Политика Улан-удэнский формат – губернатор сменила пресс-секретаря

Улан-удэнский формат – губернатор сменила пресс-секретаря

Прямой доступ в кабинет Ждановой — большая редкость, а недовольство тем, как информационная работа была выстроена раньше, может подтолкнуть Жданову к работе с куратором направления в обход Кочергина...

26 июня стало известно о назначении начальника управления по информационной политике города Улан-Удэ Юрия Сибирякова заместителем главы администрации губернатора Забайкальского края, который будет курировать вопросы региональной информационной политики и общественных связей. По информации бурятского ИА «Байкал-Daily», Сибиряков возглавлял управление по информационной политике Улан-Удэ с ноября 2014 года. До этого он занимал пост руководителя телекомпании «РТК Байкал» (кабельный канал, уже не работает), а прежде долгое время трудился на ГТРК «Бурятия».

Это новая должность — до сих пор у вице-премьера Дмитрия Кочергина (руководитель администрации губернатора по должности является заместителем председателя правительства региона) был только один зам — первый (в конце 2016 года на эту должность был назначен Сергей Трофимов, руководивший аналогом нынешней администрации - аппаратом администрации Читинской области — до объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в 2008 году).

Вероятно, с одной стороны это означает желание главы региона усилить работу блока, который отвечает за информационные связи с внешним миром, с другой — недовольство тем, как эта работа была выстроена до сих пор Дмитрием Кочергиным и непосредственным руководителем профильного управления пресс-службы и информации Еленой Назаровой. Сибиряков уже прокомментировал своё назначение, и можно предположить, что он не лукавит — наверняка это действительно была инициатива самой Натальи Ждановой, которая ради перемен пошла на первое серьёзное назначение человека из-за пределов региона. И это демонстрация кадрового голода, в условиях которого вынуждена работать исполнительная власть.

Что было до Сибирякова

Нынешняя система работы правительства региона со СМИ была выстроена в 2000-х годах нынешним пиар-директором ТГК-14 Натальей Абраменковой (я работал у неё в управлении специалистом, начальником отдела и заместителем до 2013 года). Эксперименты с пресс-секретарями начались гораздо раньше — кураторы работы со СМИ в аппарате Равиля Гениатулина появились ещё в конце 90-х годов. На этом поприще успели засветиться такие известные в регионе люди как Александр Баринов — нынешний заместитель гендиректора крупнейшей региональной строительной компании РУС, до этого много лет работавший главным редактором правительственной газеты «Забайкальский рабочий» и пресс-секретарём Забайкальской железной дороги, Евгений Минашкин — руководитель регионального управления Федеральной анитомонопольной службы и даже покойный поэт Михаил Вишняков. Пресс-службу создавали в аппарате администрации Читинской области не без участия курировавшего идеологический блок начальника управления делами губернатора Валерия Буянова сначала в виде небольшого отдела, но Абраменкова в середине 2000-х перетянула полномочия на себя и сделала из отдела управление пресс-службы и информации, увеличив его штат до 10 человек.

Абраменкова до своей отставки в 2013 году подчинялась напрямую губернатору, хотя и была начальником управления в составе администрации главы региона. Она проводила самостоятельную информационную политику, корректировал которую только губернатор. Этот статус позволял ей диктовать условия работы со СМИ как органам власти, так и их руководителям — вице-премьеры при Абраменковой (в том числе и курировавшая социальный блок Наталья Жданова) в целом следовали логике Абраменковой.

Абраменкова же набрала в управление пресс-службы не только случайных людей, но и профессиональных журналистов — из «Забайкальского рабочего» пришёл Денис Таскин, с ГТРК «Чита» Екатерина Багова, одно время с Абраменковой в статусе начальника отдела работала радийный журналист, нынешний пресс-секретарь заксобрания региона Ольга Кобзистая, газетчик Сергей Гриднев. При ней в управлении был создан юридический отдел, который, в частности, курировал работу по распределению бюджетных денег — сейчас эта процедура проходит в основном через аукционы.

Со времён Абраменковой работа управления мало изменилась. Упор в работе что при Константине Ильковском, который в 2013 году сменил на посту губернатора Равиля Гениатулина, что при Наталье Ждановой делается на работу с двумя региональными телеканалами - «Альтес» и ГТРК «Чита». На них любившая и много самостоятельно работавшая с телевидением Абраменкова сделала логичный для 2000-х упор в том числе при перераспределении невеликих бюджетных денег, выделявшихся на информационное обеспечение. В нагрузку у управления всегда были газеты «Забайкальский рабочий» и «Азия экспресс», но что при Абраменковой, что при её сменщице Елене Фёдоровой печатные издания регионального правительства были бедными родственниками при считавшемся ключевым телевидении. Несмотря на то, что интернет всегда оставался как бы вообще за рамками системной работы — власть бездеятельно наблюдала за его развитием в 2000-х, наблюдает и до сих пор — Абраменкова была одним из первых пресс-секретарей в регионе, кто выделил отдельные ресурсы на работу с сайтом региональных органов власти ещё в 2002 году.

Кроме работы со считающимися приоритетными СМИ управление со времён Абраменковой занимается генерацией пресс-релизов о работе в большей степени главы региона и в меньшей - органов власти, а также выборочно курирует работу со СМИ по освещению деятельности исполнительной власти. Одно управление в составе администрации губернатора не может справиться с информационным обеспечением всех органов власти — во времена Гениатулина их было за 40, да и сейчас немногим меньше — потому в министерствах и ведомствах принято выделять ставку человека, который курирует связи со СМИ. Практика эта тоже растёт из 2000-х годов, но работа эта никогда не была системной, потому что в приоритете во все времена было информационное обеспечение губернатора. В итоге со СМИ в ведомствах работают плохо, чаще всего эту нагрузку вешают на не разбирающихся в этом людей, а у администрации губернатора никогда не было ни времени, ни желания всё это систематизировать. Тем не менее, при Дмитрии Кочергине попытка работу эту перевести в управляемую плоскость предпринята ещё до прихода Сибирякова — пресс-секретари в органах исполнительной власти появились, хотя до сих пор такое впечатление, что не очень понимают, что и зачем им нужно делать.

Эксперименты Ильковского

Константин Ильковский, назначенный на должность временно исполняющего обязанности губернатора в конце февраля 2013 года, снял Абраменкову с должности одной из первых. На её место была назначена не имевшая опыта работы ни в СМИ, ни в пресс-службах социолог Елена Фёдорова.

Принципиальных изменений в работу пресс-службы Фёдорова не внесла — деньги так же распределялись в основном на «Альтес» и ГТРК «Чита», правительственные газеты были в загоне, с интернетом не столько работали, сколько читали комментарии на региональных порталах. При Фёдоровой считавшийся прогрессивным губернатор сменил довольно строгий формат работы с региональными СМИ на более лёгкий — с журналистами пили чаи с булками, шутили и так же, как при позднем Гениатулине, почти не разговаривали.

Чем именно занимается Ильковский, до его отставки журналисты такое впечатление, что так особо и не разобрались. Рейтинг его общими усилиями к моменту увольнения рухнул до значений, которые в регионе применительно к власти забыли со времён президента Бориса Ельцина. Какова была роль Фёдоровой в генерации этой печальной статистики — сказать сложно, но руку она к этому безусловно приложила. Впрочем, Фёдорова, как и Абраменкова во все годы работы с Гениатулиным сильно зависела от того, какой видит глава региона работу с региональными СМИ. Равиль Гениатулин в начале 2000-х брал Абраменкову на работу как человека, который выстроит ему работу с журналистами и объяснит, как всё работает, но к концу срока полномочий в глобальном смысле определял эту политику уже самостоятельно. Такая же зависимость от почти ничего не понимающего в работе со СМИ Ильковского была и у Фёдоровой.

Стабильность Ждановой

К моменту назначения Ждановой Фёдоровой уже не было в регионе – она то ли работала из Москвы, то ли не работала вовсе, к тому же у неё был срочный контракт на срок полномочий Ильковского. Новый губернатор забрала с собой из заксобрания Елену Назарову. Последняя, в отличие от своей предшественницы, имела большой опыт работы во властных пресс-службах — она много лет была пресс-секретарём мэра Читы Анатолия Михалёва, что само по себе огромный профессиональный и человеческий подвиг.

Из городской администрации Назарова пришла в заксобрание в перекуроченный во времена председательства Степана Жирякова и Натальи Ждановой аппарат на место не сработавшейся с новым спикером Ольги Кобзистой и на ограниченных ресурсах смогла сохранить не идеальную, без звёздных решений, но спокойную и стабильную работу со СМИ. Здесь логично вспомнить благополучно позабытую историю с попыткой затащить в 2014 году в пресс-службу парламента некую Елену Кулагину. Почти сразу после её появления на Чайковского, 8, выяснилось, что за ней числится уголовное дело, и несостоявшуюся чиновницу уволили. Позже стараниями народных избранников из пресс-службы последовательно ушли профессиональные журналисты Инга Николаева (работает в аппарате депутата Госдумы от Общероссийского народного фронта Николая Говорина) и Клара Хоменко, и к моменту перехода в правительство Назарова имела насыщенный опыт работы практически на нулевых ресурсах.

В правительстве Ждановой Назаровой пришлось работать под началом не только губернатора, но и имеющего свою точку зрения на работу со СМИ Дмитрием Кочергиным, который моментально и ожидаемо прибрал информационную политику к рукам. Приход Назаровой в отличие от Фёдоровой в профессиональной среде был воспринят если не с энтузиазмом, то с пониманием — человек она не новый, как с ней работать - было примерно понятно. Но самостоятельных решений Назаровой принимать не дали, равно как у неё было не очень много возможностей перетасовать кадровый состав управления, в котором до сих пор сильно не хватает опытных журналистов.

В этих условиях то ли Жданова, то ли Кочергин, то ли Кочергин с начальником управления внутренней политики Александром Тарасовым выбрали тактику работы, сосредоточенную на нагнетании нужной региональной власти информации в подконтрольные СМИ с одновременным задвиганием на второй план или даже игнорированием не согласных с политикой партии. Правительство к моменту прихода Сибирякова работает в основном с двумя телеканалами, газетой «Забайкальский рабочий» и иногда публикует острые материалы в лояльном информационном агентстве «Забинфо». Ещё со времён Ильковского власть работает с блогерами, которых, кажется, уже перевели на контракты — активно с властью сотрудничает владелец и создатель популярных аккаунтов в социальных сетях Юрий Черепанов, известный повышенным вниманием ко всему, что происходит в городе и днём, и ночью. К 2017 году пресс-секретари некоторых органов исполнительной власти, явно ни разу не видевшие закон о СМИ, советуют журналистам ссылаться на информацию, размещённую у Черепанова, что как бы подводит определённый итог работы на этом направлении нынешнего правительства.

Жданова за словом в карман никогда не лезет, легко находит ответы на любые вопросы и при желании выглядит в общении с журналистами совершенно взвешенным чиновником. Несмотря на это складывается впечатление, что журналистов на Чайковского, 8, недолюбливают, а сама Жданова часто не очень любит читать то, что про неё пишут в СМИ. Не исключено, что в этой связи к 2017 году получить уникальные комментарии от главы региона можно лояльным журналистам, а полноценные интервью даже лояльным СМИ переведены в постановочный формат. Не сказать, что это ноу-хау Ждановой — напряжённые отношения со СМИ были у Гениатулина на закате его карьеры губернатора, бессистемно работал с журналистами Ильковский. Но именно при Ждановой выбранная информационная политика вызывает максимальное удивление — эффект смены варяга-Ильковского на свою-Жданову, которая навела порядок и понимает, как двигаться дальше, можно и нужно было использовать на полную катушку, но на Чайковского, 8, предпочли возвести вокруг главы региона крепость с раздвижными мостами. Лучше бы это было связано с нетерпимостью Ждановой к критике. Хуже, если порядок только на словах, а дальнейшие перспективы не ясны, что и вынуждает Чайковского, 8, зажимать каналы распространения информации.

Ожидания от Сибирякова

Как видно, Сибирякову предложена одна из самых интересных должностей в региональном правительстве. Новый дополнительный статус заместителя руководителя администрации предполагает дополнительные полномочия, и не исключено, что возможность работать с губернатором напрямую, без особенной оглядки на Кочергина — особенно если он будет совмещать работу зама главы администрации со статусом пресс-секретаря губернатора. С учётом значимости информационной работы пресс-секретаря можно вообще сделать вице-губернатором – аналогичный статус есть у руководителя представительства правительства края в Москве Алексея Бутыльского. Прямой доступ в кабинет Натальи Ждановой — большая редкость по нынешним временам, а недовольство тем, как информационная работа была выстроена раньше, может подтолкнуть Жданову к работе с куратором направления в обход Кочергина.

Выбор Ждановой нельзя назвать понятным. Сибиряков - первый специалист, которого губернатор пригласила на работу из другого региона, до сих пор Жданова обходилась местными кадрами даже на тех направлениях, где просились корректировки в кадровой политике. У Сибирякова не идеальная репутация в соседнем городе — в апреле его отставки попросили депутаты горсовета Улан-Удэ. «Я считаю, что сейчас работа пресс-службы горсовета идёт в тупик, она не соответствовала нашим требованиям. Это развязывание информационных войн, противопоставление мэрии и правительства Бурятии. Нам нужно решать многие вопросы в тандеме, и тот беспредел, который есть в СМИ – то одно, то другое, - это просто абсурд», - говорил по этому поводу «Байкал-Daily» депутат Улан-Удэ Александр Барданов. Сибиряков принимал участие в известной на всю страну потасовке мэра Улан-Удэ Александра Голкова со съёмочной группой федерального телеканала «Вести-24». «На мэра Улан-Удэ в его кабинете было совершено нападение. В мэрии работает следственная группа, нападавшие задержаны. О случившемся мы оповестили правоохранительные органы, управление ФСБ России по Бурятии, прокуратуру Бурятии. Мэр намерен написать заявление в полицию. Считаем, что это спланированный политический заказ. Заказчики нам известны», - писал по этому поводу Сибиряков. Ролик с инцидентом размещён в официальном YouTube-канале «России 24», и происходящее на нём вряд ли можно назвать нападением — скорее федеральные журналисты позволяют себе нечто, чаще всего невозможное для журналиста регионального, связанного необходимостью каждый день работать с теми или иными чиновниками.

Считается, что Сибиряков может иметь отношение к коллективному блогу grb, на котором периодически весьма недвумысленно мочат оппонентов. Впрочем, причастность Сибирякова к grb никогда не была доказана.

С другой стороны Сибиряков — первый специалист в правительстве Забайкальского края после Абраменковой, который имеет опыт работы как в региональных СМИ, так и во властных пресс-службах. Не исключено, что Жданова оценила личную преданность Сибирякова непосредственному руководителю, которую он не раз доказывал в Улан-Удэ - почти всегда в ущерб взаимоотношениям с журналистами.

Желание Ждановой сменить формат работы в информационном пространстве совершенно понятно — несмотря на очевидную харизму и существенные изменения, внесённые в работу региональных органов власти, новый губернатор не смогла стать для жителей региона своей, а её рейтинги вызывают вопросы даже в сравнении с теми уровнями доверия, которые были у чужого для региона Ильковского. Влияние работы информационного блока и внутренней политики на эти показатели и ощущения огромны, и специалист с опытом работы в СМИ и власти имеет достаточно рычагов для того, чтобы ситуацию менять. Рычаги эти в Забайкальском крае с его очень компактным и удобным для работы информационным полем столь же очевидны, сколь и редко применяемы — власть в основном занимается строительством информационных заборов. Тем больше у Сибирякова возможностей оказаться на этом поле победителем. Лишь бы при этом не использовались методы работы, когда над неугодными блогерами потешаются, смеясь над их лишним весом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления