Страна и мир Луна — колония Китая

Луна — колония Китая

Скорее всего, на всю Луну Пекин претендовать не будет, ему хватит и части этой планеты. Причина проста: затраты на демонстрацию полной оккупации Луны будут слишком велики.

Людям свойственно быстро привыкать к тому, что ещё совсем недавно казалось невероятным. Достаточно вспомнить, что уже третий пилотируемый полет на Луну американцев в апреле 1970 года отказались транслировать все ведущие телекомпании США, хотя тогда с момента первого шага человека по поверхности естественного спутника Земли прошло менее одного года.

Президент Фонда востоковедческих исследований, эксперт МГИМО Сергей Лузянин считает, что «дорогостоящие космические программы и эффективность их реализации всегда были обязательным атрибутом сверхдержавы. В своё время в мире сложилась своеобразная советско-американская «космическая биполярность», отражавшая общий паритет двух держав. В чём-то СССР в космосе был впереди, в каких-то программах – США. Сегодня формируется другая модель – происходит размывание двухполюсной структуры, появляются новые амбициозные космические державы, прежде всего Китай, явно претендующий на ведущее место в тройке лидеров».

Как и многое из того, что делается в КНР, программа освоения космоса прошла привычный путь: от иронии до отождествления слов «Китай» и «космос».

Журналист русской редакции «Голоса Америки» Юрий Караш утверждает: «Вплоть до конца прошлого столетия отношение широкой публики к китайской космической программе можно было выразить с помощью карикатуры, опубликованной в советской прессе в 1970-е годы: сто миллионов китайцев держат большую рогатку, а другие сто миллионов ее натягивают. В рогатке – атомная бомба. Скрытый смысл рисунка был очевиден: китайская ракетная техника по своему техническому «совершенству» недалеко ушла от «стеклобойных» устройств дворовых мальчишек».

Программа Китая по освоению космоса ведёт отсчёт с 8 ноября 1956 года, когда была создана пятая академия Министерства обороны КНР, занимавшаяся ракетной проблематикой. Это стало возможным благодаря «помощи» США, которые обвинив в симпатиях к коммунистам, депортировали Цянь Сюэсеня, учившегося и работавшего с 1935 по 1955 годы в США, в Массачусетском и Калифорнийском технологических институтах. Он принимал участие в проекте «Манхэттен» (создание американской атомной бомбы) и был одним из основателей Лаборатории реактивного движения в Калифорнийском технологическом институте, которая до сих пор остаётся одним из важнейших учреждений американской космической программы.

После возвращения в Китай, в конце 1955 года Цянь Сюэсень посетил Харбин, где генерал армии Чэнь Гэн спросил его: «Смогут ли китайцы освоить ракетную технику?» На это Цянь Сюесэнь дал утвердительный ответ и в апреле 1956 года он был назначен техническим руководителем проекта по созданию ракет и космических летательных аппаратов.

Ни в коем случае не умаляя роли китайских специалистов, необходимо отметить инициирующий «русский след» в появлении и становлении китайской ракетной техники. Передача КНР документации и образцов ракет, строительство и оснащение заводов по их производству, подготовка в советских ВУЗах китайских инженеров и учёных - вот тот трамплин, с которого Китай начал самостоятельный «путь в небо».

Первые китайские ракеты, построенные под руководством Цянь Сюэсеня, были фактически копиями советских Р-2 и Р-5М. Однако после разрыва с СССР в 1960 году (позднее высказывались предположения, что основной причиной конфликта стал именно «ядерный вопрос») Китай стал развивать собственные ракетные технологии.

Первый китайский космодром Цзюцюань был открыт 20 октября 1958 года в провинции Ганьсу (сейчас относится к Автономному району Внутренняя Монголия) на краю Бадань-Цзилиньской пустыни в низовьях реки Хэйхэ. В сентябре 1960 года отсюда была успешно запущена первая ракета ближнего действия советского производства на китайском твёрдом топливе, а в ноябре 1960 года состоялся успешный пуск первой ракеты, произведённой в КНР. В 1964 году Китай отправил в космос ракету с двумя мышами на борту. В октябре 1966 года впервые был успешно проведён испытательный запуск ракеты, несущей ядерную боеголовку.

В марте 1966 года по инициативе «великого кормчего» началась так называемая «культурная революция». Интеллектуальную элиту страны «перековывали» в лагерях трудового воспитания и «коммунах», или попросту уничтожали. Не избежал своей участи и «отец китайской космонавтики». В одночасье Цянь Сюэсэнь из главного разработчика ракет превратился в простого служащего машиностроительной фабрики. В этой ситуации прагматичный премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай предпринял дальновидный шаг. Он переподчинил космическую программу министерству обороны: сюда «революционному террору» в отличие от Академии наук вход был воспрещён. Путем слияния НИИ №651 и Проектного института 8-1 была образована Китайская академия космической технологии, на пост первого президента которой был «приглашён» срочно реабилитированный Цянь Сюэсэнь. Работа по освоению космоса продолжилась.

24 апреля 1970 года с полигона Цзюцюань стартовала ракета «Чанчжэн-1» («Великий поход – 1») с первым китайским спутником «Дунфанхун-1» («Алеет Восток»). Учитывая, что запуск первого китайского искусственного спутника Земли состоялся в самый разгар «Культурной революции», спутник оснастили радиопередатчиком, который транслировал песню «Алеет Восток», прославлявшую Мао Цзэдуна и заменившую собой в те годы государственный гимн. Запуск «Дунфанхун-1» продемонстрировал всему миру, что КНР способна разрабатывать и запускать собственные космические аппараты без посторонней помощи.

Газета «Вашингтон Таймс» утверждает, что «За успехи китайская космическая программа по пилотируемым полетам может благодарить собственные долгосрочные усилия с использованием иностранных технологий. С марта 1986 года усилия в аэрокосмической отрасли стали для Китайской Народной Республики приоритетными. Именно тогда высшее политическое и военное руководство инициировало «Программу 863», под официальным названием «План развития высоких технологий». Лидеры увидели возможности космоса в экономическом развитии. Более того, многие воспринимали космос как арену, на которой конкуренция с США стала бы неизбежной и необходимой.

При поддержке руководства прогресс оказался быстрым. К 1990-му году китайские ученые утвердили модель космической капсулы, которая должна была служить средством доставки к звездам.

Китайским усилиям в космической сфере также помог распад Советского Союза. Ограниченная в средствах Россия радостно продала Китаю системы жизнеобеспечения и технологии создания скафандров. Кремль также согласился тренировать двух китайских космонавтов – всё за наличные.

Китай взял российскую технологию и улучшил её. Китайские корабли «Шэньчжоу» - более мощные и маневренные, чем их собратья из семейства «Союз». Схожим образом, космический модуль «Тяньгун-1 мало напоминает советскую космическую станцию «Салют», в значительной степени потому, что китайские корабли не оснащены пушками.

Пекин использует свою космическую программу, включая попытки пилотируемых полётов, чтобы подчеркнуть своё технологическое мастерство и выстроить дипломатические «мосты». Но программа также свидетельствует о растущем военном потенциале КНР и повышает статус Китая в качестве великой державы.

Вечером 14 декабря около 21 часа по пекинскому времени Китайский спутник зондирования Луны «Чанъэ-3», сообщило государственное телевидение CCTV. Таким образом, КНР стала третьей страной в мире после США и СССР, чьи исследовательские аппараты совершили мягкую посадку на Луне.

Китай прилунился: успешная посадка «Чанъэ-3»

Американское издание «Форин Полиси», увидев в лунных устремлениях китайцев угрозу американским интересам, так прокомментировало это событие: «Что, если вопреки всем этим разговорам администрации Обамы о «привязке» к Азии, реальная вспышка конфликта между США и Китаем в XXI веке произойдёт не на богатых энергоресурсами атоллах Южно-Китайского моря, не на минных заграждениях в Тайваньском проливе, а чуть дальше – скажем, в 320 тысячах километров от Земли?

Китай это то, что учёные из сферы международных отношений называют «ревизионистской державой». Он ищет любую возможность для самоутверждения и укрепления своих позиций в международных делах. Установив свой территориальный суверенитет на Луне, Китай очень мощно заявит о себе как о великой державе.

Но конечно, престиж это вряд ли достаточный мотив для Китая, чтобы навлекать на себя неизбежную в таком случае бурю международной критики. Видимо, Пекину потребуются и другие стимулы, такие как доступ к полезным ископаемым. На Луне есть ценные залежи таких ресурсов, как гелий-3 и редкоземельные металлы, на которые Китай обладает едва ли не монополией на Земле. Но здесь он не сможет добывать их вечно из-за тревоги за сохранность окружающей среды. Специалисты также говорят о возможности постройки на Луне электростанции, которая будет собирать солнечную энергию, а затем передавать ее на Землю посредством микроволн.

Скорее всего, на всю Луну Пекин претендовать не будет, ему хватит и части спутника. Причина проста: затраты на демонстрацию полной оккупации Луны будут слишком велики. В конце концов, площадь лунной поверхности составляет 38 миллионов квадратных километров. Во-вторых, если Китай оставит часть поверхности Луны, чтобы на неё могли претендовать другие страны, то его захват лунной территории будет выглядеть вполне законным».

В подтверждение этой кажущейся невероятной мысли, некоторые эксперты ссылаются на обнародованные планы по освоению космического пространства. Китай ранее уже сообщал, что его конечная цель – иметь космическую станцию и отправить астронавта на Луну. Китай добился устойчивого прогресса в своей амбициозной лунной программе, а также в программе пилотируемых кораблей, но план на 12-ю пятилетку (2011-2016 годы) свидетельствует об ускорении темпа развития.

К концу 2016 года Китай планирует запустить космические лаборатории, пилотируемые и грузовые корабли, и начнёт техническую подготовку к строительству космической станции.

У США есть уже все основания для беспокойства. «Большинству из нас Луна кажется запредельно далёкой, недоступной и враждебной. Но вспомните: Аляска и Австралия были не менее далекими и враждебными, когда Россия и Британия в XVIII и XIX веках заявили на них свои претензии. Обе территории казались пустошью, пока новая техника не превратила их в локомотивы экономики. Россия позднее обменяла Аляску на звонкую монету и тёплые отношения с США. А Британия превратила Австралию в сильную союзницу, сформировав её по своему образу и подобию, хотя находится она на другом конце земли.

Так что давайте не будем называть китайскую лунную колонию фантазией чистой воды. Если не принять необходимые меры противодействия прямо сейчас, может получиться так, что наши дети будут когда-нибудь смотреть в ночное небо и наблюдать восход красной Луны», – предупреждает «Форин Полиси».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления