Тренер английского языка Юлия Голобокова не просто преподаватель, за свою жизнь она успела побыть предпринимателем, продать свой бизнес и отправиться в путешествие. Она первая женщина в России, кто совершил одиночный автопробег по всей стране, изучил национальные парки США и Российской Федерации, а теперь мечтает создать государственный департамент по развитию нацпарков РФ. Сейчас Юля учит людей раскрываться и запускает свой проект «Говори», который покажет, что можно передать свои чувства через поэзию и не бояться этого. Мы расскажем вам о том, кто такая Юлия Голобокова, о её амбициях и о чём она будет «Говорить».
- У меня сейчас своё большое детище, которое стартовало в ноябре 2017 года, - своя школа. Изначально это были курсы публичного выступления. Мы отучили две группы, и к нам стали обращаться взрослые студенты с запросами обучения их детей. Благодаря им я поняла, что имеет смысл сделать курсы актёрского мастерства, где можно работать и с группами от 8 до 12 лет, и с подростками, и со взрослыми.
- Откуда взялся такой проект - научить людей говорить?
- Это родилось благодаря моему хобби. Я пошла на школу радио, там познакомилась с педагогом по речи Натальей Зеленской. Поняла, что она профессионал. Я, начиная с 5 класса, занимаюсь музыкой - вокалом, с многими педагогами в городе работала. Мы начали сотрудничать, и теперь у меня голубая мечта - создать при нашей школе театральную студию. Мне хочется, чтобы у нас было больше разнообразия в развитии культуры. Чтобы такие же, как я, нереализованные люди шли к нам. Хотелось бы до такого сейчас развиться, чтобы мы могли начать сотрудничать с театральными училищами, институтами. Чтобы они нашим студентам выделяли стипендии. Во время своего летнего путешествия я познакомилась с ребятами с Алтая, они рассказали, что им даже квоты выделяют.
- С нашими учебными заведениями вы сотрудничаете?
- С нашими нет. Я сама училась в нашем училище культуры. Пошла туда из-за педагогов по вокалу, сольфеджио, фортепиано. Остальное, честно скажем, не на высоком уровне. Те, кто сейчас работает в нашей школе, - это реально люди, знающие и понимающие как работать, что такое дисциплина, и как в целом должно всё строиться. Педагоги все местные.
- Вы учите людей публичным выступлениям, но применяются ли потом такие знания на практике?
- Да. Одно из мероприятий было создано до школы. Это международное мероприятие, которое пришло к нам из Японии, «Печа-куча». У меня подписан контракт с ребятами из Токио. Оно создано для спикеров. Это неформальная нетворкинг-вечеринка. Она должна проходить где-то в баре, где каждый может выступить и рассказать обо всём, чём угодно: как печь пирожки с малиновым вареньем, как корабли бороздят просторы космоса. Но у этого проекта очень жёсткие условия. Я провела 2 раза, у нас народ не укладывается по времени и формату. Поэтому мы решили его изменить, и теперь это наше авторское мероприятие. Это по-прежнему неформальная вечеринка. Это шесть, семь спикеров, люди приходят со своей презентацией, предварительно мы их отсматриваем. Для меня это возможность показать людям другой формат отдыха. Это площадка, где можно заявить и рассказать о себе.
- Мероприятие проходит в одной тематике?
- Мы пробовали сделать единую тематику, но, как оказалось, человеку сложно подобрать такой рассказ. Однажды получилось с тематическими историями на 14 февраля - «О любви», но даже здесь кто-то рассказал о любви к туризму, кто-то о парах великих людей, кто-то о питомцах.
- Правильно я понимаю, что ты учишь людей не просто говорить, но и говорить на разных языках?
- Да. Я позиционирую себя как тренера иностранного языка. Рассказываю, как правильно учить языки, даже когда нет педагога. Сейчас особенно возможно заниматься самому. Два года назад я продала школу иностранных языков и отправилась в путешествие. Сейчас мы с партнёром планируем открывать образовательный центр и занимаемся поиском команды. Наша задача - создать хороший образовательный центр в Чите, где будут не только языки, но и все образовательные предметы, подготовка к экзаменам.
- Чем этот центр будет отличаться от всего, что уже есть в городе?
- Мы хотим собрать в одном месте педагогов и платить им достойную заработную плату. В планах преподавать не просто школьную программу, а то, чего у нас не дают со школьной скамьи в России: семейное образование, тайм-менеджмент, постановку целей и прочее. Сейчас же даже взрослые платят деньги и ходят на различные тренинги успеха. Это хорошо, что это есть, даже сейчас подростки половину всего этого знают, но хочется дать им больше и структурировать эти знания. Мы с психологами разработали программу для школьников по нормальному взаимодействию между собой.
- Как появилась идея создать такой центр?
- Идея родилась сразу, как я продала школу иностранных языков. Я поняла, что это востребовано и всегда актуально: мои студенты начали обращаться ко мне с просьбами посоветовать какого-нибудь репетитора. Позже поняла, качественное образование важно - есть у людей на это запрос. Многие же ищут репетиторов, педагогов, и порой находят непонятно кого. Мы хотим создать доступный для каждого центр с грамотными преподавателями. Нужно давать нашей молодёжи сегодня по-максимуму. Но сейчас стоит проблема в кадрах, но не сдаёмся - ищем.
-Ты планируешь запустить новый проект, о чём это?
-Проект называется «Говори». Он будет выходить на площадке «Чита.Ру». Это социальный проект, который родился со школы. Мы видим, как меняется жизнь наших студентов, когда они действительно начинают говорить. Моя задача показать, что у нас сейчас есть не только интернет и общение там. Я хочу, чтобы люди не забывали, что есть такая форма литературы, как поэзия, что это нормально - читать друг другу стихи. Два года назад я проходила тренинг, и мне захотелось прочитать молодому человеку стихотворение. Я прочитала, а он стоял в шоке: «Мне стихи никто не читал». Сейчас это, конечно, начинает возрождаться: Вера Полозкова, Ах Астахова - но это единично. Мы обсуждаем проект с оператором и хотим привлечь больше людей. Хотим, чтобы поучаствовали разные люди. Не просто известные личности Читы, а те, которые занимаются совершенно в разных сферах, которые реально что-то для города делают, и иногда даже не говорят, что. Я считаю, что именно эти люди могут прожить глубоко произведение.
- В каком формате будет представлен проект?
- Человек выбирает стихотворение, которое ему нравится. Если нужно, наши педагоги работают с артикуляцией, выразительностью. Оператор Андрей Фадеев заморачивается - снимает. Он в этом деле очень дотошный, сейчас для нашего проекта мы ищем идеальную крышу. Мы уже половину домов Читы облазили в поисках. В общем, для каждого человека будет подбираться своё место и образ: в машине, на улице, на природе и прочее. У нас даже есть команда визажистов, если понадобится. Люди будут в кадре читать стихи и в конце проводить красную линию: «Говори, не бойся, говори». Этот проект нужен, чтобы мы не боялись выражать свои мысли. Стихи - лишь то, что привлекает внимание. Мы хотим показать людей, и мы до сих пор ещё в поисках.
- Кто может поучаствовать в проекте?
- Любой, кто захочет принять участие, может заявить о себе, но всё равно это будет предварительный отбор, так как мы не можем каждому уделить много времени и научить с нуля читать стихи.
- Почему ты решила менять людей?
- Всё началось с меня. Однажды я поняла, что мне стало сложно развивать свою школу так, как я хочу. Я стала готовить её к продаже. Но решила пока команде не говорить. С одной стороны, это было не правильно, потому что, к сожалению, моя команда была построена на дружеских отношениях. Когда всё это переходит на бизнес-рельсы - дружба ломается. Моя команда из-за того, что я не предупредила, ушла. Вместе со всеми клиентами, которые за 3 года были собраны по крупицам. Это было тяжело. У меня был кредит, новое здание, потеря социального статуса, поэтому я была в депрессии. В итоге я всё же продала школу и отправилась в путешествие в поисках себя, которое называется «Открывая пространства». Это первый в России одиночный женский автопробег с целью исследования национальных парков нашей страны.
- Почему ты выбрала нацпарки?
- Первая поездка была во время практики в университете. В то время я устроилась работать к моему другу Робу, у которого база отдыха расположена в нацпарке в штате Вашигтон. Там же я познакомилась с рейнджерами - людьми, которые работают в парках. Тогда и зародилась у меня эта любовь, и уже позже, будучи предпринимателем, у меня была возможность ездить в Америку, и всё это время я могла исследовать национальные парки, общаться с людьми. Я объехала более 12 национальных парков США, которые в основном находятся на западе страны. Я увидела, как американцы относятся к природе и какие деньги государство получает от внутреннего туризма. Американец прежде чем поехать куда-то, сначала минимум 20 своих парков посетит, а их там намного больше. Был 2017 год - год экологии в России, год паркового дела, и в то время я подумала, что это самое подходящее время поехать узнавать то, что мне хочется. Я заручилась поддержкой министерства природных ресурсов, но, как оказалось, их поддержка - всего лишь бумажка.
- В чём был смысл этого автопробега?
- Я реально поставила себе цель - изучить природные парки России, понять на сколько они у нас готовы к приёму туристов. Поехала по России. Это было путешествие в поисках себя, побег от проблем и, к тому же, изучения тех самых парков. Параллельно я смотрела город для своего переезда. Путешествие должно было окончиться в Ереване, но окончилось в Москве, изначально маршрут был 7 тысяч километров, а получилось 14, потому что я сделала крюк на Крым. Я действительно посетила 10 национальных парков, дала более 10 интервью на центральных каналах, знакомилась с директорами нацпарков, с людьми, которые работают за 5 тысяч рублей.
- Что увидела во время поездки?
- У России огромный потенциал развития национальных парков, но отсутствует напрочь система управления. Я считаю, что в США в этом плане самая лучшая система, там создан специальный департамент по управлению нацпарками, у нас этого нет. Я познакомилась с людьми, которые в оппозиции министерству экологии и реально понимают, как и что нужно сделать, но в одиночку это всё сложно. Я пообщалась с руководителями крутых парков, улетевшими по туризму, которые понимают, как выстраивать работу и организовывать парки. Я познакомилась с людьми, которые привели парки в запустение. То есть я реально имею представление о ситуации с состоянием национальных парков в нашей стране, понимаю, как должна строиться работа в соответствии с нашими реалиями. Теперь я думаю, почему бы не использовать этот опыт?
- Как это можно сделать?
-В этот раз, пообщавшись с разными работниками в этой области, я понимаю, что реально разработать проект по развитию нацпарков. Возможно, организовать программу по обмену опытом и отправлять наших сотрудников парков в Америку, а их работников к нам - пусть учатся. Но на самом деле всё начинается с головы. Нам тоже нужен департамент по развитию нацпарков, и я планирую создать его. По крайней мере, посмотреть, насколько я смогу продвинуться с этой идей в Москве. У меня даже пост шутливый есть в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) на эту тему. Но там есть правда о том, что у Забайкалья уникальный потенциал, и я его не брошу.
- Планируешь перенять опыт Америки?
-Конечно, но в Америке тоже всё было не так радужно. Первый официальный парк там «Йеллоустоун» с бизонами и гейзерами, но не официальный возник в Йосемити. Он возник с того, что люди поняли: сейчас лес вырубят, и всё. Сначала был всего лишь один волонтёр, который подтянул целую команду, которая боролась за сохранность природы. Затем и сам президент Рузвельт издал указ, который гласил, что пора защищать парки, но начиналось всё снизу, с обычных людей. Была и ещё одна проблема - люди изначально не стали путешествовать в парки, им было не привычно, все уезжали в Европу. Тогда правительство США запустило компанию «Сначала Америка», стала активно пропагандироваться поездка в нацпарки, и сейчас мои друзья из Флориды в пятницу посещают «Великий Каньон», два дня отдыхают, и снова на работу. Каждые выходные у них есть возможность путешествовать по своей стране. Я тоже хочу запустить проект «Сначала Россия».
- Что хочется изменить в нашей системе? С чего начать?
- У нас всё как-то хаотично. Мне хочется, чтобы я ехала по дороге, видела знак в едином цвете, в едином оформлении и сразу понимала, что это национальный парк. Хочется, чтобы я заходила на единый сайт, а не так, что у меня глаза разбегаются, потому что у каждого парка свой сайт, каждый на нём отмыл деньги. Только представьте: есть один портал, где я веду мышкой влево - карта любого нацпарка, вправо - стоимость. Чтобы такое удобство было только при планировании своей поездки. В США ты покупаешь билет за 80 долларов, и целый год 5 человек в машине вправе проезжать по нему в парк. То есть деньги поступают на развитие парка, учитывается налог, и ты законно отдыхаешь, почему бы и нам так не сделать? У нас нет информационной подоплёки - раз, квалифицированного персонала - два, контроля за чистотой - три. Нужно хотя бы начать соблюдать эти пункты и уже будет развитие.
- Наши Забайкальские парки ты тоже объездила?
-У нас в Забайкалье я не побывала только в Чикойском парке, меня, если честно, напугали плохими дорогами, плюс само руководство очень плохо идёт на контакт. Я когда делала запрос на туристическую программу, оказалось, что проще связаться и доехать с частниками. А то, чем я сейчас собираюсь заняться в Москве - это попробовать организовать туры для иностранных граждан по национальным паркам России. Но как, если тот же наш Чикойский парк не особо идёт на контакт? Сама лично руководителя парка я не знаю, но знаю о некоторых её решениях, которые она принимала. Думаю, нужно в руководство ставить грамотных людей - энтузиастов, которые готовы работать и понимают, как нужно выстраивать систему управления.
- Ты уже с чего-то начала?
- Сейчас я курирую проект для американцев - тур в нацпарки Зюраткуль и Таганай. Это два парка, которые находятся в Свердловской и Челябинской областях. Я считаю их самыми крутыми в России из тех, в которых была. У меня уже готов тур, и это то, чем я буду пока заниматься, чтобы продвигать национальные парки России. Расскажу как пример про Таганай. Получилось так, что на должность директора пришёл хороший грамотный финансист, который занимал руководящую должность в банке. Он фанатеет по туризму. Я когда приехала в парк, подумала: «Всё, я в Америке». Полная парковка машин, красиво оформленные тропы, карта, на которой расписаны маршруты, где указано, куда можно идти с детьми, куда идти пенсионерам, и сколько времени займёт прохождение этих дорожек. Адекватные стояночные места - пришёл, заплатил за палатко-место, которое оборудовано кострищем, столиком, мусорным баком.
- Думаешь, у тебя получится создать департамент по развитию нацпарков в России?
- Я не говорю, что я сразу приду и всё будет, но это амбиции. Я считаю, что такой человек, как я может попробовать сделать это. Найти людей можно - их много. То министерство, которое существует сейчас, не хочет ни слышать, ни видеть их. Они лучше организуют конференцию в Сочи, соберут представителей, порассуждают, потратят миллионы, а просто проехать министру по этим же нацпаркам и понять, как что работает, какие проблемы реально существуют, потратив при этом меньше денег, почему-то сложно. У меня же такой опыт есть, поэтому и шансы есть.