Читу на один день посетила комиссия из 12 членов Совета Федерации, чтобы изучить проблемы и опыт Забайкалья. Глава делегации Андрей Кутепов сразу встретился с многодетными матерями региона. Просил, чтобы рассказали, как можно улучшить законы для тех, кто родил больше двоих детей. Женщины в основном предпочли делиться личными бедами. Вряд ли встреча принесёт реальный результат, но она хотя бы даёт понять, что жаждут получить многодетные семьи края.
Оформить домашний детсад
Диана Мосиенко (7 детей):
«Домашний детский сад – это когда три ребёнка дошкольного возраста могут воспитываться мамой на дому, она на это время оформляется как воспитатель. Я сейчас столкнулась с этим. Когда пришла в комитет образования, мне сказали, что там очень много условий. Не сказать, что они ужасные, но такое ощущение, что не заинтересованы власти в таких домашних группах.
Гидрант пожарный, например, должен быть дома у нас. А у нас напора может не хватить, ещё и устанавливать нужно такое украшение интерьера. И потом – 500 метров до детского сада должно быть. В Чите очень много районов, где до детского сада больше, чем 500 метров.
Также образование педагогическое у мамы должно быть. Это в принципе нормальное требование, но когда я спросила в комитете (у меня высшее образование, но не педагогическое), на какие курсы пойти, мне сказали: ищите сами. То есть абсолютно навстречу не идут в администрации. Хотелось бы, чтобы пришёл, и тебе всё сказали: делайте так и вот так, какие вы молодцы, сами воспитываете своих детей».
Получить бесплатные лекарства
Зинаида Нестерович (4 ребёнка):
«Мне сейчас даже не выйти на работу из-за того, что по ошибке наших специалистов, врачей физически стала страдать одна девочка из двойни. Когда мы обратились за препаратами, за 80 рублей мне выдали, а которые стоят 1-1,5 тысячи – покупайте сами.
По желудку у моего ребёнка на 10 тысяч препараты нужны, так как на фоне астматического состояния у него в желудок пошло, эрозия и всё на свете. Предлагают препараты, которые нам не подходят. Но нам нужны те, которые дорого стоят. В последний раз я приобретала на 7 тысяч».
Диана Мосиенко (7 детей):
«У нас врачи не выписывают бесплатные лекарства для многодетных семей. Они как бы должны, но по факту не выписывают. Когда однажды я спросила: может быть, вы выпишите нам лекарства? – сказали «нет». То нет бланков с собой, то лекарств нет. И получается, если вирус в многодетной семье, приходится тратиться».
Виктория Попова (4 ребёнка):
«У нас так же нет поддержки с лекарствами. Моему четвёртому ребёнку 3 года, за всё это время мы получали только два раза лекарства».
Анна Екимова (5 детей):
«В основном идут в этих списках парацетамол и всё такое подобное. Ничего хорошего нет».
Дождаться хороший участок
Виктория Попова (4 ребёнка):
«Мы добились выдачи участка через прокуратуру, потому что изначально нам было отказано в постановке на учёт. Выдали в 25 километрах от того места, где мы живём, и до кладбища у нас метров 60. Инфраструктуры там никакой нет: транспорт ходит 4 раза в день, ни света, ничего на данный момент нет».
Марина Кибалина (4 ребёнка):
«Знаете, где у нас большинство земельных участков предоставляют? У меня очень многие знакомые получили участки, а там просто невозможно построить дом. Это либо заболоченная местность, либо вода находится очень глубоко, и нужно потратить 500 тысяч, чтобы её добыть, либо плохая транспортная доступность.
Поэтому люди просто бросают эти участки и за свой счёт приобретают нормальные».
Больше льгот
Виктория Попова (4 ребёнка):
«Я живу в Читинском районе, с 2015 года мы не имеем льготы на оплату детского сада. В администрации говорят, что денег в бюджете нет, а долги копить ни к чему. Мы чувствуем себя обделёнными, как будто мы не многодетные.
Если я еду в автобусе с 4 детьми, то бесплатно со мной может проехать только один ребёнок. За всех остальных я должна заплатить полностью, по 39 рублей. А я вожу двоих старших в музыкальную школу из пригорода в город. Три раза в неделю, причём они у меня учатся с разных смен».
Анна Екимова (5 детей):
«Хотелось бы, чтобы детям выдавали бесплатные рабочие тетради. Сейчас первый класс у меня закончит, на второй год мы уже сдали по 2,7 тысячи. Ещё нужна какая-то компенсация на приобретение школьной спортивной школы.
Секции спортивные. У меня пять мальчиков, хотелось бы куда-то походить, но ценники заоблачные. На одного человека 2-3 тысячи в месяц. А такие кружки не особо интересуют».
Марина Кибалина (4 ребёнка):
«Питание бесплатное предоставляется в нашей школе, но предоставляется так: платникам дают пельмени или котлетку с картошкой, булочку, а бесплатникам дадут один коржик. Мы живём очень далеко от школы, и мне важно, чтобы мой ребёнок получал полноценный обед».
Зинаида Нестерович (4 ребёнка):
«Кредит хотели взять, ипотеку – тяжело же всё-таки без квартиры. Получили информацию о ставке в 6%, но, оказывается, наши дети рождены не в 2019 году, а в 2014-м. Мы опять лишаемся этой льготы. Почему законы создаются для многодетных семей, но многодетные семьи под них не попадают?»
Меньше бюрократии
Диана Мосиенко (7 детей):
«Не все могут пройти процедуру, чтобы построить дом на участке, который дают. Никто толком не даёт правильные указания, куда пойти и что делать. Одни отправляют в архитектуру, из архитектуры отправляют в кадастровую палату, и так далее. У меня есть не один знакомый, которого вот так пинают и пинают».
Ксения Сумарокова (3 ребёнка):
«Есть справка, которую предоставляешь в минсоцзащиты для оформления детских пособий, статуса малоимущей семьи. Требуют справку о доходах всех, кто прописан в квартире. У многих нет возможности предоставить такие справки. В моей ситуации я даже не знаю, где человек находится, который является основным квартиросъёмщиком. Он даже нам не родственник, он отчим отца. А нам утверждают, что мы обязаны и он нам родственник. Хотят мне это каким-то образом внушить.
У меня дети в школе питаются платно. Не смогли получить бесплатные путёвки в детский лагерь, потому что у нас нет справки, что мы малоимущая семья. Госпомощь тоже не можем оформить».
Много денег
Светлана Хафизова (9 детей):
Честно скажу, никогда не хватает денег, сколько бы их ни было. Потому что делаешь одно, другое, третье. Занимаемся фермерством, продаём молоко, но это сезонный бизнес. Живём от кредита к кредиту.
Зинаида Нестерович (4 ребёнка):
У меня детское пособие 1,8 тысячи рублей. Это раз сходить в магазин. Каждый ребёнок получает по 236 рублей в месяц и двое ещё по 400. Я тут двойню одевала: колготки, курточки на весну, шапочки. Плюс маечки, плавочки. Это мне обошлось в 3,5 тысячи. И я не могу выйти на работу, потому что из-за ошибки врачей у меня идёт опухоль, меня не возьмут, пока я не прооперируюсь. Мой муж зарабатывает 19 тысяч в месяц. Бывают иногда премии, но мы всё равно на всём экономим.
Думаю, всё-таки на уровне федерального закона можно поднять детское пособие. Хотя бы нолик дорисовать. Тогда бы гораздо проще было всем нам, многодетным семьям, а сейчас от этих денег смешно.
Уважения и детей в каждый дом
Светлана Хафизова (9 детей):
«У меня пять сыновей, четыре дочери. Я не жаловаться пришла, а поговорить о статусе многодетных семей. Я очень горжусь, что у меня девять детей, но в последнее время стараюсь не говорить об этом людям, потому что первый вопрос, который мне задают: «И сколько у тебя приёмных?» А когда выясняется, что нет приёмных, самое лестное: «Ты сумасшедшая? Ты, наверное, много получаешь за это?» Ну, получаю 2 224 рубля на своих детей, потому что я не малоимущая. Стараюсь вместе с мужем и детьми – старшая уже учителем работает в школе, младшему завтра 9 месяцев будет.
Я хочу, чтобы люди нас не осуждали. Не говорили: «Зачем рожала, зачем нищету наплодила?» Не один раз такое слышала, хотя я не нищая.
Гордым должен быть тот, у кого много детей. Каждый здравомыслящий и самодостаточный человек должен быть многодетным. Вот тогда наша Россия выживет. Ну и что, что какие-то нацпроекты делаем? Толку-то, если этому некому будет гордиться – вымрем».