Общество обзор За Сталина — разбор недели

За Сталина — разбор недели

Школьная сталинская линейка, снюсы и другие события недели глазами редакции «Чита.Ру».

На минувшей неделе в Чите зафиксировали первое отравление школьника снюсом, а коммунисты отчитались о проведённой для школьников линейке к юбилею Сталина. Редакция «Чита.Ру» разбирается в самых интересных событиях последней недели 2019-го.

Екатерина Шайтанова: За Сталина

У нас в редакции много лет висел огромный портрет Сталина и не давал покоя людям.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

В редакции работали левые, правые, серо-буро-малиновые в крапинку, и все они умели на потоке объяснять, что это искусство. Но количество приходящих в комментарии и ногами тех, кто брызгал слюной и кричал про расстрелянных дедов, не уменьшалось. Мы при каком-то очередном ремонте портрет сняли, и мне его до сих пор жалко, честно говоря. Как искусство. И как Иосифа Виссарионовича тоже.

На этой неделе коммунисты Читы провели торжественную линейку, приуроченную к 140-летию Сталина, рассказали на ней о заслугах пионеров и комсомольцев в годы Великой Отечественной войны, и о том вкладе, который внёс Сталин в развитие пионерского и комсомольского движения.

Вообще в моём идеальном мире вместо линеек в школах нормально проводятся уроки. И не коммунистами, которые привычно извлекают из широких штанин красную тряпку под названием Сталин и как будто им нравится находиться в этом потоке... ну, скажем, злословия.

Честно говоря, иногда я думаю, что им некомфортно, когда давно не бывает скандала. И они такие - а, может, давайте поставим в Чите бюст Сталина? Подписи соберём... Немножечко упрёмся в личность Иосифа Виссарионовича, сделаем из неё абстракцию и будем ходить с ней по школьным линейкам, как с флагом. Особенно прекрасно, если возмущённые родители напишут в прокуратуру, опять начнётся веселье.

Ведь детям необязательно рассказывать про Сталина, а можно про героизм. Или про то, как их бабушки вступали в пионеры. Или про что угодно, на линейке всё равно это имеет мало смысла - просто стоишь ровно и ждёшь, когда всё это кончится, одна радость - от математики пол-урока осталось. А на уроках нормальный учитель объяснит про Сталина так, что эти шесть букв не будет вызывать истерику всю оставшуюся жизнь.

Диана Арнольд: Первый зимний фонтан открыли в Чите

1 из 3

Юлия Скорнякова: Дети, наркотики, алкоголь

Четырнадцатилетнего мальчишку в субботу 28 декабря привезли в краевую детскую больницу с признаками наркотического опьянения. Пресс-служба минздрав, не называя пола и возраста ребёнка, сообщила, что данные анализов направлены на экспертизы, а сведения о происшествии - в полицию.

На фоне всех переписок в родительских чатах и блуждающий по интернету информации о снюсах и наркотиках в таблетках и жвачках, которые неизвестные раздают детям, удивительно, что этот случай произошёл сейчас, а не, например, полугодом раньше.

Если отбросить истории про наркотических робингудов, то ясно, что продавцам дури нужны новые рынки сбыта, и нет аудитории проще и легче подростков. В этом случае - да, поудобней несколько раз дать попробовать бесплатно, чтобы потом «благодарный» клиент тащил из дома всё, что можно, за дозу.

То же самое - про продавцов снюса. Тут недавно «Молодёжка» ОНФ по всей России, в том числе в Чите, протестировала: продадут ли подростку табак. Законный запрет и моральные нормы взрослых за прилавком не остановили, продали всем.

Снюсы - новая отрава для детей

Да что там снюс. Вы посмотрите, сколько детей и подростков в школах болеют с похмелья или не ходят туда во время запоя. А на улицах часто видите пьяных и неадекватных? Я — да. Поэтому рассказы про «это не мой ребёнок, пусть следят родители» мне кажутся средневековьем, равно как и нынешняя ситуация с контролем за рынком алкоголя, курева и наркотиков. Законы вроде как есть, но то, как их пытаются контролировать, напоминает тыкание слепого щенка. И хорошо, если в живот матери уткнётся - считай, повезло, но чаще везёт не им.

Редколлегия — о снюсах

Роман Шадрин: Расплата

Директор одной из школ Могойтуйского района издевалась над детьми. Прокуратура сообщает, что на уроке литературы женщина дёргала за волосы и уши, била книгой по голове и животу, толкала, и заставила стоять весь урок пятерых пятиклассников. Изверг какой-то, правда? Если бездумно читать это, воображение рисует какие-то крепостные экзекуции времён домостроя. Но мы всё-таки чуть призадумаемся.

Я хорошо помню, что в мою школьную бытность для некоторых учеников было в порядке вещей быть поднятым и стоять весь урок за бузу и попытку срыва урока. Получить лёгкий подзатыльник книгой тоже не считалось чем-то из ряда вон. Ну да не в этом дело. Попробуйте мысленно смоделировать ситуацию, при которой на уроке литературы вместо декламации Фета и анализа «Крестьянских детей» начинается экзекуция. Как должны себя были вести пятеро пятиклассников, чтобы довести до точки кипения учителя литературы и директора школы в одном лице. Должность директора должна подсказать нам, что мы имеем дело с человеком не малоопытным.

С тех пор, как на министерском, государственном уровне мы отказались от воспитательной школы, а на бытовом внушили детям, что качать права перед учителем важнее того, чтобы тому же учителю внимать, на YouTube пачками выкладываются видеоролики, в которых школьники и подростки училищ измываются над педагогами с присущей юности бесконтрольной жестокостью. Мы начали видеть в новостях сюжеты о том, как кто-то где-то пришёл в родную школу с ружьём и взрывчаткой. Мы задавили учителя бюрократией, отнимая у него каждую лишнюю минуту, которую он мог бы употребить на разговоры о том, что такое хорошо, и что такое плохо.

Не потому ли нервы трещат, иногда лопаются и дают такой вот эффект?

Андрей Козлов: Генплан для ишаков

Депутаты гордумы Читы на неделе утвердили новый генплан города, разработчики которого на полном серьёзе предлагают строить на месте очистных сооружений деловой центр, пускать троллейбусы до ГРЭСа и создавать курортную зону на пересохшем озере Угдан. Генплан разрабатывал московский институт «Гипрогор» — тот же самый, который уже делал генплан, забракованный прокуратурой и судом.

Генеральный план – главный градостроительный документ, определяющий на длительный срок перспективное развитие города – планировку, застройку, реконструкцию и другие виды градостроительного освоения территорий.

Председатель гордумы Ярилов дал по этому поводу фееричный комментарий: «Мы принимаем изменения, которые подрядчик выполнил по нашему техзаданию. Оно было дано в 2017 году. То, что есть, то есть. Разработчики сверх техзадания вносили изменения, рекомендованные экспертами. Генплан — не константа, в следующем году мы будем серьёзно работать над документом и вносить изменения».

Фразу «то, что есть, то есть», надо запомнить. Её можно будет включать в учебники для забайкальских бюрократов, которые в силу совершенно разных обстоятельств, прикрываясь необходимостью, срочностью, отсутствием констант и прочими отговорками, позволяют безнаказанно спускать десятки и сотни миллионов бюджетных рублей.

Мне давно кажется, что генплан в Чите возят половой тряпкой в городском и краевом бардаке намеренно – ради вполне ясных и конкретных целей, о которых не следует знать оплачивающим эту возню холопам. Процесс при этом зациклен – власть как будто намеренно совершает одни и те же действия с лагом примерно в 10 лет.

Мало кто помнит, но в 2011 году, тоже в 20-х числах декабря, гордума Читы уже утверждала кривой генплан, который тоже разрабатывал «Гипрогор» по заказу краевого минтерразвития. В него «ошибочно» было включено более 150 участков федерального лесного фонда. Сразу после этого власти города пытались передать под застройку участок векового леса выше СибВО, но жители района упёрлись и участок отстояли. Кто-то, кого прокуратура называла «органами власти» выдал участки леса за городские земли. Эти «органы власти» никто не искал. Подумаешь, ошиблись люди – «то, что есть, то есть».

Городские власти пеняли на Минтерразвития – мол, они заказчики. В правительстве края помалкивали. Федеральные министерства, которые должны были согласовывать генплан, вообще не отреагировали на документ, и проект согласовался автоматически.

В 2011 году депутаты радовались согласию Минобороны передать городу под застройку аэродром «Черёмушки» и полигон на Каштаке, одноимённый аэродром собирались отдавать под дачную застройку (в 2015 году выяснилось, что согласия на передачу этих объектов Минобороны не давало и давать не собирается). Сообщалось, что на КСК и в Кадале появятся высокотехнологичные производства, в городе построят 32 транспортные развязки, городское кладбище перенесут в район хабаровской трассы.

«Высокогорье» собирались раскачивать до олимпийского уровня (пока там не могут даже скважину для воды пробить). В городе должен был появится международный центрально-азиатский университет (пока рисовали генплан, кончили педагогический вуз). В карьерах Силикатного завода проектировали мусоросортировочный завод (от Силикатного завода остался один коммунальный скандал, а гниющий в Сухой пади мусоросортировочный завод ждёт заседания кредиторов).

За неимением скважины для воды, снег на Высокогорье в бесснежную зиму приходится завозить КамАЗами

Прокуратура сражалась с генпланом в суде до 2015 года – гордума не принимала протесты надзорного органа, но Центральный райсуд в итоге встал на сторону прокуратуры. Мэрия не стала обжаловать решение суда, при этом выяснилось, что лес впихивали в генплан, чтобы его сохранить.

Именно в этот момент первый и последний, кажется, раз из краевого правительства пробился голос разума – первый вице-премьер правительства Константина Ильковского Алексей Шеметов возмутился тому, что генплан разрабатывает московский институт, и предложил организовать разработку этих документов сообществом забайкальских предприятий. Через два месяца Ильковского отправили в отставку, а «сообщество забайкальских предприятий» при неявной поддержке ничего не смыслящих в градостроительстве краевых чиновников публично превратили в клоунов, опустившись до их публичных оскорблений.

В 2017 году власти края выделили 13 миллионов рублей на новый генплан, позже эта сумма сократилась до 7,6 миллиона рублей. Конкурс на создание генплана вновь выиграл «Гипрогор». Дальше история почти полностью повторяется – московские проектировщики вновь атакуют лес выше СибВО, федеральные министерства отказываются согласовывать новый генплан, а гордума Читы в новом составе вновь вынужденно принимает этот документ – «что есть, то есть».

О проблеме отсутствующего генплана в голос говорят проектировщики, ресурсоснабжающие компании, строители, архитекторы. Все прямо или косвенно признают, что проблема в принятии решений людьми, которые ничего не смыслят в градостроительстве, а властям города выгодно отсутствие реального генплана и его сопряжения с практикой городской застройки. За всё это прямо или косвенно платят жители региона через стоимость квадратного метра, налоги, тарифы. Но главное, что мы теряем - время, которое вместо развития города уходит на бюрократическую возню, растянутую на десятилетия.

Поэтому когда очередной председатель гордумы Читы говорит о том, что нужно принимать то, что есть – потом разберёмся, я хочу вспомнить цитату мэра Анатолия Михалёва из 2011 года:

«Перспектива развития до 2030 года — строительство мусороперерабатывающего завода на той территории. Дай бог нам дожить, во-первых, до 30-го года, это раз. Второе, к тому времени появятся такие технологии по переработке мусора, что нагрузки на экологию, конечно, не будет. Мы уже сейчас видим год от года, как увеличиваются перспективы именно этой отрасли. И третье, давайте будем помнить Ходжу Насреддина. Когда ему задали вопрос: «А ты действительно сумеешь за 10 лет научить ишака говорить?» Что он ответил? Поэтому я не думаю, что стоит заострять вопрос именно на этом и ставить под угрозу принятие генплана города в целом».

Мне немного жутко читать сегодня эту позабытую, но ставшую пророческой цитату Михалёва. Московский институт «Гипрогор» явно исходит из того, что за 20 лет помрёт или эмир, который просил научить ишака говорить, или ишак, за отсутствие результатов у которого эмир обещал отрубить голову, или сам Ходжа.

Московский Ходжа всё ещё жив и посмеивается в бороду.

Ну а мы все, стараниями Михалёва и теперь вот Ярилова, – ишаки.

Татьяна Пояркина: Здравозахоронение

Вице-премьер России по социальным вопросам Татьяна Голикова и федеральный министр здравоохранения Вероника Скворцова поспорили о последствиях оптимизации системы здравоохранения в регионах.

Голикова сказала, что многие регионы провели модернизацию здравоохранения «ужасно», а качество, и доступность медицинских услуг в стране резко ухудшились. Скворцова, назвала оценку Голиковой «слишком эмоциональной», но признала несовершенства в работе регионов - оптимизация должна была затронуть только «излишние» учреждения в крупных городах.

Вероника Скворцова (в центре) во время визита в Читу в 2016 году с заместителем председателя правительства РФ Ольгой Голодец (слева), депутатом Госдумы Николаем Говориным и министром здравоохранения Забайкальского края Сергеем Давыдовым.

Период оптимизации здравоохранения Забайкалья пришёлся на эпоху Михаила Лазуткина. Он с шашкой прошёлся по отрасли, сокращая койки, ставки и, закрывая целые учреждения. За 2 года оптимизации сократили 40 врачебных ставок и 140 медсестёр. К слову, сейчас медицина Забайкалья не досчитывает порядка 600 врачей и 1,2 тысячи медсестёр. Отрасль недоукомплектована. Особенно от нехватки специалистов страдают районы Забайкалья.

Действительно, увидеть какой-то положительный эффект от оптимизации здравоохранения, который был обещан, при всём желании не получается. Несколько лет жизненно важную отрасль лихорадило. И сейчас, когда пришло время оценить прошедшие перемены, сказать как будто нечего. Наоборот, стало модно от неё открещиваться и набирать очки за счёт слов, что «больше никакой оптимизации не будет».

А с этой-то что? Где её честные и объективные итоги? Скворцова приписывала в заслуги оптимизации рост продолжительности жизни людей и сокращение младенческой смертности. Но, например, в разрезе нашего региона эти показатели кардинально не изменились.

Сейчас благодаря национальному проекту «Здравоохранение» в медицину вливают огромные деньги. Врачам покупают квартиры, больницы оборудуют дорогостоящей техникой, делают ремонты и реконструкции медучреждений, планируют обеспечить бесплатными лекарствами всех детей до 3 лет. И это, всё замечательно. Но для чего и кому нужна была прошедшая оптимизация? Зачем несколько лет рушили эту систему, чтобы заново отстроить?

Андрей Затирко: Край провоцирует рост цен на недвижимость

Краевые власти под конец года начали закупать квартиры для медработников в Чите. Немеблированные однушки площадью 42 квадратных метра без особых изысков отделки в домах от 2000 года постройки в Центральном и Ингодинском районе берут по 3,43 миллиона рублей за штуку – это 82 тысячи рублей за квадратный метр. На неделе я выпустил текст, в котором подверг сомнению адекватность ценообразования.

Я не берусь оценивать действия Центра обслуживания, содержания и продаж казённого имущества Забайкальского края - для этого есть контролирующие структуры. Но если никакой реакции на публикацию не последует, то можно смело утверждать, что власти назвали адекватную цену хорошего жилья – в нормальном районе Читы в более или менее свежем доме дешевле 80 тысяч рублей за «квадрат» квартиру не купить.

Это, скажем, на 15–20 тысяч выше средней стоимости «квадрата» в новостройке в Новосибирске (по данным федерального агентства недвижимости «Этажи»). Согласитесь, так себе повод для того, чтобы при планировании будущего молодым людям выбирать менее комфортную для жизни Читу.

Но это ещё полбеды. Подобными закупками власти влияют на рынок недвижимости, цены внутри которого и так порядком раздуты. Он наверняка уже отреагировал - восемь квартир ушли по этой цене меньше, чем за 2 месяца. Более того, агентства недвижимости теперь будут ждать подобных предложений и в следующем году – вполне могут учитывать их в целом при ценообразовании, что-то прихоромчить для края, сузив предложение. А оно непосредственно влияет на спрос и цену, согласно элементарным экономическим законам.

Вопрос приобретения жилья сегодня один из самых острых для нашего региона. И выходить на этот рынок государству нужно крайне осторожно, учитывая возможное влияние на него. Иначе в погоне за освоением федеральных средств и выполнением целевых показателей можно лишь дополнительно ухудшить ситуацию с миграцией молодёжи, в том числе среди медработников.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления