситуация усугубилась?
— Когда мы учились, всё было как-то проще, мы шли сдавать ЕГЭ как очередной экзамен. Сейчас же ЕГЭ стало натурально социальным лифтом, возможностью уехать отсюда. Сейчас идея у всех детей как можно скорее уехать из Читы и поступать в топовые вузы. У нас столько примеров, когда дети заканчивают в школу, поступают в какой-нибудь вуз, и вслед за ребенком уезжает вся семья, это становится причиной для всей семьи эмигрировать отсюда.


— Вы отходите от школьной программы при проведении занятий?

— Да, школьная программа, как по мне, очень многим современным запросам уже не отвечает. Приходиться какие-то вещи изучать галопом по Европам, а чему-то уделять больше внимания. Я даже говорил со своими знакомыми, взрослыми людьми, и в основном, всё, что они помнят об информатике со школьных лет, это переводы в разные системы исчисления, и все отвечают, что 11 лет только этим и занимались, переводили какие-то числа в какие-то системы и всё (смеётся).
— А для вас что больше в приоритете — дать знания для общего развития или натаскивание на ЕГЭ?

— В приоритете дать и знания, и ЕГЭ, пусть и в утрату качества общих знаний, которые предусматривает программа. Потому что если отдавать акцент на неё, то на всё остальное просто не хватит времени. В общем и целом, мне важнее дать прикладные знания, чтобы люди, выйдя со школы во взрослую жизнь, не оказались неадаптированными, чтобы у них выпали глаза на пол, когда их посадят за Excel. Но если говорить о том, что мы должны дать не глобально, а каждому, — это, конечно, ЕГЭ.
— Много учеников сегодня решают связать свою жизнь с информатикой?
— Их вообще всё больше. В прошлом году их было 14 из 55, можно сказать, каждый третий. К тому же, информатика в этом смысле оказывается каким-то наиболее приемлемым экзаменом, так как её несложно сдать на порог, но вот сдать на высокий балл кратно тяжелее.
— Как я знаю, вы руководитель почётного караула школы. Как почётный караул помогает ученикам и почему это важно?
— Да, это то, из-за чего я и остался в школе. Это, в первую очередь, именно отдельное молодёжное сообщество. Очень много почему-то уделяют именно тому, что это какая-то полувоенная организация. На самом деле идея вся в том, что это молодёжное сообщество, где они локально проводят время все вместе, без деления на маленьких и больших. Если не говорить о самой деятельности, то это просто большая тусовка, где они общаются, проводят хорошо время вместе и устанавливают связи, контакты. Если говорить о самой деятельности, то там, конечно, есть военный элемент, и здесь речь идёт о самодисциплине и дисциплине в целом. В большой команде ты не отдельный элемент, ты один из этих винтиков. Если накосячил один, то сыпется сразу всё. Это заставляет детей нести ответственность не только за себя. Для меня почётный караул — это больше именно социальный инструмент, чем патриотическое воспитание.
— Вы занимали 4 года подряд первое место в городе. Как вам это удалось?

— Да, в доковидные времена. В первую очередь, это преемственность. Уходят выпускники 11-го класса, на их место встают 10-е классы, и получается так, что деятельность не прерывается, всё функционирует, не останавливаясь. Одни ушли, другие заняли их места и подтянулись. Сейчас с ковидом всё стало намного тяжелее, можно сказать, что частично прервалась эта цепочка.


— Я знаю, что вы также являетесь членом Общественной палаты Забайкальского края. Чем занимаетесь там?
— Сейчас идёт последний год моего членства там. Работал в комиссии по культуре и в комиссии по вопросам образования. Участвовал в проведении Гражданского форума, совместно с представителями министерства образования участвовал в общественной экспертизе Центра опережающей профессиональной подготовки.
Вы реализовали множество проектов. Расскажите о наиболее интересном?

— Не только я, у нас существует команда. Возник конкурс «Норникеля», который позволял написать проект и выиграть средства. В первый год нас в добровольно-принудительном порядке заставили поучаствовать. По незнанию и непониманию получилось абы что, естественно, мы ничего не выиграли. Но в следующем году мы уже осмысленно подошли к этому вопросу, занялись, и получилось выиграть грант, благодаря которому за школой сейчас стоит спортивная площадка.
— Что сподвигло вас поучаствовать?
— Других инструментов у школы просто нет. Что мы можем, собирать с родителей? Об этом и так уже написано столько песен, как школы обдирают людей. Спортзал в школе занят вообще всегда, детям некуда пойти просто покидать мяч, а ближайшие школы с площадками в радиусе километра от нас. Пришлось выкручиваться самим.
Всё-таки они сейчас более целеустремлённые, чем мы. Мне кажется, мы ставили себе более приземлённые задачи на жизнь.
Как думаете, чему нам можно научиться у подрастающего поколения, а чему им у нас?

— Хотелось бы, чтобы они у нас научились многозадачности. Мне кажется, наше поколение научилось переключаться и вникать в любую задачу. Надо так надо, значит, будем как-то разбираться, гуглить в конце концов. Для этого поколения произошел какой-то регресс. У них все это в руках, они со всем этим с детства, но при этом что ни попроси: «Мы не знаем, мы не умеем». Они очень сильно начинают утыкаться во что-то одно. Ну, а нам у них... Все-таки они сейчас более целеустремлённые, чем мы. Мне кажется, мы ставили себе более приземлённые задачи на жизнь. Они очень амбициозные люди.
— Может, как раз таки интернет и информационные технологии повлияли на амбициозность нынешних детей?
— Да, открытость и публичность очень сильно повлияли на всех. Конечно, она есть и за гранью добра и зла. Если говорить о том же блоггинге, то у него тоже есть верхняя, ужасная граница, которую не стоит переходить. Но при этом большинство блогеров показывают реальную, открытую жизнь, какие есть варианты, чем возможно заниматься. Дети увидели другую жизнь, увидели возможности, за которые пытаются схватиться.