Председатель правительства России Михаил Мишустин 24 сентября утвердил Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года и на перспективу до 2035 года. В программе живым языком проговариваются главные проблемы и механизмы их решения как по всему макрорегиону в целом, так и по каждому региону в отдельности. «Чита.Ру» публикует выдержки, касающиеся Забайкальского края, а также финансирования и плана реализации программы, — чтобы было понятно, что, когда и за чей счёт нам обещают.
Полностью документ можно найти по ссылке .
III. Основные направления социально-экономического развития регионов Дальнего Востока
3. Забайкальский край
По состоянию на 1 января 2020 г. территория Забайкальского края составляет 431,9 тыс. кв. километров (2,5% площади Российской Федерации), население — 1059,7 тыс. человек (0,7% населения Российской Федерации).
Конкурентные преимущества Забайкальского края:
- богатейшие запасы природных ресурсов, в том числе 21% общероссийских запасов урана, 31% молибдена, 23% меди, 18% титана, 44% плавикового шпата, 25% циркония;
- возможность ежегодной заготовки древесины в объёме до 11,6 млн куб. метров;
- наличие природно-климатических условий для производства экологически чистого продовольствия, в том числе наличие 1,02 млн гектаров свободных от прав третьих лиц земель сельскохозяйственного назначения;
- выгодное транспортно-географическое и приграничное расположение (на территории края проходят Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожные магистрали, располагаются крупнейшие пункты пропуска через российско-китайскую государственную границу, которые обслуживает большую часть товарооборота между Россией и Китаем).
Основными факторами, сдерживающими экономическое развитие Забайкальского края, являются:
- низкая плотность транспортной и энергетической инфраструктуры на севере Забайкальского края, где сосредоточены основные запасы полезных ископаемых;
- ненормативное состояние приграничной инфраструктуры;
- высокая стоимость электроэнергии;
- низкая геологическая изученность территории края;
- устаревшие материалы лесоустройства и отсутствие лесных дорог;
- низкое качество работы региональных и муниципальных администраций с инвесторами (в 2019 году регион занял 84-е место в рейтинге инвестиционного климата субъектов Российской Федерации);
- высокая преступность (регион занимает 2-е место в Российской Федерации по числу преступлений на 100 тыс. человек).
Социально-экономическая ситуация в Забайкальском крае в 2013-2019 годах характеризовалась следующими показателями:
- валовый региональный продукт (2013-2018 годы) снизился на 3,9%;
- объём инвестиций в основной капитал снизился на 14,7%;
- миграционная убыль населения составила 49,9 тыс. человек.
Следующие показатели развития социальной сферы и транспортной доступности не могут обеспечить повышение качества жизни в Забайкальском крае до уровня выше среднероссийского:
- низкий уровень доступности качественной первичной медико-санитарной помощи — 140 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий расположены в приспособленных помещениях;
- высокий уровень износа медицинского оборудования — 69%;
- высокая доля общеобразовательных организаций, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта, — 35,8%;
- высокая доля спортивных сооружений в сельской местности, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта, — 30%;
- площадь жилищного фонда, непригодного для проживания, — 117,6 тыс. кв. метров;
- высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры — 68%.
В рамках реализации Программы ускорения социально-экономического развития Забайкальского края будет осуществляться за счёт следующих мер: в области развития экономики:
- проработка вопроса создания трансграничной экономической зоны «Забайкальск»;
- выход на проектную мощность горнодобывающих предприятий на базе Наседкинского золоторудного месторождения (2023 год), Кутинского и Урейского угольных месторождений (2025 год), Удоканского месторождения меди (2025 год), Зашуланского каменноугольного месторождения (2023 год), Ключевского золоторудного месторождения (2025 год), Талманской площади месторождения полиметаллических руд (2028 год), Уконикского золоторудного месторождения (2029 год);
- освоение Аргунского и Жерлового месторождений урана (рудник № 6) (2026 год), Икабья-Читкандинской площади — запасы золота, меди, серебра (2027 год), Лугиинского золоторудного месторождения (2024 год);
- начало добычи золота на базе «Балейской» ЗИФ-1 (2023 год);
- создание Краснокаменского гидрометаллургического комбината (2027 год);
- создание крупного целлюлозно-бумажного промышленного кластера;
- создание центра по переработке сельскохозяйственной продукции в г. Краснокаменске (2022 год);
- реализация региональной программы развития отрасли овцеводства до 2030 года;
- создание агропромышленного парка и зернового железнодорожного терминала «Забайкальск-Манчжурия» (2023 год);
- создание медицинского туристско-рекреационного комплекса «Дарасун» (2025 год);
- строительство индустриального промышленного парка «Кадалинский» (2023 год);
в области развития инфраструктуры:
до 2024 года включительно:
- оказание поддержки за счёт средств федерального и регионального бюджетов на создание объектов инфраструктуры территории опережающего развития «Забайкалье»;
- приведение в состояние, соответствующее нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, улично-дорожной сети в 2 населённых пунктах (Борзя и Краснокаменск), 394 километров улично-дорожной сети в г. Чите, 3093,6 километра региональных дорог;
- передача в федеральную собственность автомобильных дорог «Обход г. Читы (подъезд к пос. Песчанка)», «Подъезд к аэропорту г. Читы»;
- реализация мероприятий по строительству и реконструкции участков автомобильных дорог, повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения, финансирование которых предусмотрено соответствующими национальными (федеральными) проектами и государственными программами Российской Федерации;
- строительство (реконструкция) 12 автодорожных путепроводов в местах пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями;
- реконструкция в аэропортовом комплексе Кадала (г. Чита) и аэропортовом комплексе с. Чара;
- строительство ВЛ 220 кВ Маккавеево — Багульник — Чита, ПС 220 кВ Багульник с заходами ВЛ 110 кВ;
- обеспечение энергетической инфраструктурой горноперерабатывающего предприятия на базе золоторудного месторождения «Наседкино»;
- обеспечение энергетической инфраструктурой Аргунского и Жерлового месторождений урана;
- реконструкция системы водоснабжения «Магистральный водопровод г. Краснокаменска» (реализация этого мероприятия возможна при условии выделения дополнительного финансирования);
- реконструкция и строительство очистных канализационных сооружений в г. Краснокаменске (реализация этого мероприятия возможна при условии выделения дополнительного финансирования);
- в рамках долгосрочной программы развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на территории Забайкальского края предусмотрены развитие железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, в том числе строительство вторых путей, разъезда, развитие станций, развитие железнодорожной инфраструктуры Транссибирской железнодорожной магистрали, в том числе развитие станций, усиление устройств электроснабжения;
- комплексная реконструкция участка Карымская — Забайкальск;
начиная с 2025 года:
- приведение в нормативное состояние 1,7 тыс. километров автомобильных дорог местного значения, включая реконструкцию автомобильных дорог с твёрдым покрытием (автодороги №6, 3, 1, 2, 26, 27) протяжённостью 24,7 километра;
- обеспечение транспортной доступности 2 населённых пунктов, не имеющих связи по дорогам с твёрдым покрытием с сетью дорог общего пользования региона;
- реконструкция объектов в 2 аэропортовых комплексах (Краснокаменск, Красный Чикой);
- восстановление 46 посадочных площадок в населённых пунктах;
- обеспечение 280 сёл услугами подвижной радиотелефонной связи стандарта 3G/4G;
- строительство объектов инфраструктуры для 2 новых населённых пунктов на «дальневосточных гектарах»;
в области социального развития:
до 2024 года включительно:
- строительство (реконструкция) 99 организаций здравоохранения, из них 34 фельдшерско-акушерских пункта и врачебных амбулаторий, расположенных в приспособленных помещениях;
- строительство (реконструкция) вертолётной (посадочной) площадки;
- капитальный ремонт 511 медицинских организаций, в том числе 4 за счёт средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
- приобретение 19 единиц медицинского оборудования;
- оснащение медицинских организаций 33 передвижными медицинскими комплексами;
- обеспечение закупки авиационных работ в объёме 638 штук в целях оказания медицинской помощи;
- строительство (реконструкция) 40 дошкольных образовательных организаций;
- капитальный ремонт 25 общеобразовательных организаций, в том числе 4 за счёт средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и одной с софинансированием за счёт средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги;
- капитальный ремонт 22 профессиональных образовательных организаций, в том числе 6 в рамках планов социального развития центров экономического роста;
- строительство крытого учебно-строительного полигона Забайкальского учебного центра профессиональных квалификаций за счёт средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
- строительство круглогодичного центра отдыха и оздоровления детей в возрасте от 7 до 17 лет на условиях государственно-частного партнёрства;
- ремонт 2 детских оздоровительных лагерей за счёт средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
- поддержка научной деятельности молодых исследователей в образовательных организациях высшего образования и научных организациях;
- строительство (реконструкция) 3 общеобразовательных организаций за счёт средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
- создание центра опережающей профессиональной подготовки;
- обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в 95 общеобразовательных организациях;
- обновление материально-технической базы в 8 организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам;
- создание 2656 новых мест в общеобразовательных организациях, в том числе 900 в рамках планов социального развития центров экономического роста;
- создание в 74 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом;
- внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в 112 общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;
- создание 3 центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов;
- создание 2 ключевых центров развития детей;
- создание 9450 новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей;
- создание 8 центров цифрового образования детей «IT-куб»;
- оснащение общеобразовательного учреждения пищеблоком в рамках планов социального развития центров экономического роста;
- благоустройство 235 зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации;
- строительство (реконструкция), капитальный ремонт 169 учреждений культуры и образовательных учреждений в сфере культуры, в том числе 6 за счёт средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
- создание 7 виртуальных концертных залов и модельных библиотек;
- приобретение и оснащение оборудованием учреждений культуры;
- предоставление субсидий на поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
- осуществление единовременных компенсационных выплат работникам отрасли культуры, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек;
- организация 9 гастролей (выставок) региональных творческих коллективов на территории Дальнего Востока;
- организация 10 международных, всероссийских, региональных фестивалей и творческих проектов, реализуемых на территории Дальнего Востока;
- организация культурно-просветительских программ на территории Дальнего Востока для школьников региона, проживающих в удалённых населённых пунктах Дальнего Востока;
- строительство (реконструкция) 48 спортивных сооружений;
- капитальный ремонт и оснащение отечественным спортивным оборудованием (инвентарём) 25 спортивных сооружений, в том числе 2 за счёт средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
- осуществление единовременных компенсационных выплат работникам физической культуры и спорта, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек;
- субсидирование участия региональных спортивных сборных команд в 224 межрегиональных и всероссийских спортивных соревнованиях;
- софинансирование 8 межрегиональных спортивных мероприятий на территории Дальнего Востока;
- увеличение годового объёма жилищного строительства до 257 тыс. кв. метров;
- строительство 6 27-квартирных жилых домов за счёт средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
- расселение аварийного жилищного фонда, составляющего 78,25 тыс. кв. метров;
- увеличение численности сотрудников территориальных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Забайкальского края на 238 человек, в том числе на 57 участковых уполномоченных полиции (реализация этого мероприятия возможна при условии выделения дополнительного финансирования);
- модернизация Читинской детской железной дороги за счёт средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
- ремонт базы отдыха озера Арахлей за счёт средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
начиная с 2025 года:
- строительство (реконструкция) 74 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, расположенных в приспособленных помещениях;
- строительство (реконструкция) 5 посадочных площадок для санитарной авиации;
- капитальный ремонт 98 медицинских организаций, в том числе 4 за счёт средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
- приобретение для учреждений здравоохранения 506 единиц современного медицинского оборудования и 30 цифровых флюорографов;
- обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи в количестве 241 единицы техники;
- капитальный ремонт 126 общеобразовательных организаций;
- реконструкция 2 детских оздоровительных лагерей за счёт средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
- капитальный ремонт 14 профессиональных образовательных организаций;
- оснащение современным оборудованием 3 профессиональных образовательных организаций;
- строительство (реконструкция), капитальный ремонт учреждений культуры и образовательных учреждений в сфере культуры;
- организация культурно-просветительских программ на территории Дальнего Востока для школьников региона, проживающих в удалённых населённых пунктах Дальнего Востока;
- строительство (реконструкция) 26 спортивных сооружений;
- капитальный ремонт и оснащение отечественным спортивным оборудованием (инвентарём) 20 спортивных сооружений;
- осуществление единовременных компенсационных выплат работникам физической культуры и спорта, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек;
- субсидирование участия региональных спортивных сборных команд в 169 межрегиональных и всероссийских спортивных соревнованиях;
- строительство объектов инфраструктуры для 2 новых населённых пунктов на «дальневосточных гектарах»;
- строительство 2 27-квартирных жилых домов за счёт средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
- ремонт центра реабилитации и восстановления трудовых ресурсов на озере Арахлей за счёт средств открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
- реализация 66 мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации и капитальному ремонту объектов социальной сферы в рамках взаимодействия с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги».
IV. Развитие Дальнего Востока до 2035 года
Выдержки, касающиеся Забайкальского края, подчёркнуты.
Для увеличения вклада Дальнего Востока в экономическое развитие Российской Федерации и стабильного роста населения макрорегиона необходимо обеспечивать темпы экономического роста Дальнего Востока, превышающие среднее значение по Российской Федерации, вплоть до 2035 года.
Этому будет способствовать дальнейшее последовательное и полноформатное применение особого подхода к развитию восточного пространства Российской Федерации. Имея в виду опыт по созданию новаторских механизмов для развития Дальнего Востока и складывающуюся практику по их распространению на другие территории, макрорегион будет являться площадкой для апробации новых решений и технологий для ускорения экономического развития Российской Федерации.
В перспективе до 2035 года Дальний Восток будет развиваться как территория большей экономической свободы для жизни и ведения бизнеса. Для реализации личного экономического потенциала гражданам Российской Федерации будет значительно упрощён доступ не только к земельным участкам, но и к полезным ископаемым, лесным, водным и водно-биологическим ресурсам Дальнего Востока в масштабах, обеспечивающих их неистощительное использование. Система налоговых и иных преференций для ведения бизнеса будет поддерживаться на конкурентоспособном уровне и должна стать лучшей в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Дальний Восток должен стать надёжной «гаванью» для российских и иностранных инвестиций, в том числе в особо ценное имущество. Режим специального административного района на острове Русский будет конкурентоспособен в сравнении с ведущими офшорами мира, а на территории г. Владивостока в соответствии с лучшими мировыми стандартами будет создан «фрипорт».
В перспективе до 2035 года на Дальнем Востоке будут развиваться и в приоритетном порядке получать необходимую государственную поддержку на условиях соблюдения требований природоохранного и природоресурсного законодательства отраслевые промышленные кластеры (газохимический, горнорудный, лесопромышленный, рыбопромышленный, агропромышленный кластеры, пищевая промышленность, судо-, авиастроительный, космический, портовологистический и туристский кластеры).
Газохимический промышленный кластер, сопоставимый по уровню развития с ведущими нефтегазохимическими промышленными кластерами мира, появится в Амурской области. Будут созданы условия для формирования вокруг строящегося Амурского газоперерабатывающего завода и планируемого к созданию Амурского газохимического комплекса пояса малых и средних предприятий, производящих разнообразную продукцию переработки этилена и полипропилена.
Будут наращиваться естественные конкурентные преимущества Дальнего Востока в области развития горной промышленности. Крупные нефтегазовые промышленные кластеры будут развиваться в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области, в том числе за счёт активного освоения континентального шельфа Российской Федерации в Охотском море. Угольные промышленные кластеры будут созданы в Амурской области, Забайкальском крае, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области, Хабаровском крае и Чукотском автономном округе. Один из крупнейших в мире центров урановой промышленности будет развиваться в Забайкальском крае и Республике Бурятия.
Дальний Восток остаётся одним из мировых лидеров по добыче золота и алмазного сырья. При этом на территориях Республики Саха (Якутия) и Приморского края будут созданы конкурентоспособные центры по производству бриллиантов и ювелирных изделий. Крупнейший в мире золотомедный промышленный кластер появится в Чукотском автономном округе.
В Российской Федерации будет полностью восстановлена оловорудная промышленность за счёт освоения месторождений в Хабаровском крае и Республике Саха (Якутия).
Доля лесопромышленного комплекса в экономике Дальнего Востока увеличится с 1,5% до 5%, а доля продукции глубокой переработки в экспорте лесной продукции составит не менее 75%. Крупные целлюлозно-бумажные промышленные кластеры будут созданы в Забайкальском и Хабаровском краях.
Промышленные кластеры в сфере рыбопереработки, обеспечивающие глубокую переработку не менее 65% добываемых в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне водных биологических ресурсов, появятся на территориях Приморского и Камчатского краёв, Курильских остров. Реализация отдельных видов рыбной продукции на внутренний рынок и экспорт будет осуществляться без посредников через специализированную рыбную биржу. В исключительной экономической зоне Российской Федерации добыча (вылов) водных биологических ресурсов будет осуществляться только на рыбопромысловых судах отечественного производства.
Крупнейшие промышленные кластеры сельского хозяйства и пищевой промышленности будут созданы в Республике Бурятия, Забайкальском и Приморском краях, Амурской области и Еврейской автономной области. Экологически чистое продовольствие, произведённое на Дальнем Востоке, будет встроено в товарные цепочки Азиатско-Тихоокеанского региона и обеспечивать значительную часть потребности в здоровом питании населения этого крупнейшего региона мира.
Центры авиационной промышленности будут развиваться в Республике Бурятия, Приморском и Хабаровском краях. На Улан-Удэнском, Арсеньевском и Комсомольском-на-Амуре авиационных заводах будет обеспечен выпуск новых видов военных и гражданских самолётов и вертолётов, в том числе полностью обеспечивающих потребность в развитии малой авиации на Дальнем Востоке, а также беспилотных транспортных систем.
На полную мощность выйдет судостроительный комплекс «Звезда», который будет предлагать российским и иностранным потребителям широкую линейку специализированных крупнотоннажных судов по конкурентной цене. На Дальнем Востоке будут созданы новые и модернизированы действующие судостроительные мощности в целях обновления крупно-, средне- и малотоннажного рыбопромыслового флота.
На острове Русский в Приморском крае будет создан один из крупнейших в Азиатско-Тихоокеанском регионе инновационный научно-технологический центр, осуществляющий передовые востребованные рынком разработки в области информационно-коммуникационных технологий, Мирового океана и биотехнологий.
На базе космодрома «Восточный» будет создан космический промышленный кластер, обеспечивающий реализацию международных и коммерческих космических программ с участием Российской Федерации и включающий сектор исследований и разработок в области освоения космоса, космического туризма и сервиса. В г. Циолковском будут созданы современная городская среда, социальная и туристская инфраструктура.
В Приморском крае будет построен крупнейший на востоке Российской Федерации портово-логистический комплекс, обслуживающий как российские, так и международные грузы, в том числе идущие транзитом в (из) Китай, Японию и Республику Корея. Морской порт Петропавловск-Камчатский будет развиваться как порт-хаб Северного морского пути, обеспечивающий привлекательные условия транзита контейнерных грузов из стран Северо-Восточной Азии в Европу.
С учётом дальнейшего развития Дальнего Востока и возросшего промышленного потенциала на плановый период до 2035 года будет реализовано масштабное развитие железнодорожной сети на территории региона.
Обеспечение растущих экспортных и транзитных грузопотоков потребует усиления существующих направлений, включая полную электрификацию Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, строительство второго Северомуйского тоннеля, строительство вторых главных путей на однопутных участках, строительство третьих главных путей на особо грузонапряжённых участках, а также строительство обхода транспортного узла г. Хабаровска.
Для освоения ресурсной базы будут проработаны и по мере социально-экономического развития реализованы за счёт средств заинтересованных инвесторов, в том числе с использованием средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проекты по строительству новых грузообразующих линий (Могзон — Озёрное, Новая Чара — Апсатская, Февральск — Огоджа, Ильинск — Углегорск, Шимановская — Гарь — Февральск, Якутск — Кангалассы и др.).
В увязке с проектами создания стратегических и технологических линий (Нижний Бестях — Магадан, Хабаровск — Самарга, Селихин — Де-Кастри — Ныш с мостовым переходом на Сахалин, Озёрное — Новый Уоян, Нижний Бестях — Якутск со строительством железнодорожного моста через р. Лену) будет сформирован новый каркас транспортной сети Дальнего Востока, который существенно улучшит транспортную доступность за счёт повышения плотности и разветвлённости железнодорожной сети.
Реализация указанных проектов позволит обеспечить увеличение до 1,5 раз к уровню 2025 года провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, что синхронизирует мощность железных дорог с планами развития пропускной способности морских портов Дальнего Востока, в том числе за счёт построенного мостового перехода и глубоководного порта на острове Сахалин. Пункты пропуска на Дальнем Востоке будут обеспечивать лучшие в Азиатско-Тихоокеанском регионе условия, касающиеся сроков таможенного оформления грузов.
В целях повышения качества обслуживания пассажиров по мере социально-экономического развития региона будет проработан и реализован проект организации скоростного пассажирского движения Хабаровск — Владивосток.
Для развития объектов железнодорожной инфраструктуры будут проработаны вариантные механизмы определения источников финансирования, включая введение инвестиционных тарифов, предоставления средств государственных институтов развития, Фонда национального благосостояния и др.
Для обеспечения вывоза произведённой на Дальнем Востоке продукции будет увеличена в 1,5 раза к достигнутому уровню 2025 года провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, а также пропускная способность морских портов Дальнего Востока, в том числе за счёт построенного мостового перехода и глубоководного порта на острове Сахалин. Пункты пропуска на Дальнем Востоке будут работать в круглосуточном режиме и обеспечивать лучшие в Азиатско-Тихоокеанском регионе условия, касающиеся сроков таможенного оформления грузов.
Новые туристские кластеры будут созданы в каждом из 11 регионов Дальнего Востока. При этом крупнейшие туристские центры будут созданы в Республике Бурятия и Камчатском крае и обеспечивать предоставление сервиса высокого качества.
Всего в экономике Дальнего Востока в перспективе до 2035 года будет создано не менее 450 тыс. новых рабочих мест.
В целях обеспечения комфортных условий для жизни людей в крупнейших городах Дальнего Востока будет запущена программа реновации городской среды, общественных пространств и улично-дорожной сети, предусматривающая в том числе перенос из центров городов крупных промышленных и логистических объектов. Будет осуществляться масштабная поддержка индивидуального жилищного строительства в пригородах и сельских населённых пунктах, строительство инфраструктуры для новых населённых пунктов, созданных в рамках программы «дальневосточный гектар».
Во всех удалённых населённых пунктах на Дальнем Востоке будет обеспечена авиационная доступность и доступ к высокоскоростному интернету, на его основе — доступ к услугам телемедицины и дистанционному образованию.
V. Финансирование реализации Программы
Финансирование реализации Программы будет осуществляться за счёт средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и внебюджетных источников.
Министерство финансов Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, участвующими в реализации Программы, ежегодно при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривает необходимый объём финансирования на реализацию мероприятий Программы.
VI. Механизмы реализации Программы
Программа будет реализована в 3 этапа:
1-й этап — 2020-2024 годы;
2-й этап — 2025-2030 годы;
3-й этап — 2031-2035 годы.
Правительством Российской Федерации будет утверждён план мероприятий по реализации каждого этапа Программы. Вопросы о координации органов государственной власти в целях обеспечения реализации Программы, а также о мониторинге её реализации могут быть рассмотрены на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.
Для обеспечения мониторинга реализации Программы при необходимости могут быть внесены изменения в федеральный план статистических работ.
В целях обеспечения мониторинга исполнения и синхронизации действий ответственных исполнителей Программы будет создан единый информационно-аналитический центр развития Дальнего Востока.