Здоровье Долг в миллиард. Как спасти забайкальскую медицину

Долг в миллиард. Как спасти забайкальскую медицину

«На балансовых комиссиях мы сталкиваемся с вопиющими случаями, когда в больницах больше 50% работников — немедицинский персонал. Есть истопники ФАПов».

На заседании совета Законодательного собрания Забайкальского края министр здравоохранения региона Анна Шангина говорила о двух самых больных и многолетних проблемах медицины — огромной кредиторской задолженности, которая уже достигла рекордных 1,2 миллиарда рублей, и нехватки кадров, тоже катастрофической - почти в 1 000 медиках нуждаются больницы и поликлиники региона. И доклад Шангиной, и обсуждения были детальными, нацеленными на исправление ситуации. Но озвученные варианты спасения кажутся совсем мелкими, как умирающему предложить витаминку.

Рекордная кредиторка

На 1 января 2020 года кредиторская задолженность здравоохранения Забайкалья составляла 723 миллиона рублей. Сейчас — почти 1,2 миллиарда. Если смотреть на динамику кредиторской задолженности, то в 2014 году она уже была на аналогичном пике и составляла 1,1 миллиарда.

«Выходили из этого пика в течение четырёх лет путём сокращения 5,7 тысячи штатных единиц, сокращения коек, перевода участковых больниц во врачебные амбулатории. Привели в соответствие объекты здравоохранения с численностью населения. Тогда же объединили городские поликлиники в клинический медицинский центр, а также в детский медицинский центр», - объясняла Шангина.

Эти оптимизационные меры позволили снизить кредиторскую задолженность до 236 миллионов рублей, но до нуля она так и не дошла. Сейчас вновь растёт.

По словам министра, это связано с двумя факторами. Первая группа — хронические причины. К ним относится ежегодное недофинансирование территориальной программы госгарантий, превышение помощи, оказываемой в стационарах, неэффективное управление доходами и расходами медучреждений, не адаптируемое штатное расписание. Также в некоторых больницах в полной мере не осваиваются деньги по ОМС, а на балансе есть неиспользуемые помещения.

К тому же особенность географии Забайкальского края не позволяет выполнять часть федеральных приказов и нормативов. В частности, приказ, который регламентирует соответствие лечебных учреждений количеству проживающих людей.

«Мы не можем упразднить участковую больницу там, где ЦРБ находится за 100 километров. Есть два важных регламента — 30-минутный доезд до лечебного учреждения или шестикилометровая доступность до фельдшера. Эти два критерия в Забайкалье не могут выполнить 76 населённых пунктов. У нас нет такого ресурса, который бы позволил нам упразднить там медучреждения», - сказала Анна Шангина.

Также у забайкальской медицины выше российской траты на бензин и коммунальные услуги.

К этим хроническим причинам роста кредиторской задолженности в этом году добавился и коронавирус, который посадил здравоохранение региона в ещё более глубокую яму.

Копия / 599810 /

Резко выросли вынужденные траты на средства индивидуальной защиты. К тому же они сразу взлетели в цене в 10-15 раз. А выбора покупать или не покупать не было. Покупали. Дорогостоящим оказалось и лечение от коронавируса. Курс противовирусных препаратов на одного больного обходится почти в 50 тысяч рублей. Плюс содержание провизорных коек. Переход моностационара в штатный режим работы тоже стоит миллионы рублей. Санобработка и 14 дней необходимой простойки обходятся в 50 миллионов рублей.

Это всё и повлияло на огромную цифру кредиторской задолженности.

Шангина сказала, что министерство сейчас разрабатывает меры, чтобы к 1 января 2021 году снизить кредиторку до 830 миллионов. Планируется запросить транш у федерального бюджета, но шансов, как призналась министр, немного. Помимо этого будут пересматривать структуру медучреждений в соответствии с численностью населения. Там, где возможно, переведут участковые больницы во врачебные амбулатории. Также планируют проводить семинары эффективного управления для руководителей учреждений.

Но этого, конечно, недостаточно. И, не исключено, что когда ситуация с коронавирусом пойдёт на спад, начнётся блокировка счетов. Сейчас на это наложен мораторий.

На заседании также выступил руководитель территориального фонда медицинского страхования Сергей Чабан. Он назвал основные ошибки, которые ведут к росту кредиторской задолженности.

«На балансовых комиссиях мы сталкиваемся с вопиющими случаями, когда в больницах больше 50% работников — немедицинский персонал. Есть истопники ФАПов, когда всю жизнь ФАПы топили сами медицинские работники. У нас есть охранники ФАПов. У нас есть много удивительных должностей. Сейчас минздрав занимается тем, чтобы привести в соответствие прочий медперсонал», - сказал Чабан.

Также Чабан заявил о неэффективном менеджменте медицинских организаций, отсутствии должного контроля над доходами и расходами, чёткой кадровой политики, завышенном числе коек, работающих в системе ОМС.

«В городе Балее была огромная сумасшедшая кредиторская задолженность. Сейчас минздрав поменял там руководителя, и кредиторская задолженность уменьшилась на 10 миллионов рублей. Нашлась возможность заработать деньги и расставить приоритеты по расходам», - заявил руководитель ТФОМС.

Также Чабан привёл в пример Петровск-Забайкальскую больницу, где была большая кредиторка, но после смены руководителя она тоже снизилась в 2 раза. Смогли победить кредиторскую задолженность Чернышевск, Могоча, Шилка, Александровский-Завод.

«Очень многое зависит от руководителя», - заключил Сергей Чабан.

Устрашающий дефицит

О том, что медицина Забайкалья сиротеет - врачи уходят - говорят последние восемь лет. Сейчас, по данным Шангиной, здравоохранению Забайкалья необходимо почти 400 врачей и 500 человек среднего медицинского персонала. При этом почти половина - это нехватка врачей в первичном звене: нужны участковые терапевты, педиатры, врачи функциональной диагностики. Там же, в первичном звене, не хватает 400 медсестёр и фельдшеров.

Минздрав с 2019 года увеличил в 2 раза количество целевых мест в медицинской академии. Они занимают почти половину бюджета. В этом году среди 480 выпускников 211 — целевики. И они должны пополнить поликлиники и больницы региона. Но немногие в качестве специальности выбирают «Лечебное дело» (этот как раз так необходимые участковые терапевты).

Анна Шангина сказала, что минздрав планирует создать профильные классы. Чтобы агитировать не абитуриентов подавать документы в медакадемию, а с 9 класса готовить ребят к поступлению. По её словам, в районах края слабо преподаётся химия и биология, и порой ребёнок хотел бы быть врачом, но не может сдать ЕГЭ по этим предметам на необходимый балл.

К тому же, по мнению министра, сейчас престиж профессии врача снижается. Высокая ответственность, масса жалоб, сложная работа.

«Большое количество жалоб на оказание медицинской помощи. Малое количество открытых благодарностей. Хотя, на самом деле, «спасибо» от пациентов звучит кратно больше, но СМИ муссируют только отрицательные моменты здравоохранения», - отметила Шангина.

Для привлечения врачей в отрасль работают программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Но покрыть всю потребность особенно в кадрах районов они не могут. С 2019 года минздрав закупает квартиры для медиков. И даже планирует содействовать тому, чтобы после 10 лет непрерывной врачебной практики эти квартиры из статуса служебного жилья переходили в собственность медработникам. Но пока предсказать, насколько это поможет в удержании людей в профессии, особенно в районах края, невозможно.

Депутат Алексей Саклаков посоветовал обратить внимание на врачебные династии и плотнее работать и вводить в профессию детей медиков. Депутат Юрий Кон предложил вернуть формат распределения, который был в советское время и благодаря которому он сам оказался в Забайкалье, «хотя сюда и не рвался».

Но всё это точечные меры, которые нужно предпринимать, хотя, кажется, что кардинально они ничего не улучшат. Это не тот случай, когда маленькие шажки ведут к большим переменам. Это тот случай, когда нужно эти большие перемены вершить самим.

С кадрами же складывается абсурдная ситуация. Четыре года назад во время беспощадной оптимизации были массовые сокращения медицинских работников, и вот — нехватка в тысячу. И даже сейчас продолжаются какие-то сокращения.

Некоторые депутаты во время заседания отмечали, что уже много лет слушают доклады минздрава о росте кредиторской задолженности и нехватке медработников. Из года в год. И ничего не меняется. Вернее меняется, но в худшую сторону. Кредиторка растёт, врачей остаётся всё меньше. И кажется, что через год будет всё то же самое. Только разве что цифры станут ещё более страшными.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления