Религия Епископ Евстафий: «Потеряем – начинаем сожалеть, что это ушло»

Епископ Евстафий: «Потеряем – начинаем сожалеть, что это ушло»

Епископ Евстафий рассказал журналистам о памятнике Александру Невскому, Музее декабристов и детях в пробирке.

22 декабря с журналистами краевых СМИ встретился епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий. Предполагалось, что основной темой разговора станет строительство памятника Александру Невскому на привокзальной площади. Но в ходе пресс-конференции удалось услышать ответы на большое количество вопросов – от реконструкции церкви в селе Калинино, до этнических беспорядков в Москве.

О церкви Успения Пресвятой Богородицы в Калинино и монастырях


- Это самая старая церковь, которая сегодня имеется в Забайкалье. Нет древнее на всём протяжении, начиная от Байкала и до берегов Тихого океана. И, к сожалению, так случилось, что мы не проявляли до сегодняшнего дня какого-то внимания. Мы – церковь и наше общество. Не оценили того, что имеем. Как говорят – когда имеем, тогда не ценим. Потеряем – начинаем сожалеть, что это ушло. И действительно, храм Успения Божьей матери находится в критическом состоянии – в архитектурном смысле этого слова. Все несущие конструкции находятся там в аварийном состоянии. Если не предпринять срочных мер, то мы это здание утратим. Я тешу себя надеждой, что сегодня существует много современных технологий, приёмов, которые помогут не совершиться этому. И с Божьей помощью, трудами многих людей, соучаствующих в этом благородном и весьма важном деле, мы восстановим его. Не только как памятник архитектурный, но, в первую очередь, как храм, который будет служить хорошим, добрым кораблём в бурном житейском море и всех желающих он возьмёт на свой борт, как, в целом, вся церковь именно этим и занимается – собирает всех, кто способен подняться на её борт и дойти до тихой пристани спасения.

Что для этого делается сегодня? Слава Богу, это доброе начинание поддержал губернатор. Он создал попечительский совет, и сегодня поручено нашему институту – «Читагражданпроекту» - заняться техническим обследованием этого здания, чтобы удостовериться, что его можно отреставрировать. Специалисты уже дали свои заключения, что оно ремонтоспособно. Пока интенсивных работ по отношению к этому храму не ведётся.

- Церковь будет жить после восстановления?

- Изначально там был мужской монастырь. И у нас цели именно такие. Мы понимаем, что это удалённое от густонаселённых поселений место и посему ждать прихода – это в ближайшем обозримом будущем не совсем правильно. А то, что там будет монастырь, община, куда люди будут приезжать в качестве паломников, это, мы считаем, реальная перспектива. Как сейчас, допустим, приезжают в женский монастырь Всехсвятский, тоже там прихожан не много. В самой Атамановке есть храм. Он поближе к тем людям, которые проживают в Атамановке, поэтому они ходят туда. На большие праздники, на престольные праздники, особо чтимые, они приходят не только для того, чтобы помолиться, но и помочь монастырю. Особенно на полевых, огородных работах.

Конечно, туда не каждого примут. Если это бомж, человек, который нуждается в необходимом чём-то, ему окажут помощь, накормят, напоят, одежонку дадут и прочее. Туда приезжают люди сознательно верующие, которые знают, что такое монастырь, знакомы с уставом. И прилагают свои усилия, чтобы посильно помочь. Это всегда было, это – традиция, ничего нового не придумываем.

- Есть ли паломники из других городов России?

- Да, особенно из Иркутска часто приезжают, из Улан-Удэ. Есть из Читы и не только. К нам ездили послушницы из Приаргунска и Улёт. Они изъявили желание пойти в монастырь, остаться. Получили такое благословение.

В монастыре есть икона с мощами Блаженной Матроны Московской. Патриарх, как глава церкви, как глава монастыря, в котором находятся мощи Блаженной Матроны, нам, архиереям, по случаю какой-то даты подарил образ блаженной Матроны с мощевичком. Я эту икону подарил монастырю. Частица мощей равносильна по своему благотворному действию на верующих.

О памятнике Александру Невскому


- Первоочередная задача. Хотя я понимаю, что, может быть, не совсем она первоочередная, храм, конечно, было бы лучше восстановить в первую очередь. Исходя из современных условий, поскольку памятник будет находиться в таком многолюдном месте – городе Чите, столице Забайкалья - губернатор, и с моего одобрения, переориентировал нас на строительство памятника Александру Невскому. И мы надеемся с Божьей помощью в следующем году этот памятник сделать.

Есть все необходимые предпосылки, собираются средства. Недавно проходил очередной попечительский совет, все с хорошим пониманием отнеслись к нашей просьбе по сбору средств. Уже многие откликнулись. До сегодняшнего дня идёт поступление пожертвований на создание этого храма.

На сегодняшний день из Челябинска по нашему заказу уже поступила половина гранитных конструкций, которые будут использованы в качестве пьедестала и окружающей памятник площадки. Это ни много, ни мало – два или три вагона гранита – ошлифованного, приготовленного по размерам.

Архитектор «Читагражданпроекта» Виктор Иванович Кулеш активно разрабатывает проект благоустройства площади, на которой установят памятник и две часовни. Они будут встречать приезжающих на поезде гостей, читинцев.

Памятник и часовни установят на той территории, которая изначально была под стадионом «Труд», которую нам передали, точнее, которую мы купили. Одна часовня будет в честь Николая Чудотворца - покровителя всех странствующих и путешествующих. Неслучайно это название – за часовней будет вокзал. Название второй часовни пока не определено. Думаю, в ближайшем будущем будет.

- На городском форуме появилась информация, что вам рассказали о фактах, когда людей насильно заставляют сдавать деньги, и вы высказали пожелание, чтобы они обращались к вам с заявлением. Правда это?

- Нет.

О музее Декабристов


- Музей нам не нужен, нам нужен храм. Позиция у меня такая, которая называется законом. Сегодня вышел закон и мы должны следовать, исполнять его. Другое дело, я понимаю, что не так просто переместить музей. Необходимо помнить, что он будет существовать и в последующем.

Для этого необходимо предоставить достойное помещение, которое потом можно назвать музеем. Не только из-за экспонатов, которые там будут – главное, чтобы и внешность этого здания, и внутренние его интерьеры были такими, чтобы это был музей. Это пока вопрос. Мы недавно встречались с губернатором и говорили по этому поводу, у него есть определённые задумки. Я пока не буду их озвучивать.

О строительстве храмов, часовен

- Как проходит строительство храма в честь святого Луки в районе медакадемии?

- Всё планомерно. Но в силу того, что наступил зимний период, когда невозможно вести штукатурные работы, чтобы не делать себе лишнюю работу, приостановились. Но это не значит, что не ведутся другие работы. Сейчас идёт наладка отопительной системы, но включать мы её не будем в холодное время, потому что из-за контраста температур начнёт осыпаться штукатурка. Работы там ведутся. Сейчас столярку там поставили, кровлю покрыли. Снаружи оштукатурили. Но как мы планировали прошпаклевать и покрасить – этого не удалось сделать по материальным причинам, потому что была нехватка средств. Сейчас, слава Богу, всё необходимое есть, чтобы по весне, с плюсовыми температурами, можно было бы работать, не нарушая технологических процессов. Поэтому планируем. Бог даст, к концу этого года его освятить.

- В каких районах ведётся строительство храмов? Как вы оцениваете эту работу?

- В Борзе, в Газимурском, Карымском, Забайкальском, Чернышевском, Шелопугинском. Там, кстати, восстанавливают церковь, которая когда-то была занята под клуб. В таком случае всегда бывает много чрезвычайных ситуаций и происшествий. Стало очень много совершаться убийств в этом клубе, аномальных явлений, которые побудили главу администрации закрыть его и в конечном итоге восстановить как храм. Ещё в нескольких районах – Александро-Заводском, Нерчинско-Заводском. В некоторых районах не по одной церкви строится. Сейчас идёт возведение более 30 храмов и часовен.

Епархия старается всячески содействовать, помогать в меру наших возможностей. Мы помогаем с проектными работами, у нас налажены хорошие контакты с изготовителями церковной утвари, куполов, крестов, колоколов, покрытия кровли металлом. Поскольку у нас налажены хорошие отношения с теми людьми, которые занимаются изготовлением, то они нам всегда идут навстречу по цене. Например, мы ездили в Даурию, где совершалось освящение трёх крестов и трёх куполов. Хотели их поднять на храм. Он уже подготовлен. Правда, нет ещё столярки, иконостаса, но в кирпичном исполнении он готов. Не сумели поднять, потому что водитель крана испугался, что не сможет поднять на такую высоту и должным образом поставить купол. Посчитал, что необходим кран с более длинной стрелой. Вес купола с крестом – четыре тонны.

Епархия в этом случае внесла свою лепту. Мы договорились с исполнителем куполов, чтобы он этой общине, которую возглавляет глава администрации Даурии, скостил цену. Они должны были за работы выплатить 1,8 миллиона рублей. Он нам 300 тысяч простил. Это наша посильная лепта от епархии.

- А в архитектуре вам идут навстречу?

- Да. Мы всегда обращаемся к ставшему нашим помощником в деле по решению проблем по проектированию – «Читагражданпроекту». И Юрий Ефимович Викулов (генеральный директор «Читагражданпроекта» - авт.) всегда идёт на встречу, когда мы к нему обращаемся. И Виктор Иванович, как исполнитель, с большим энтузиазмом и ответственностью относится к работам, которые мы просим исполнить. Надеемся, что это поможет и другим правильно сориентироваться, потому что сегодня идёт возрождение. Каждый человек имеет возможность поучаствовать в этом благородном и весьма важном деле. Нас не будет, а оно будет стоять, и будет молитвенно ходатайствовать за тех людей, которые приложили свою добрую руку к этому делу.

Вот сейчас, допустим, начали строить храм на КСК, рядом с администрацией. Юрий Ефимович снизил цену, понимая бедность этого храма и входя в положение.

О нехватке кадров


- Сейчас заложены два храма – на КСК, рядом с администрацией и в психиатрической больнице. Но если говорить по всей епархии, то сегодня у нас 90 храмов, часовен, молебных домов. Хотя большая нехватка кадров. Очень большая. Дефицит.

- Почему не едут служить?

- Не едут служить – это не совсем правильное выражение. К нам обращаются люди, но не всегда они соответствуют своему и внутреннему состоянию и призванию. В прошлом году у нас поступало 15 человек в духовное училище. В силу того, что разделились епархии, восемь человек сразу, которые были из Бурятии, сразу уехали туда. Естественно, архиерей бурятский – там тоже те же самые проблемы, что и у нас - беспокоится о своей епархии, поэтому пригласил туда, с обещанием, что там будет училище, и они продолжат учиться. Никаких вопросов у нас нет – раз они уроженцы Бурятии. В этом году поступило пять человек.

Всего 30 священнослужителей на весь Забайкальский край. В Чите – 11 – семь священников и четыре дьякона.

О «детях в пробирке»

- В Чите будет построен центр, в котором оплодотворение проходит экстракорпоральным методом. Так на свет будут появляться дети «из пробирок». Ваша позиция?

- Церковь этого не принимает. Я придерживаюсь этой позиции. Считаю, что законный, естественный, способ размножения человечества должен быть единственным, традиционным. И никаких альтернатив здесь не должно существовать. Когда человек начинает уходить от этого, натыкается на массу сложностей. Господь ведь говорит: «Просите, и дастся вам». Сегодня многие женщины, которые бы хотели родить и в то же время по ряду причин – и положительных, естественно – не могут этого сделать. Совесть мучает, или незаконно с кем-нибудь сожительствует, ещё что-то. Может быть, даже и неверующие люди.

А потом, я скажу, генная наследственность и способ размножения – это непобедимый фактор. Это тоже отражается на будущем ребёнке. Поэтому всё должно быть так, как это традиционно установлено и одобрено церковью, благословлено ей. Не надо придумывать велосипед в таком важном вопросе, как демографический. Я считаю, что современные изобретения не от ума исходят.

Об этнических беспорядках

- В ходе этнических беспорядков, которые недавно происходили в Москве, важную роль в урегулировании сыграл межрелигиозный совет. Аналог подобного совета действует в соседней Бурятии. Есть ли на ваш взгляд возможность и необходимость появления такой организации в Забайкалье?

- Думаю, что да. Для того, чтобы решать такие региональные проблемы, ведь тут живут не только русские, но и буряты, и другие национальности. Поэтому, конечно, нужно объективно учитывать все интересы, которые сегодня затронуты, и их решать.

Надо, чтобы эту информацию люди поносили, адаптировались. Может быть, посмотрели на те примеры, которые нам подаёт центр. И тогда у них сложится объективное представление – надо это или не надо. А так в одночасье сделать – может мёртворождённый получиться.

- При создании подобной организации посыл основной должен быть от администрации, а не от конфессии? Но если местной епархии будет предложено войти в состав такого совета наравне с буддистами, с мусульманами, с другими зарегистрированными организациями…

- Если там будут сектанты – то нет. У нас существуют традиционные религии и новоявленные самозванцы, которые сегодня выдают себя за традиционные. То, что они откололись от протестантов или католиков, не говорит о том, что они сохранили то учение, которых придерживаются те же протестанты или католики. Это всё совершенно по-другому. И те не признают этих.

- А если традиционные конфессии?

- Конечно. По примеру того, что есть в Москве. Это проверено опытом, даёт положительный результат.

Юлия Золотуева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления