Нет, убирать нельзя. Только исключив из реестра. Сделать это можно по решению правительства. Надо провести экспертизу и доказать, что здание утратило свою историко-культурную ценность. Хорошо, что придумана такая норма, а то многие бы объекты исключали. В физическом смысле перенести куда-то памятник нельзя.
— Но попадание этого памятника в реестр блокирует собственнику возможность что угодно делать с ним. Это, очевидно, вызывает напряжение у тех же строителей. Периодически эти памятники стоят в тех зонах, где ведется комплексная застройка в том числе. И они хотели бы, чтобы их там не было. Их можно оттуда как-то убирать или нет?
Тогда его надо законсервировать или пройти экспертизу и исключить его из реестра. Мы же охраняем не только красивые памятники, но и которые находятся в руинированном состоянии.
— Если памятник начинает рассыпаться, что тогда?
Сейчас да, и еще это должна быть организация, которая имеет лицензию на проведение работ по реставрации и ремонту памятников. Но в следующем году законодательство меняется, и проводить ремонты смогут нелицензированные организации. Единственное, если в здании есть предметы охраны, то должна действовать всё-таки организация с лицензией.
— Когда проект одобрят, это передается подрядчикам, которых должен нанять собственник?
Почему же, могут и инвестировать. Например, реставрацию Шумовского дворца провели на федеральные деньги. Конечно, Российская Федерация мало-мало, да, инвестирует в реставрацию. У нас чаще наблюдается проблема с субъектами в региональных значениях.
Не значит, что, если зданию присвоен статус ОКН, с ним ничего делать нельзя. Нужно грамотно подходить к вопросу, соблюдая все тенденции объекта, их можно и использовать по-разному. Например, деревяшки. В них можно открыть офис, столовую, кафе. Обыграть это всё.
Вот усадьба Зазовских (Анохина, 56) начала XX века. Братья построили доходные дома. Один дом был Г-образной формы, с купольным завершением и располагался на углу. К нему через арочный проезд был пристроен второй объем, во дворе были хозяйственные постройки. Все здания являются объектами культурного наследия регионального значения. В конце 90-х годов решили расширить это здание, пристроить к нему еще одно.
— Это федеральная собственность, но вряд ли государство начнет заливать деньги в реставрацию памятников.
Это так, а место-то не освобождалось. Пока памятник в реестре, даже если его нет физически, на земельном участке ничего нельзя построить.
— Но в 90-е такие объекты часто просто жгли.
Да, здесь много исторических объектов. Это, например, историческое здание первого центра Читы. Здесь была базарная площадь, городское торговое здание. Впоследствии всё это было снесено. На территории были построены лавки Бревнова, которые возводил Второв и сдавал Бревнову в аренду.
— Мы подошли к прекрасному перекрестку (Анохина и 9 Января). Он один из самых красивых в Чите, однако не самых благополучных.
Да, это нарушение. Конечно, здесь должны стоять нормальные деревянные окна. Дело в том, что исторические окна тут не сохранились. Как предмет охраны деревянные окна мы не могли включить, потому что их не было. Вопрос в том, как собственник подошел к замене окон.
— В исторических зданиях установлены белые пластиковые окна? Так было в проекте или это нарушение? Как это возможно?
Да. Он строился для Русско-Азиатского банка. Интересно то, что есть подвальное помещение с дверьми, как в хранилище. Там еще сохранился сейф. В этом здании впервые в Чите применили железобетонное перекрытие. В 92-м или 93-м, когда здесь был Сбербанк, обвалилась штукатурка с потолка. Мы стали осматривать, нашли места, проложенные газетами с ятями. То есть дореволюционные. Получается, что еще тогда уже были требования для банка о таких перекрытиях.
Нестандартные здесь и лестничные марши. Одна сторона сделана ступеньками в стену, а вторая поддерживается коваными фермами-ограждениями.
— Дом, который строился следом за ним, — это тоже объект культурного наследия регионального значения?
Деревянное здание строилось сразу же с брандмауэрной стеной, потому что оно стояло на границе участка. Это, во-первых, требования пожарной безопасности, во-вторых, возможность пристроить к этому зданию что-то. Так и получилось это соседство.
— Насколько необычен этот стык деревянного и кирпичного зданий?
Да, и памятники требуют больше денег.
— Но это всегда вопрос финансов.
Может. В любой собственности.
— То есть памятник может быть в личной собственности?
Я ездила в Вологду, мне очень понравилось. Там действительно очень много отреставрированных домов. Они используются. Нет такого, что вот идешь и кажется, что нет хозяина в центре города. Много хороших примеров реставрации.
А вот, кстати, дом Козлова — вашего однофамильца. Раньше там была детская больница, которую впоследствии перевели. 10 лет здание стояло неэксплуатируемое, оттуда начали всё тащить. Потом здание передали транспортной полиции, они сделали проект, хорошо восстановили дом. Единственное, что в здании не соответствует историческому облику, — металлическая обшивка. Но она согласована.
— А есть какие-то регионы, которые удачно выстроили работу с ОКН? Такие, где достаточно много примеров реставрационных работ, которые уже выполнены?
Да. Восстановили резьбу, отреставрировали парадный вход, восстановили дверь.
У нас вообще по законодательству бремя содержания, то есть ремонт, поддержание объекта — всё возлагается на собственника.
— Это тоже пример того, как можно сохранить здание? То есть, условно говоря, заходит некая организация, которая берет здание под свое крыло, восстанавливает ОКН?
Обязательно составить проект реставрации, который должен пройти экспертизу. Здесь кирпичи уже разрушаются. Надо произвести укрепление этой кирпичной кладки, вычинку разрушенных кирпичей, чтобы штукатурный слой примыкал. Это здание ремонтировали, но еще в 90-х годах. Тогда особо проектов не делали, и получилось, что получилось.
— Здесь тоже видно, что фасад требует внимания. Что нужно сделать для того, чтобы этот фасад отремонтировать?
Мы как работали, так и работаем. Но очень видна популяризация объектов культурного наследия. В рамках года культурного наследия, во-первых, мы создали каталог электронных объектов по Чите. Его мы хотим доработать и выпустить книгу. Во-вторых, мы подготовили альбом, содержащий информацию о памятниках архитектуры города. Всё это сделали за счет бюджетных денег.
— Возвращаясь к году объектов культурного наследия, что дало объявление этого года? Что-то поменялось в вашей работе?
Мы настроены оптимистично. Появились такие возможности, как частное партнерство, вот эта аренда за 1 рубль. Это привлечет инвесторов. И Российская Федерация так или иначе восстанавливает ОКН. Думаю, всё будет хорошо.
— Вы в части судьбы объектов, которые относятся к архитектуре, оптимисты или пессимисты?
Когда-нибудь всё равно это восстановится. Тем более мы стали больше говорить о нашем самосознании, о том, что нам необходимо беречь историю в свете всех мировых событий.
Законодательство следит, чтобы было сохранено то, что является предметом охраны. Кроме лепнины, восстановили утраченную террасу, выход балкона на втором этаже.
Мы не можем обязать, потому что предмета охраны нет.
Это дом архитектора Никитина Гавриила Власьевича. Одно из самых красивых зданий, по-моему, в Чите. Когда я начинала учиться в институте, здесь была библиотека. Здание было обшарпанным, с прогнившими полами, без башни — она была утрачена. В 1990 году здание передано в безвозмездное пользование творческим архитектурно-проектным мастерским «Читаархпроект». Организация его полностью восстановила на свои деньги. Объект очень интересный: внутри почти в каждом помещении очень богатая лепнина.
— Но согласитесь, что это здание изуродовано вот этим подходом. Можно обязать собственника заменить окна?
— Мы подошли к еще одному красивому историческому зданию. Расскажите о нём.