В 2025-м появился электронный каталог объектов культурного наследия Забайкальского края — это незавершенный стартовый продукт с большим потенциалом.
По ее мнению, год объектов культурного наследия — это неформальное событие для региона, а его главы не до конца понимают, какую уникальную работу на территории края они создают.
Финансирование проведения ремонтных работ осуществляется за счет средств местного бюджета и с помощью администрации сельских поселений муниципального района, а также при активной поддержке местного населения, проявляющего высокий уровень гражданской ответственности.
Как говорит пресс-секретарь Агинского дацана Цыдып-Лама, в XVIII веке, когда буддизм распространился на территории Забайкалья, буряты еще не умели строить деревянные и каменные здания.
Первые культовые здания строили приглашённые русские мастера и плотники, начиная со второй половины XVIII и начала XIX века.
Их отличительная особенность — четырехскатная крыша вместо куполообразной. С выходом реформы Михаила Сперанского в 1822 году царское правительство занялось вопросами верствоведания бурятского народа. В этот период появился архитектурный стандарт в строительстве бурятских дацанов. Например, для строительства здания «Согчин дуган,» в 1881 году был приглашен мастер с десятью подмастерьями.
Стоимость подряда была тогда 18 тысяч рублей. Краску толкли
из драгоценных камней, получали тонкий порошок, просеивали, смешивали с простоквашей, тёрли, сушили и опять тёрли. Простокваша придавала этим краскам липкость и блеск. Растворителем для красок, в зависимости от характера работ, служили олифа, конопляный, бобовый, тунговый, водяной раствор, а клей изготавливали из кожи быков и рыбы.
Также здесь находятся семь памятников воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В районе расположено 23 мемориальных комплекса, посвященных погибшим воинам и землякам в годы ВОВ.
Помимо этого, в селе Цугол ведется большая работа по реставрации захоронений воинов, поиску их истории, имен и биографий.
По словам специалистов, немногие объекты «доживают» до восстановления и реставрации.
Однако в целях сохранения и популяризации ОКН Забайкалья 2025 год объявлен Годом культурного наследия.
Какие еще ОКН есть в Забайкалье
Из чего строили дацаны два столетия назад и как их реставрируют сейчас
«Энциклопедия Забайкалья» и ее влияние на ОКН
Зачем в Забайкалье реставрируют захоронения воинов
Если человек (физическое лицо) покупает объект культурного наследия, то вместе с этим он становится обязан содержать его в надлежащем техническом состоянии.
По словам Аягмы Ванчиковой, выявленные объекты, уже внесенные в реестр — это история работы службы, реализации государственных полномочий.
Далее служба принимает решение — несет ли объект важное наследие, ставить ли его в реестр и регионального или федерального значения этот объект.
Болот Намжилов, исполняющий обязанности главы Могойтуйского округа
— Государственная и муниципальная политика в сфере сохранения объекта культурного наследия требует от нас эффективного взаимодействия всех уровней власти. Перед общественным государством стоит основная задача — сбережение доставшихся нам от предков материальных ценностей, памятников, истории, архитектуры, свидетелей знаковых событий и мест поворотных моментов в истории, несущих в себе код идентичности народа. Сейчас в Могойтуйском районе в реестре памятников истории находится 18 объектов, в том числе один — это памятник федерального значения «Ансамбль Цугольского дацана».
Болот Намжилов, исполняющий обязанности главы Могойтуйского округа
Цыпылма Дондокова, глава поселения Цугол
— Стоит достаточно серьезный вопрос по включению остальных объектов в региональный реестр, чтобы обеспечить сохранности и дальнейшее развитие. Сейчас охранные обязательства проведения ремонтных работ осуществляются силами администрации поселений нашего района и участия жителей всего района.
— В 2015 году поступил запрос, что в Цугольском поселении есть братские захоронения со времен ВОВ. Было установлено три таких места. Девять лет назад мы вместе с различными организациями, школьниками, добровольцами возложили на захоронениях кирпичи. В 2001 году еще было подписано соглашение о предоставлении субсидий из бюджета Забайкальского края на федеральную целевую программу для увековечения памяти погибших, запланированная на 2019−2024 годы. За счет нее мы поставили мраморные памятники и плиты.
Татьяна Бернюкевич, доктор философских наук, доцент московского государственного университета
— Какие-то объекты мы не можем включить в реестр по сложным правовым аспектам. Каждый вопрос требует конкретного решения и системного подхода
Аюша Мункуев, глава Дульдургинского округа
— Этот вопрос имеет для нас особую значимость, учитывая богатое историческое наследие региона. В Дульдургинском районе, в частности, расположены два памятника природы — это Храм Ворота Уудэн Сумэ и вершины Алханая. Они уже входят в оригинальный реестр объектов культурного наследия. И, помимо этого, 18 памятников, мемориальных комплексов и мест погребения времен Гражданской войны, два дацана, один туган. В контексте исследования состояния мемориальных объектов, посвященных участникам Великой Отечественной войны, следует отметить, что большинство таких памятников и мемориальных комплексов находится на балансе сельских администраций.
Насак Бабужапов, глава Агинского округа
— В каждом городском и сельском поселении имеются памятники истории, посвящённые погибшим воинам-землякам в годы Великой Отечественной войны. Органами местного самоуправления ведется работа по сохранению этих объектов. Так, в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» за последние 5 лет отремонтированы памятники в селах Урда-Ага, Челутай, Сахюрта, Гунэй, Будалан.
Наталья Дроботушенко, координатор проекта «Энциклопедия Забайкалья»
— В нем информация подается более обширно, нежели в реестре и может быть интересна всем жителям края: от школьника до ветерана. Главное, чтобы энциклопедия регулярно пополнялась и мы могли увидеть динамику происходящих процессов.
Наталья Дроботушенко, координатор проекта «Энциклопедия Забайкалья»
— Сейчас идет процесс создания новых объектов культурного наследия, в том числе со статистической точки зрения. Мы видим появление монументальных произведений. Например, такой масштабной работы, как в Агинском округе, на территории края больше нет.
За что низкий поклон администрации округа, главам и, конечно, населению. Потому что это единство необходимо для сохранения культурного наследия.
— Сейчас почти на осталось мастеров, которые бы реставрировали таким способом. Когда начали восстанавливать храм после пожара, Министерство культуры установило сроки, заключило подрядный договор. Если бы мы решили реставрировать по старым методам, потребовалось бы лет 10, но у нас такого времени не было. Дается один год, в течение которого необходимо освоить деньги и провести работы. Так что использовали современные краски.
— В соответствии с 73-м ФЗ по объекту культурного наследия, всё обременение лежит на пользователе. Исходя из того, что это всё-таки политика государства, и объекты культурного наследия являются уникальными, неповторимыми, то они становятся точками притяжения для туристов. И, как правило, объект культурного наследия, получив такой статус, работает сам на себя, развивает территорию, — добавляют участники круглого стола.
По словам московских ученых, исторические памятники — это прежде всего сохранение памяти о далеком прошлом. Цугольский дацан — это тоже священное место, центр просвещения.
Также сейчас в крае разрабатывают уникальный проект — Бекетовскую карту, с помощью которой дети с 14 лет смогут тратить деньги с нее на экскурсии по местам ОКН.
— Когда Наталья Дроботушенко упомянула об «Энциклопедии Забайкалья», я сразу подумала о том, что у нас есть и школьный предмет «Забайкаловедение». И оно важно для воспитания подрастающего поколения, популяризации объектов культурного наследия.
— Наличие таких зданий, сооружений, жилых домов, объектов, которые для конкретной местности имеют свое значение, это уже работа муниципалитета с конкретной службой. Служба в случае подачи заявки муниципалитетам создает комиссию, которая проводит оценку, выходит на объект, заполняет нормативные документы и отвечает на два важных вопроса: насколько это здание имеет историческую, региональную и культурную ценность.
— Эти объекты значимы не только в истории округа и края, но и в целом для нашего общероссийского культурного пространства. Задача — не только сохранить наше уникальное наследие для будущих поколений, но и использовать как действенный инструмент улучшения жизни людей здесь и сейчас.
Кто должен заботиться об ОКН, если в нем живут обычные люди
«Наша задача — сохранить»