Политика Об истории Забайкальского края Подпольщик Тятя стал первым правителем Забайкалья в ДВР. При нем регион располовинили

Подпольщик Тятя стал первым правителем Забайкалья в ДВР. При нем регион располовинили

По образованию он был учителем

После Революции существовали Приморское, Сахалинское, Камчатское, Амурское, Читинское и даже Нерчинское правительства

25 октября 1920 года в Читу из Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) переехали члены правительства Дальневосточной Республики (ДВР), министры и члены главного штаба большевиков Дальнего Востока — Дальбюро ЦК РКП(б). Интересно, что до переезда в Читу современники часто называли правительство ДВР Верхнеудинским, подчеркивая, что дальневосточным оно в то время еще не было. Существовали Приморское, Сахалинское, Камчатское, Амурское, Читинское и даже Нерчинское правительства. И лишь после того, как в Чите с 28 октября по 11 ноября того же года прошла объединительная конференция, на которой все другие регионы признали правительство ДВР главным и единственным, «буферная» республика действительно стала Дальневосточной.

Председателей правительства и Совета министров (это были разные органы власти), военных министров и директоров Госполитохраны (ГПО), как назывался здесь филиал ВЧК, а также министров экономического и социального блока, плюс к тому секретарей Дальбюро ЦК РКП(б) за два года, пока Чита была столицей ДВР, было не один десяток. Поэтому рассказ о них — это отдельная тема. Сейчас же речь продолжится о тех, кто оказался именно во главе Забайкальской области.

3 ноября было ликвидировано Народное собрание Восточного Забайкалья, возглавляемое народным социалистом Константином Шрейбером. Власть перешла в руки Забайкальского областного народно-революционного комитета (Облнарревкома), который возглавил потомственный казак, большевик с 1906 года Андрей Иннокентьевич Блинников (1884–1979).

Казак стал Тятей

В 1960 году в Чите был издан большой сборник статей и очерков об участниках борьбы за власть Советов в Забайкалье «Годы и люди». Очерк об Андрее Блинникове написал известный писатель Николай Тихонович Ященко. Назывался он «Большевик из Ундинской станицы». Писатель лично не раз беседовал с героем своего очерка, но далеко не обо всём смог написать. Кроме того, после выхода этого сборника Андрей Иннокентьевич прожил еще достаточно долго.

Но то, что Блинников родился именно в казачьей семье, проигнорировать писатель не мог. Произошло это 30 августа 1884 года в Ундинской слободе Ундинской же станицы Нерчинского уезда Забайкальской области в небогатой казачьей семье. Интересно, что его отец Иннокентий Матвеевич и старший брат Иван в годы Гражданской войны стали красными партизанами. Иван Иннокентьевич был расстрелян семёновцами около Нерчинска в 1919 году.

На рубеже веков Андрей Блинников окончил двухклассное (пять классов начальной школы) училище. Работал учителем грамоты в казачьем поселке, был подписарьком к мировому судье. А потом поступил в Читинскую учительскую семинарию, в которой в то время были сильны социал-демократические взгляды среди учащихся. В 1905 году, когда в стране началась Первая русская революция 1905–1907 годов, потомственный казак окончил семинарию и начал учительствовать в селах Забайкалья — Унде и Ильдикане. В 1906 году он стал членом РСДРП, примкнув к ее большевистскому крылу. За агитационную работу среди казаков 2-го Нерчинского полка его арестовали в январе 1907 года. Месяц Блинников просидел в Нерчинской, а затем три месяца — в Читинской тюрьмах. Необходимых фактов о его противоправительственной деятельности собрано не было, и Андрея Иннокентьевича вынуждены были отпустить.

«Отбыв срок, Андрей Иннокентьевич продолжал учительствовать и в то же время окунулся с головой в партийную работу, — писал Николай Ященко. — Конспирации он учился в тюрьме, а экзамен на умение применять ее держал на воле. Первый шаг в этом отношении был сделан в одной из приисковых деревень — там Блинников создал марксистский кружок и руководил им. Второй шаг конспиратора — создание подпольной большевистской группы в селе Онохово. Далее он шел уже более уверенно. Подготовив в 1909 году двух пропагандистов, Назара Широких и Ивана Блинникова, Андрей Иннокентьевич с их помощью создал ундинскую партийную организацию. Были созданы и другие партийные организации. Среди вступивших в РСДРП были и учителя. Вообще политической работе среди учительства Блинников уделял много внимания. При его непосредственном участии была создана большевистская группа в областном учительском союзе».

Тогда у одного из организаторов большевистского подполья в Забайкалье и появился псевдоним «Тятя». А ведь ему было чуть больше 30 лет.

Подпольщик стал министром, а потом партизаном

Понятно, что Февральскую и особенно Октябрьскую революции 1917 года бывший учитель принял на ура. По словам писателя Ященко, он в это время «несколько месяцев разъезжал по станицам, приискам и поселкам», занимаясь агитационной работой и созданием большевистских организаций.

«Район, который объехал Блинников, — продолжал Николай Тихонович, — весной 1918 года стал центром организации красногвардейских отрядов из приисковых рабочих, крестьян и казаков. Они уходили на Даурский фронт для защиты Советов от банд атамана Семёнова, выползавших тогда из Маньчжурии. Одна Ундинская станица выделила 500 бойцов. В числе организаторов красногвардейских отрядов был и Андрей Иннокентьевич».

Сначала появился Даурский фронт, а потом и Восточно-Забайкальский. Андрея Иннокентьевича назначили сначала товарищем (так тогда называли заместителей) председателя следственной комиссии (трибунала) Восточно-Забайкальского, а через некоторое время всего Даурского фронта.

Поначалу красные успешно бились с Особым Маньчжурским отрядом (ОМО) атамана Григория Семёнова, но после того, как восстал чехословацкий корпус, поддержанный подпольными белогвардейскими организациями от Поволжья до Приморья, красным и в Забайкалье пришлось несладко. В августе 1918 года советская власть в Забайкалье пала. Блинников перешел на нелегальное положение, с группой товарищей перебрался в Иркутск. В 1919 году работал в подполье.

Январь и февраль 1920 года он провел в партизанском отряде в районе Черемхово Иркутской области, несколько раз участвовал в стычках с каппелевцами. Вместе с частями 5-й Красной армии с боями прошел из Прибайкалья в Забайкалье.

В апреле 1920 года в Верхнеудинске было провозглашено создание «буферной» ДВР. Бывший партизан заведовал культпросветом в созданной Народно-революционной армии (НРА), а вскоре бывшего учителя назначили министром просвещения ДВР. Но этот пост он занимал недолго. В августе Дальбюро ЦК РКП(б) его и министра юстиции Сергея Юльевича Широких-Полянского (1898–1922) отправили в Восточное Забайкалье для организации гражданской власти в районах, освобождаемых красными партизанами.

«Пробирались мы тайгой, в обход Читы и территорий, которые еще контролировались белогвардейцами и японцами, — вспоминал позже Андрей Иннокентьевич. — Через семь суток езды мы въехали в село Зюльзя на реке Нерче. Это уже были места, освобожденные от белых и интервентов. Вскоре (15–23 сентября) в Нерчинске состоялся съезд представителей населения и партизан Восточного Забайкалья, который после доклада об образовании Дальневосточной республики единодушно признал Верхнеудинское правительство центральным правительством всего Дальнего Востока и полностью одобрил его деятельность по объединению края. Съезд избрал Забайкальский областной народно-революционный комитет (Забоблнарревком) — областное правительство, в состав которого вошел и я…»

Председатель Облнарревкома стал делегатом Х съезда РКП(б)

Забоблнарревком, который тогда еще называли Нерчинским правительством, в то же время, что и правительство ДВР, переехало в Читу. И вскоре теперь уже Забайкальский Обланарревком возглавил большевик Блинников. Ему пришлось создавать органы управления ополовиненной областью. Почему «ополовиненной»?

3 декабря 1920 года правительство ДВР приняло решение разделить Забайкальскую область на две — Прибайкальскую и Забайкальскую.

Во втором пункте принятого постановления было сказано: «Установить административным центром для Прибайкальской области город Верхнеудинск. Для Забайкальской — один из городов Восточного Забайкалья по соглашению Министерства внутренних дел с Забайкальским областным народно-революционным комитетом».

Возглавляемый Блинниковым Облнарревком 3 декабря, как сообщила 10 декабря газета «Дальне-Восточная Республика», «решил местом своего пребывания избрать г. Читу».

17 декабря та же газета опубликовала список тех, кто возглавил в Облнарревкоме основные отделы, среди них были не только большевики, но и представители других социалистических партий, прошедшие подполье и партизанские отряды. Например, начальником Забайкальской областной милиции стал известный красный партизан Василий Михайлович Сокол-Номоконов.

Интересно, что Андрей Иннокентьевич принял участие в выборах в состав Учредительного собрания ДВР. Причем шел он не по списку РКП(б), а по списку кандидатов «от революционных партизан, казаков и крестьян Читинского сельского избирательного района».

В агитационном материале о нем тогда написали следующую характеристику: «Забайкальский казак, учитель, трудом собственной семьи ведет небольшое хозяйство и имеет тесную связь с деревней».

Его избрали и в состав Учредительного собрания, а затем и делегатом Х съезда РКП(б), что проходил в Москве в марте 1921 года. Это был тот самый съезд, что принял решение о переходе от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭПу).

После этого Блинников вернулся в Читу и до августа 1921 года продолжал руководить Облнарревкомом.

Советский работник стал народным ополченцем

После оставления поста руководителя области Андрей Блинников работал в Забайкальской губернии заведующим отделом народного образования, был членом бюро губкома РКП(б) и Дальневосточной контрольной комиссии.

С марта 1925 года он стал работать в Москве в аппарате и учреждениях Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) РСФСР. С 1927 по 1930 год Блинников учился в аспирантуре по педагогике и занимался в так называемых опытных школах. Итогом стала его книга «Обучение грамоте взрослых». В 1930 годы он трудился старшим редактором в учебно-педагогическом издательстве, затем был редактором в Библиографическом институте. В 1941 году Андрей Иннокентьевич работал в Главном управлении по делам литературы и издательств.

Вскоре после того, как началась Великая Отечественная война, 57-лений служащий записался в народное ополчение. В составе 5-й дивизии, сформированной во Фрунзенском районе Москвы, отправился за защиту столицы нашей Родины. Бои были жестокие. Отряд, в котором он сражался, попал в окружение, но с боями смог пробиться к своим.

После завершения битвы за Москву был демобилизован. В послевоенный период бывал в Чите, встречался с соратниками по совместной борьбе. В 1954 году Президиум Верховного Совета СССР в связи с 70-летием наградил Андрея Иннокентьевича Блинникова орденом Трудового Красного Знамени. Он прожил долгую жизнь, сердце старого большевика перестало биться 6 октября 1979 года. Его прах был похоронен в Москве.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления