Добыча алмазов
Как живут и работают люди в условиях вечной мерзлоты?
Работающие в арктических районах Якутии вахтовики рассказали, как ищут алмазы
за полярным кругом
Вечная мерзлота, заснеженные просторы до самого горизонта и температура, которая порой опускается до -60 °С — для обычного человека жизнь за Полярным кругом, скорее всего, представляется сродни выходам в открытый космос. Здесь десятки километров безлюдной территории, а вместо привычных котов и собак чаще встречают северных оленей.

Главная уникальность Якутии, пожалуй, в том, что ее недра богаты алмазами. Их в нашей стране исторически добывает компания АЛРОСА, которая охватывает 30% всей мировой добычи алмазов и 90% — российской.

За Полярным кругом люди постоянно не живут — работа ведется вахтовым методом. Как добывают алмазы в этом суровом крае? Как устроена жизнь вахтовиков, и почему они выбрали именно эту работу? Узнали об этом из первых уст.
02
Как живут вахтовики, добывающие алмазы из россыпей?
Алмазный край
01
03
04
Какие они, добытчики алмазов?
Глухая тундра превратилась в промышленный центр
05
Какие алмазы находят за Полярным кругом?
АЛРОСА добывает алмазы в Якутии уже много лет — в активе компании около 20 коренных и россыпных месторождений. В первом случае драгоценные камни извлекаются из карьеров и подземных рудников, во втором — в руслах рек.

Часть месторождений находится далеко за Полярным кругом. В основном это россыпи, расположенные в арктических районах Якутии. Добычу здесь ведет дочерняя компания АЛРОСА — «Алмазы Анабара», которая является лидером среди мировых предприятий по добыче алмазов из россыпных месторождений. Компания добывает и проводит геологоразведку в Анабарском, Оленекском и Булунском районах Якутии.

Так как же добывают алмазы из россыпей? Ответ — добыча здесь сезонная. Работа начинается зимой: в течение нескольких месяцев под покровом полярной ночи и при температуре -60 градусов Цельсия на добычных участках копают шурфы — узкие ямы глубиной до 25 метров.

После их отвозят на рудные дворы и оставляют на складах до лета. В мае-июне начинается промывочный сезон добытых песков — он длится до 100 дней. Финальный штрих — отделение алмазов от пустой породы и других минералов, а также последующая очистка, которую проводят на обогатительной фабрике.
алмазный край
— Из них мы извлекаем пески и оцениваем содержание алмазов, — делится с нами секретами вахтовик Андрей Егоров. — Только после того, как определим участок с наибольшим процентом алмазов, начинаем вскрышные работы. Кстати, вскрыша (это, буквально, пустая порода, которую выбирают, «вскрывают») иногда достигает 10 метров в глубину. Сняв «пустой» слой, мы уже рыхлим и выкапываем алмазоносные пески.
Как живут вахтовики, добывающие алмазы из россыпей?
Многие работники добывающих и обогатительных комплексов АЛРОСА разлучаются с семьей и родным городом или поселком на несколько недель, чтобы отработать свою вахту за тысячи километров от дома. Вахта длится от двух недель до трех месяцев, в зависимости от должности работника.

Безусловно, люди выбирают работу вахтой в первую очередь из-за зарплат. Но при этом работа должна быть обязательно по душе, а условия проживания вдали от дома — комфортными.

На приисках построены вахтовые поселки с благоустроенными общежитиями, культурными центрами, банями и тренажерными залами, столовыми. Здесь есть сотовая связь и спутниковое телевидение.
До участка добираться сложно: из Якутска вылетаем самолетом, потом еще четыре часа едем по зимнику, отмечает начальник горного участка Евгений Лукашов на одном из приисков. Но, несмотря на отдаленность от цивилизации, условия жизни там просто отличные. Дома благоустроенные, есть средства связи, что очень важно для видеозвонков. Есть тренажерный зал, культурный центр, а в кинотеатре фильмы показывают. Благодаря этому оторванности от «большой земли» мы не чувствуем.
Рабочие говорят, что конфликтов на вахте практически нет, потому что негативные люди здесь долго не задерживаются. Со временем образовался сплоченный и дружный коллектив. Здесь работают люди разного возраста, и все находят общий язык. Если случаются нештатные ситуации, все друг другу помогают. По-другому нельзя, это север.
Евгений Лукашов, начальник горного участка на одном из приисков.
С вахтовым методом я знаком еще со студенчества, и он мне сразу понравился. В этой работе есть романтика: север, тайга, тундра, вокруг только снежные пейзажи. Конечно, и зарплата устраивает, делится своей историей Канат Семенов, рабочий другого вахтового поселка.
Плюсы вахты еще и в том, что не нужно заранее планировать отпуск или договариваться о том, чтобы тебя подменили.
Мне нравится такой режим работы, — признается вахтовик. Это очень комфортно. Двух недель межвахтового отдыха вполне достаточно для полноценной поездки с семьей на море или решения бытовых вопросов. А еще на вахте природа, тишина, умиротворение. Многим не хватает городского шума, а я, наоборот, приезжаю и наслаждаюсь спокойствием.
Глухая тундра превратилась в промышленный центр
За Полярным кругом встречаются не только россыпные месторождения алмазов. Исторически алмазы добывают из кимберлитовых трубок — древних кратеров, по которым миллиарды лет назад на поверхность земли вырывалась магма. Кимберлит — застывшая магма. Это и есть порода, в которой находят алмазы.

В активе АЛРОСА сегодня 11 кимберлитовых трубок, большая часть из которых располагается в Якутии. Совсем недавно, в 2018 году, АЛРОСА открыла Верхне-Мунское месторождение. На сегодняшний день это единственное коренное месторождение компании, расположенное за Полярным кругом в 170 км от города Удачного, который появился много лет назад благодаря открытию одноименной кимберлитовой трубки.

Сегодня это месторождение уверенно называют одним из самых богатых. Его запасов хватит для продолжения добычи в течение более 20 лет.

Представители компании рассказывают, что на самом деле история Верхне-Мунского началась еще задолго до официального открытия. В 1956 году геологи открыли этот богатый алмазоносный район, а только в 2015 году АЛРОСА начала подготовку к запуску.

Первым вызовом стала логистика. От ближайшего населенного пункта и фабрики, на которой обогащают руду, — 170 км. Чтобы решить задачу, создатели проекта построили круглогодичную технологическую трассу протяженностью 151 километр.
Если после этой информации вас посетила мысль приехать в Верхнюю Муну и «накопать алмазов» — готовьтесь разочароваться.

Во-первых, попасть на режимное предприятие могут только его сотрудники, и простому обывателю проникнуть туда не удастся. А во-вторых, специалисты рассказывают, что в куске руды найти кристалл практически невозможно. Алмазы извлекаются не сразу — для начала руда отправляется на обогатительную фабрику, где проходит множество стадий, прежде чем из нее будут извлечены драгоценные камни.
— В районе нашей технологической дороги проходят сезонные пути миграции диких северных оленей, — делится Денис Вихров, один из создателей проекта. — При строительстве мы это учли и предусмотрели пять переходов с более пологим спуском и предупреждающими знаками для водителей автопоездов, которые возят руду с Верхней Муны в Удачный. Наши экологи регулярно следят за передвижениями животных, и при их приближении движение по дороге запрещено.

Какие они, добытчики алмазов?
Раньше Верхняя Муна была безлюдным местом, где единственные обитатели — алмазы. Сегодня здесь раскинулся вахтовый поселок с необходимой инфраструктурой. Помимо этого, для будущих работников месторождения построили новый жилой дом в городе Удачном.

Рабочие трудятся вахтами по 28 рабочих дней, 28 выходных и 2 смены в сутки по 12 часов. Многие из них еще и учатся — АЛРОСА проводит стажировку и помогает освоить нужные навыки.

Также есть те, кто давно знаком с горной добычей, а сейчас осваивает новые специальности. Среди них, например, есть работники автобазы Удачнинского ГОКа, которые обучились управлению автопоездами для перевозки руды с Верхней Муны в Удачный и БелАЗами для работы в карьере.

Все рабочие трудятся на новой технике. Так, например, специально для Верхней Муны доработали гусеничный экскаватор. Кроме прочего, для работ при низких температурах внедрили специальные гидравлические шланги бурового станка.
— Особенность станка в специальном дополнительном утеплении машинного отделения, где находятся двигатель и компрессор, — рассказывает сотрудник Верхне-Мунского месторождения Максим Баранов. — Утеплена и кабина машиниста. Кроме того, агрегат имеет свой дизельный генератор, который обеспечит обогрев всего станка даже при заглушенном двигателе. Еще в кабине есть кондиционер и жалюзи, которые особенно пригодятся летом.
Всего на Верхней Муне работают 945 человек, около 600 из которых трудятся на вахте. Есть и актуальные свободные вакансии: сегодня для работы вахтовым методом сюда набирают 30 человек, еще 42 — для вождения автопоездов. Подробнее о вакансиях и работе в компаниина сайте.
Арктика известна своими красочными северными сияниями, а здешние месторождения — цветными алмазами, которые встречаются в природе намного реже, чем бесцветные. По мере истощения известных месторождений таких алмазов становится всё меньше. Именно поэтому бриллианты из таких алмазов зачастую ценятся в десятки раз выше, чем бесцветные самой чистой воды.
Какие алмазы находят за Полярным кругом?
Коренное Верхне-Мунское месторождение тоже не отстает. Через несколько месяцев после запуска здесь нашли ярко-желтый алмаз массой 17,44 карата. Помимо цветных, месторождение славится крупными бесцветными кристаллами массой выше 50 карат, что говорит о том, что интересные находки еще ждут впереди.
А еще здесь же добыли алмаз насыщенного желтого цвета весом 34,17 карата, из которого впоследствии получился не менее насыщенный желтый бриллиант «Жар-птица» весом 20,7 карата.
Россыпные месторождения «Алмазов Анабара» служат стабильным источником цветных алмазов. Например, именно здесь в 2017 году добыли природный розовый алмаз массой 27,85 карата, ставший самым большим из всех найденных на территории России. После огранки, на которую, к слову, ушел целый год, он превратился в исключительной красоты бриллиант в 14,83 карата с романтичным названием «Призрак розы».
Просмотров: 1 937