Второй дом, куда хочется возвращаться. Каким его увидел журналист
ГОК:
БЫСТРИНСКИЙ
«Быстринский – территория сильных духом!» написано на доске почёта в вахтовом посёлке Таёжный. И это оказывается чистейшей правдой уже на этапе, когда ты сюда едешь. Чтобы добраться до ГОКа, предстоит целых 8-9 часов просидеть в автобусе, пока за окном тянутся бескрайние степи, проползают бугристые сопки. Ненадолго прикрываешь глаза – и тут же открываешь их из-за того, что тебя будит солнце, яркими вспышками пробивающееся сквозь деревья – ты уже посреди леса, мчишь по извилистой грунтовке. Я много слышал о том, как на комбинате всё современно и инновационно, но чем дальше ты уезжаешь от цивилизации и чем больше деревень видишь, тем слабее в это верится. И это ощущение обманчиво.
Знаете, на границах между государствами часто ярко видно их разный уровень. По одну сторону ворот, скажем, деревенька с низенькими домами, залатанный на сто раз асфальт, старые указатели, по другую – идеальное дорожное полотно, аккуратные заборы, всё свежее, ровное. Вот так же и тут, даже своего рода пограничный пункт есть – с проверкой документов и багажа. Прошёл контроль – и ты словно в другой стране. В Быстре.

По-хорошему, каждый, кто попадает сюда, сначала направляется в посёлок – надо заселиться, оставить вещи, получить форму. Но мы тут говорим об одном из крупнейших добывающих предприятий Забайкалья и даже всей страны, где трудятся более 2 300 человек (это не считая читинского офиса). Так зачем откладывать знакомство с этим уникальным организмом?
ФАБРИКА
«ЖИВАЯ»
«Организмом», потому что это не просто завод, который работает «от звонка до звонка». Быстринский ГОК круглосуточно в движении. Исполинские самосвалы словно муравьи тащат и тащат бесконечную руду в свой муравейник – на склад недроблёной руды. Туда-сюда по дорогам бегают «Хайлаксы» и УАЗики с рабочими. Каждые полчаса-час на автобусах кто-то приезжает из посёлка, а кто-то туда отправляется. Да даже просто на улице никто никогда не стоит. И не важно, день сейчас или ночь, праздник, выходной или будни. Если встать повыше, кажется, что ты в компьютерной игре типа градостроительного симулятора: меняется только освещение – естественное на свет сотен фонарей, – а жизнь продолжает кипеть.
Вот тот же карьер. Увидеть, как он замер, можно только в одном случае – когда проводят буровзрывные работы. Но в остальное время панораму можно рассматривать как те картинки с мелкими деталями – чем дольше изучаешь, тем больше замечаешь интересного. Вот работает экскаватор, грузит породу в подъезжающие самосвалы, повыше бурят блок, чтобы заложить заряд, рядышком мельтешат яркие зелёные и оранжевые пятна – это геологи, горные мастера и много кто ещё делают свою работу. Иронично, огромные карьеры – лишь малая часть, самое интересное – дальше.
Интересно, что на Быстре ты и сам начинаешь больше двигаться. Гораздо больше. И дело даже не в том, что в посёлке бесплатный тренажёрный зал, о чем мы поговорим позже. Одно слово – лестницы. Чтобы пройти весь комплекс от дробилки до места, где фасуют готовый концентрат, придётся преодолеть, наверное, штук 20-30. Сначала взбираешься вверх, потом спускаешься вниз, тут надо пригнуться, а теперь снова вверх. С пола вы просто ничего не увидите – только конструкции, держащие на себе оборудование и выглядящие как фантастический железный лес. Поэтому если вдруг вам повезёт здесь когда-нибудь оказаться, обязательно попробуйте забраться повыше – вот где видна вся фабрика.
Это сейчас вы видите фото, где всё статично, и скажете: «Ну да, всё такое большое, и чего?» Чтобы прочувствовать жизнь комбината, надо увидеть это вживую. Мельницы высотой с пару этажей, эти гигантские колёса-барабаны, непрестанно крутятся, что даже подойти страшно.
Руда разной размерности шныряет по мелким конвейерам туда-сюда, то её промывают, то измельчают, то куда-то скидывают, то трясут, отделяя одно от другого. Ещё есть мельницы поскромнее, они тоже добавляют свою партию в эту композицию. Обывателю, наверное, она покажется простым производственным шумом, но те, кто тут работают, я уверен, могут распознать, как «поёт» каждый из агрегатов.
Пожалуй, тишина тут стояла только на этапе строительства. Ведь даже если что-то выйдет из строя, фабрика не встанет – здесь две параллельные линии, и пока одна чинится, вторая всегда работает. Ну или одну модернизируют – это вообще на Быстре частое явление, на внедрение новых технологий тут не скупятся. Можно, конечно, оправдать это высоким статусом предприятия и желанием быть лидером, но всё гораздо прозаичнее: чем проще, комфортнее, быстрее будет работать людям благодаря новым технологиям, тем меньше ошибок и выше производительность. Поэтому детали для ремонта печатают на 3D-принтерах, карты рельефа строят с помощью дронов, а водители БелАЗов сначала тренируются на компьютерных симуляторах.
Я, как человек, попавший в Быстру извне, скажу честно – от лестниц и огромных расстояний (а ещё просто горы новой информации) устаёшь. Даже сейчас пишу эти строки, и будто снова оказался там, надо остановиться, перевести дух, поэтому – пойдём обедать! Кстати, те, кто работает «в полях», никуда не идут – обед сам приезжает к ним прямо в карьер. А поскольку смены тут с 7.00 до 19.00 и с 19.00 до 7.00 или с 8.00 до 20.00 и с 20.00 до 8.00, столовые (и стационарные, и мобильные), работают тоже круглосуточно, но с перерывами.
Столовые ГОКа (их тут три штуки) – это тоже конвейеры, было бы странно, если они не были на них похожи, ведь надо за короткий срок в 1-2 часа накормить сотни людей. Поэтому не мешкаем, берём поднос, приборы, встаём в ряд и начинаем выбирать, а то за нами уже подходят новые люди. Сначала салаты, потом горячие, первые блюда, выпечка, напитки. Выбор, надо сказать, приличный – от гречнево-котлетной классики до изысков вроде брокколи, запечённой курицы и рыбы с овощами. Мне, как не сотруднику, придётся платить деньгами, а вот работники прикладывают специальные карточки – компания оплачивает трёхразовое питание.
ПОСЛЕ
СМЕНЫ
Местный общественный транспорт выстроен даже получше, чем во многих городах – есть чёткое расписание (настолько, что там график точен до минуты), люди не просто толпятся как попало у дверей, а стоят в очереди специальных конструкциях, чтобы не толкаться и не застревать. Проезд, конечно, бесплатный. Когда приезжаешь сюда в первый раз, во время поездки (а она длится минут 15-20) жадно хватаешь взглядом всё, что пролетает вокруг. Но когда уже все знаешь, начинаешь наблюдать за попутчиками. Мужчины и женщины, много молодёжи, но и зрелых людей хоть отбавляй – средний возраст тут 39 лет. Даже удивительно, как Быстра смогла собрать столь разношёрстную компанию.
Из 2 530 сотрудников 1 813 – это забайкальцы. Остальные же прибыли из других регионов. И ежегодно приходят около 300 новых людей. Предприятие совсем молодое, ещё расти и расти, поэтому и штат всё больше – вот только в следующие 2 года расширенный участок дробления и измельчения образует 600-700 новых вакансий.
новых вакансий
человек в штате
сотрудников - забайкальцы
«Быстринский»
700
2530
1813
НА БЫСТРЕ?
КТО НУЖЕН
«Уже в ближайшей перспективе на предприятии планируется реализация новых амбициозных проектов, в том числе строительство золотоизвлекающей фабрики, что потребует привлечь порядка 600 новых сотрудников. Нам нужны специалисты, которые смогут работать на современном оборудовании, внедрять новые технологии и программные продукты, запускать проекты, направленные на повышение эффективности производства. Это проектные специалисты, технологи, обогатители, главные специалисты по пусконаладочным работам, главные менеджеры по инновации, специалисты по надежности, эффективности и рискам, специалисты по планированию ремонтов, инженеры контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА), автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП), инженеры химико-аналитической и исследовательской лабораторий, геомеханики.
Все актуальные вакансии размещены на официальном сайте Быстринского ГОКа в разделе «Карьера».
Тем не менее, для нас важен рост сотрудников внутри предприятия, обеспечение их карьерных возможностей. Так, на Быстре, прежде всего, вакансии закрываются за счёт внутренних переводов. Например, по категории РСС (руководители, специалисты, служащие) до 80% вакансий закрывается именно за счёт внутренних переводов. На предприятии реализуется программа «Хочу стать руководителем» для рабочих, которые могут вырасти до мастера, если продемонстрируют необходимые для этого знания и навыки. Таким образом мы обеспечиваем горизонтальное и вертикальное развитие сотрудников.

Конечно, продолжается отбор кандидатов, в том числе для формирования внешнего кадрового резерва. А ещё огромная работа выполняется совместно с учебными заведениями края.

Быстринский ГОК как крупнейшее горнодобывающее предприятие региона и одна из самых инновационных компаний в отрасли готов делиться знаниями, технологиями и опытом со студентами. Это и преподавательская деятельность, возможность прохождения учебной практики, стажировки для преподавателей, развитие материально-технической базы, в том числе приобретение оборудования, аналогичного тому, что используется на производстве, создание современных образовательных площадок.

Мы проводили анкетирование в учебных заведениях, чтобы определить критерии, по которым студенты выбирают будущее место работы. И, как показывают исследования, на один уровень с достойной заработной платой молодые люди ставят интересную работу, перспективы карьерного и профессионального роста, достойные бытовые условия, если речь идёт о работе вахтовым методом. Это всё есть на Быстре».
Михаил Сальков,
директор по персоналу Быстринского ГОКа
СМОТРИТЕ В ВИДЕО
В КАКИХ УСЛОВИЯХ РАБОТАЮТ СОТРУДНИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ —
ПОСЁЛОК ТАЁЖНЫЙ
НУ А ТЕПЕРЬ ВСТРЕЧАЙТЕ –
После шумной, всё время движущейся, крутящейся и постоянно бегущей вперёд фабрики посёлок кажется полной противоположностью. Тут почти нет машин, тишина, людей на улицах совсем немного. Ровный асфальт, бело-синие корпуса общежитий, чистые дорожки, зелень летом, снежок зимой. И потрясающий вид на природу вокруг. Уж не знаю, задумка это создателей «Быстринского», или так вышло само, но когда ты работаешь месяц на вахте без выходных, отдыхать надо не как попало, а вот так – в отдалении, в тишине, посреди природы, где не шумят машины и всё как-то размеренно.
За три командировки сюда я успел пожить и в коттеджах, предназначенных для гостей и топ-менеджмента, и в самых обычных общежитиях, там же, где располагаются большинство работников. В комнатах живут по двое, внутри есть свой санузел, телевизор, кровати, шкаф, стол, стулья и прочие мелочи. В общем, всё необходимое только у тебя и твоего соседа, а не на весь этаж. Круто. Ну и стирать на руках не надо, если не удалось сдать вещи в прачечную – в каждом корпусе несколько машин-автоматов.
Ну а что делать в свободное время? Во-первых, можно спать (даже днём, тут все понимают, что пришедшего с ночной смены беспокоить не стоит, и потому не шумят). Во-вторых, ТВ, Wi-Fi – само собой разумеющееся. Думали, все?
«Физкультурно-оздоровительный комплекс» – название хоть и отдаёт чем-то официозным, на деле это и фитнес-клуб, и спортзал, и сауна. И народу там каждый вечер – натурально как в каком-нибудь клубе в центре Читы после рабочего дня. В компании вообще спорт сильно любят, поэтому регулярно проводят спартакиады, игры, есть площадки для йоги, столы для бильярда, настольного тенниса и даже зал для сайклинга – да даже в столице Забайкалья на моей памяти такая была всего одна, и та вроде не прижилась, слишком в новинку. А тут вполне себе, несмотря на поздний час, девушки крутят педали, мужчины наверху тягают штанги и бегают на дорожках, одновременно смотря видео на экране тренажёра (да, они тут очень крутые). Хотите сыграть в волейбол или футбол вечерком – пожалуйста, тут игры каждый день.
«Спорт – часть ДНК быстринца, нашего культурного кода. В его основе – ответственное отношение к своему здоровью, самочувствию, а также активная жизненная позиция. Сотрудники Быстринского ГОКа выбирают играть в футбол, бильярд, рыбачить, прыгать с парашютом, бегать, играть в дартс. Не обязательно быть титулованным спортсменом, иметь разряд, но важно (и это поощряется) быть активным.

Быстринцы - это про достижения, про успех. Это заложено в нас, в каждом. В работе мы боремся за каждую тонну, каждый результат, этот запал помогает нам и в спорте. Спорт даёт возможности для выстраивания доверительных, открытых отношений друг с другом, на одной площадке в одной команде играют рабочие, специалисты, директора. Нас объединяют трудности и победы».
Александр Попов,
генеральный директор ГРК «Быстринское»
РАЗВЕ ЭТО НЕ ВРЕДИТ ПРИРОДЕ?
КАРЬЕРЫ, ФАБРИКА, ПОСЁЛОК –
До того, как тут появился Быстринский ГОК, это был нетронутый уголок забайкальской природы. Горы, леса с устремлёнными в небеса деревьями, неумолкающий щебет птиц, а если повезёт, то можно лисичку увидеть или белочку. А теперь... да ничего теперь не изменилось. Серьёзно. Конечно, на территории комбината лису вы вряд ли увидите, но вот в окружающих лесах по-прежнему встречают косуль и рысей, на хвосто- и водохранилище летом полно птиц, да и рыба там есть (что очень соблазняет заядлых рыбаков среди сотрудников, но ловить её нельзя).
В 2022 году учёные СО РАН приезжали сюда, чтобы оценить биоразнообразие местности и воздействие комбината на природу.
На Быстринском ГОКе прекрасно понимают, что пришли сюда не на 5 и не на 10 лет, и, взяв что-то у природы, надо давать ей взамен.
Вот, скажем, водохранилище. Когда подъезжаешь к нему, его не видно целиком, оно как бы открывается из-за сопки – и это потрясающе. Словно горное озерцо где-то в Альпах. На то, что это искусственный объект, намекает только дамба с одной из сторон, и стоящая под ней насосная станция. Чтобы созданная экосистема была полноценной, сюда даже запускают мальков рыб. Да даже на хвостохранилище, где собирается то, что осталось от руды в ходе производства, летом живут утки, а само оно выглядит как ещё одно озеро!
Можно долго рассказывать про разные технологии, которые применяют для минимизации воздействия на экологию – например, про газоочистные установки, которые эффективны на 99,5% при требуемой норме в 93%. Но вот вам простой и очень показательный пример – практически все отходы отсюда увозят на переработку. Да-да, из глуши за 500 километров от Читы бумагу, пластик, стекло, металл и прочее раз за разом отправляют, чтобы дать им вторую жизнь. То же, что остаётся на местном полигоне, хранят так, чтобы не загрязнять сточные воды – а если вода попала в хранилище из-за дождя или снега, её фильтруют и используют, например, в пожарной службе.
Экологических проектов у компании много – в том числе, и постройка солнечной электростанции, и многочисленные волонтёрские ивенты в Чите и Газимурском Заводе. Это всё часть того, что называют EGS-стратегией: environmental – экология, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление. Про экологию я вам рассказал, корпоративное управление включает в себя прозрачность и открытость, а результаты социального направления вы и сами видели – именно Быстринский ГОК профинансировал реконструкцию площади Декабристов, Дворца пионеров, проводит инженерный марафон IMake для школьников и много чего ещё.
Вот такая она, Быстра, маленькая, но очень развитая страна посреди забайкальской тайги. Именно страна, ведь комбинат не похож ни на что другое в регионе. Она никогда не спит, всё время движется и делится своей энергией с каждым, кто тут побывает. Даже немного жаль, что у меня, как у гостя-журналиста, есть всего несколько дней, чтобы прочувствовать её. А вот у тех, кто тут работает, отношения с Быстрой иные – это не просто место работы или вахта. Это второй дом. И в него хочется возвращаться.
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
Просмотров: 6 006