Секретные кладовки,
старинные ключи
и неподъемные двери
Что прячется за дверьми Банка России в Чите
— Мои сотрудники говорят, что я критически отношусь ко всем проделанным работам. Конечно, я бы хотел, чтобы здание выглядело еще лучше, но оно и так в достойном состоянии. Хотелось бы его ежегодно красить, но это невозможно, так как ремонтировать фасад мы можем по нашим нормам раз в три года.
— Сегодня мы будем говорить про одно из самых примечательных зданий Читы — здание отделения Банка России. Со стороны оно кажется наиболее сохранившимся среди всех исторических объектов. Как собственник оценивает его состояние?
— Капитальный ремонт внутри здания и снаружи проводили очень давно. Это было в 1996—1997 годах. В 1993-м его признали памятником, мы сделали капитальный ремонт. Сейчас текущие ремонты проводим каждый год. В последнее время мы заключаем долгосрочные контракты: начинаем что-то ремонтировать в январе и заканчиваем в декабре. Самое сложное, конечно, фасад, так как здание историческое.
— А внутри часто ремонт проводится?
— Да, конечно. Больше 100 лет деревянные двери не могут выстоять в погодных условиях Забайкалья.
— Двери в какой-то момент были заменены?
— Оригинальная крыша. Это не сильно бросается в глаза, но специалисты говорят, что кровля была на 30 сантиметров выступающей, то есть длиннее. Она больше защищала фасад от осадков. Остальное — это не утрата. Это скорее мера необходимости, потому что мы работаем по нормам. Например, установлены бронестекла. Они обычно не ставятся в исторические здания, но мы такое решение приняли: поставить ажурные решетки, повторяющие те, что были в приемке.
— Что еще было утрачено внутри и снаружи? До того как здание попало в реестр.
— Чтобы поставить такие лампочки, которые мы поставили на улице, горящие огнем, возникнет проблема. Мы проиграем в плане освещения и нарушим законодательство по охране труда. Для работы людям нужен комфортный свет. В первую очередь мы должны заботиться о здоровье наших сотрудников. 

Одна из основных болей — наши окна, они металлические с уникальными уплотняющими элементами, которые сейчас не выпускаются. Мы очень хотим их поменять, но у нас нет разрешения от отдела культурного наследия. Но цена на деревянные окна, какие и были раньше, для Банка России неподъемна. Одно окно выходит в цену до 500 тысяч рублей.
— Планируется обыграть это? Сделать другие лампочки?
— Здесь у нас представлена различная историческая техника и документы, денежные знаки, символы тех эпох, через которые Банк России пронес свое существование в Забайкальском крае.

Есть интересная оригинальная ручка от двери на главном входе. На ней есть штамп, она изготовлена в Туле. 

Из-за камня, который мы нашли пару лет назад во время ремонта теплотрассы, мы спорим с историками насчет укладки улицы перед банком. Мы говорим, что она была мощеная. 
— Давайте перейдем в экспозиционную часть вашего музея.
— Самое важное в ремонте фасадов в Забайкалье — это даже не сам ремонт, это те условия, в которых существуют наши здания в Чите: большие перепады температур и влажности при смене времен года. Это сказывается пагубным образом на штукатурных фасадах, подобных нашему. Если на него попадает вода, то практически гарантированно в течение года он разрушается. Мы оперативно устраняем эти дефекты, поэтому их мало кто замечает.
— Как ремонт фасадов вообще проходит? Что здесь важно?
— Чтобы здание отнесли к объекту культурного наследия, оно должно иметь исторические корни. Двухэтажная часть — историческая. Трехэтажная — пристройка. Фасад отделан таким образом, что даже я сейчас путаюсь, где какая, — визуально нужно вглядеться и увидеть разницу. Она небольшая: в оформлении окон, в этажности. Но, когда вы проезжаете по улице или проходите мимо, у вас создается четкое впечатление, что это один полноценный комплекс.
— Мы сейчас подошли к той части здания, которая была пристроена чуть позже к историческому. Оно сейчас целиком относится к объекту культурного наследия? Или только эта часть?
— Мы всегда оптимизируем свою деятельность и расходы. На сегодня решения по перемещению нет.
— Это одно из немногих зданий в Чите, в котором исторически находилась одна и та же организация. Оно строилось под банк, и он же здесь был 100 с лишним лет. Никогда не хотели поменять здание?
— Здесь мы можем наблюдать минимум три исторических элемента. Первые два — двери. Их нам никогда не позволят менять. Одна из них вела в квартиру управляющего Госбанка, она была по фасаду вдоль всей Ленинградской. Сам банк находился на втором этаже в небольшой части помещения. Остальное — квартиры управляющего, кассира, контролера, нижних чинов и так далее. 

Третий элемент — это историческая лестница. Ее размер остался неизменным, но при капитальном ремонте мы немного стилизовали обрамление плитки. Часть элементов утрачена в силу бурной жизни нашей страны. 

В одном из помещений всегда размещался операционный зал, где работали с клиентами. Здесь интересная лепнина на потолках, но, к сожалению, отопление угольными печками приводит к появлению черных полос.

Стоит обратить внимание и на исторические люстры. Лампочки на них выглядят неуместно — в цоколях должен быть масляный светильник или небольшая свеча. У нас на чердаке сохранились лифты, которые вручную опускают эти светильники. Это нужно было для того, чтобы их зажигали, тушили или меняли свечи.
— Хорошо, давайте посмотрим, что внутри.
— Если посмотреть на входную группу, вы сразу увидите фонарь, который отличается по цвету. Все коричневые, а он черный. Около 5 лет назад мы нашли его в своих закромах. В какой-то момент поняли, что это оригинальный фонарь с входной группы. Наши специалисты его разобрали, отреставрировали и покрасили в исходный цвет. В прошлом году, нашем юбилейном, мы его торжественно повесили и поставили специальную лампу, которая горит как огонь. Это, наверное, то, что мы сделали для исторической части снаружи. Всё остальное сделано нашими предшественниками, за что им огромное спасибо.
— Какие элементы, сохранившиеся здесь, вы оцениваете с особой гордостью?
Год объектов культурного наследия продолжается. В новом выпуске проекта «Редколлегия» журналист Дарья Кливенкова поговорила с управляющим Читинского отделения Банка России Алексеем Белобородовым. Да не просто обсудила историческую значимость здания, но и посетила места, где окна сто лет были наглухо закрыты, двери открываются лишь старинным ключом, а богатства заключают в себе деньги с богатой историей веков.
То, чем мы гордимся в отделке внутри, — способность наших сотрудников сохранить в очень близком к первозданному виду историческую кладовку.
Ее строили вместе со зданием.
специальный
выпуск
— Да, сначала сделали кирпичную пристройку, потом в один из ремонтов сделали оформление. Технологии содержания одинаковые, фасады отштукатурены, нормы одни и те же. Поэтому разницы практически нет.
— Насколько я знаю, сначала здание выглядело иначе. Только через какое-то время архитекторы придумали под него оформление.
— Она собиралась из того, что приносили работники, пенсионеры. Сейчас она потихоньку пополняется. 

Давайте зайдем в кладовку, куда имеет доступ крайне ограниченное количество людей. Раньше это был сейф. Это отдельная историческая часть здания, которая резко отличается от остальной его части. У нее усиленные потолки. Она очень сложно открывается и закрывается. Дверь тяжелая, засыпанная тертой керамикой. Она неоднократно красилась. В помещении стоит немецкий сейф. Скорее всего, раньше он стоял у управляющего.
— Алексей, а сложно было собрать эту коллекцию? Сколько времени на это ушло?
— Вот ключ. Он имел характерное кольцо и надпись «Санкт-Петербург Сан-Галли». Система замков в банке была спроектирована таким образом, что решетка и дверь составляли единую конструкцию, встроенную в стену, что делало невозможным их демонтаж без повреждения здания.

Кладовка располагалась на втором этаже, и доступ к ней был только сверху по лестнице — другого выхода нет. В помещении находился старинный шкаф, для которого также недавно были изготовлены новые ключи. Именно в подобных шкафах хранилось золото в бывшем отделении Госбанка.
— Что еще здесь есть из оригинального?
— Да, всё было утрачено. Их, скорее всего, закрыли, когда проводили электричество.
— Почему не открывали? Тоже ключа не было?
— Наша коллекция начинается с денежных знаков царской России. Имеются купюры, которые в народе называли Катенькой и Петенькой. Есть первые монеты, которые появились в нашей стране в XI–XII веках. В то время серебро в России не добывалось, и монеты чеканились из привезенного серебра или из иностранной монеты. Их стоимость определялась по весу или по размеру. На вид они похожи на рыбу и чешую, поэтому в народе они и назывались чешуйками.

Во времена первой денежной реформы — в 1923 году — обмен происходил очень большой. Один рубль одного образца обменивался на 10 тысяч рублей старого образца. В 1923-м копейки были бумажные, в 1937-м выпускаются червонцы в стране. Первоначально они выпустились как ценная бумага, потом стали использоваться как денежные знаки. Один червонец приравнивался к 10 рублям. На червонцах у нас впервые появляется изображение Ленина. В 1938-м впервые выпускаются деньги, где изображен простой народ: летчик, военный, шахтер. Автором этих купюр, как и многих советских, был Иван Дубасов.
— Сейчас мы встретились с хранителем музея банка, Светланой Александровной. Расскажите нам про деньги, которые здесь хранятся.
— В 1947 году прошла очередная денежная реформа по принципу «кто не успел, тот опоздал». Если человек не успевал обменять денежные знаки в течение недели, то они были потеряны.

Реформу 1961 года называют самой гуманной. Она началась 1 января, и к 1 февраля 95% денежной наличности обменяли. Мало кто из народа пострадал. 

В 1991 году обменивались 50- и 100-рублевые купюры. Но буквально через два года из-за возросшей инфляции вновь происходит денежная реформа и уже обмениваются денежные знаки 1991 и 1961 годов. Обменивали по месту прописки, в паспорте ставилась отметка, что обмен произошел. Обменять можно было до 100 тысяч рублей. 

После реформы 1995 года денежные знаки проходили в обращении 4 года. В 1998 году происходит деноминация, когда 1 рубль стал приравниваться к 1 тысяче. В течение всего года ходили в обращении и новые, и старые деньги. С 1999 года в магазинах денежные знаки с нулями перестали принимать. Но их без проблем можно было обменять в банках вплоть до 2002 года.
— Они же недолгое время печатались?
В помещении сохранились стеллажи 1950−1960-х годов, которые отличались особой конструкцией, позволявшей более эффективно хранить все содержимое по сравнению с современными аналогами.

Особую ценность представляет еще один уникальный элемент помещения — окна, которые не открывались более ста лет до того момента, как мы их открыли три года назад. Они играли важную роль в процессе обработки денежной наличности, обеспечивая необходимое освещение для работы.
— Советские люстры, которые неоднократно менялись за годы эксплуатации. То, какими были осветительные приборы до 1998 года, установить сложно, поскольку в советский период помещение активно использовалось для работы с деньгами.

Архитектурная особенность помещения — сводчатый кирпичный потолок, который значительно отличается от остальной части здания. Если в других помещениях конструкции преимущественно деревянные и металлические, то здесь потолок выполнен из толстого кирпича.
— А люстры здесь какие?
Кстати, показанное в фильме «Даурия» ограбление отделения Госбанка с выносом ящиков с золотом из подвала исторически недостоверно, поскольку в данном здании ценности могли извлекаться только сверху вниз — со второго этажа.
Важную роль в сохранении помещения сыграла работа операционного отдела. Сотрудники этого подразделения использовали кладовку как склад и тщательно оберегали ее от посторонних, что, по сути, помогло сохранить помещение в первозданном виде.
Просмотров: 3275
CHITAЛоготип sgp

Информация о возрастных ограничениях в отношении информационной продукции, подлежащая распространению на основании норм Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Некоторые материалы настоящего раздела могут содержать информацию, запрещенную для детей.

На информационном ресурсе применяются cookie-файлы . Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.