«БЕСПОКОЙНЫЕ СОСЕДИ С ПЕТРОВИЧЕМ»

СОВМЕСТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ КРАЕВОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. А.С. ПУШКИНА И «ЧИТА.РУ»

ведущий блога Александр Тарасов
Вспышка COVID-19
в китайском приграничье
Китай обещает сдержать новую волну эпидемии в течение месяца и закручивает гайки на границе. По-видимому, всерьёз и надолго, может, до 2023 года.
Неуклонный рост случаев заболевания COVID-19 в последние недели и их географическое распространение встревожили местные китайские власти. Возвращаются сложные наборы ограничений на поездки, а также на секторы туризма и общественного питания.

Сейчас в китайско-российском и китайско-монгольском приграничье мы наблюдаем подход властей КНР к коронавирусу, который именуется «нулевой терпимостью» (动态清零政策). Если среди горожан появляются даже единичные случаи заболевания, власти сажают под локдаун целые округа, а у всех жителей в максимально короткие сроки поголовно берут ПЦР-мазки.
Фото Xinhua
В воскресенье 31 октября 2021 года в Китае было зафиксировано 59 новых случаев локального заражения коронавирусной инфекцией COVID-19. В Государственном комитете по делам здравоохранения КНР сообщили, что среди новых локальных случаев больше половины — 33 (56%) — было отмечено в сопредельных с Забайкальским краем провинциях: 27 — в Хэйлунцзяне и 6 — в Автономном районе Внутренняя Монголия, говорится в информации ИА «Синьхуа».

Незадолго до этого в Хэйлунцзяне было выявлено девять новых подтверждённых случаев локального заражения COVID-19, включая трёх ранее зарегистрированных бессимптомных носителей коронавируса. И тогда органы по делам здравоохранения Китая направили в Хэйлунцзян рабочую группу для руководства местной работой по борьбе с эпидемией COVID-19.
Фото Xinhua
Что касается Автономного района Внутренняя Монголия, то вспышки наблюдаются в контактных с Монголией районах, где есть пункты пропуска, которые обслуживают китайско-монгольскую торговлю — в Эцзинаском хошуне (额济纳旗) аймака Алашань и городском округе Эрэн-Хото (二连浩特) аймака Шилин-Гол. На 28 октября во Внутренней Монголии за период последней волны эпидемии было выявлено в общей сложности 132 подтверждённых случая COVID-19, из которых 110 случаев — в Эцзинаском хошуне.
COVID-19 среди евфратских тополей
Как видно из вышеприведённых данных, наиболее тяжёлая ситуация сложилась в Эцзинаском хошуне аймака Алашань
Во многом это связано с тем, что там расположен ключевой проект экотурзима — «Золотая роща евфратских тополей», уникальный ландшафтный памятник, засухоустойчивый лес, который в октябре становится живописного золотисто-жёлтого цвета, чем привлекает большое количество туристов.
Трудно поверить, но в 2019 году захолустье Эцзинаского хошуна, благодаря такой достопримечательности, посетило 8 миллионов туристов. И первые местные случаи, выявленные в начале третьей декады октября были связаны с близкими контактами пожилой пары, которая как раз путешествовала по Внутренней Монголии, прежде чем была подтверждена как пациенты с COVID-19.
25 октября после 43 подтверждённых случаев в Эцзинаском хошуне был введён режим домашней самоизоляции с целью сдерживания распространения эпидемии COVID-19.

Местный штаб по профилактике и контролю COVID-19 рекомендовал всем жителям и гостям хошуна не покидать места своего пребывания или проживания.


Карта Эцзинаского хошуна
Фото Википедия
Штаб пообещал, что ослушавшиеся и самовольно покинувшие пределы жилых помещений, чьи действия повлекут тяжёлые последствия, будут привлечены к гражданской или уголовной ответственности в соответствии с законами и правовыми нормами. Параллельно началось тестирование на COVID-19, дезинфекция и доставка на дом предметов первой необходимости.
Фото China Daily через REUTERS
В Эцзинаском хошуне находится третий по значению после Маньчжурии и Эрэн-Хото КПП Внутренней Монголии — Цэкэ, который специализируется на импорте угля в Китай, там тоже были введены дополнительные ограничения.

Административный центр хошуна — посёлок с 36 тысячами жителей. Из-за того, что он был заблокирован, 10 тысяч туристов не смогли уехать. Почти половина этих посетителей — люди старше 60 лет.

Пункт пропуска Цэкэ
Фото www.pashansheshui.com
Фото REUTERS / Thomas Peter
«[У Эцзинаского хошуна] меньше медицинских работников и сотрудников по борьбе с вирусами, — сказал государственному телевидению Фань Мэньгуан, чиновник здравоохранения из Внутренней Монголии, где находится Эцзина. — Поскольку Эцзина большая, но малонаселённая территория, ей трудно перекрыть границу».
26 октября, когда число госпитализированных пациентов с COVID-19 достигло 78 человек, секретарь парткома КПК Эцзинаского хошуна Автономного района Внутренняя Монголия Чэнь Чжаньюнь был снят с занимаемой должности из-за неэффективного выполнения своих обязанностей в работе по профилактике и контролю эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Данное решение было принято комитетом КПК АРВМ.

Транспортный департамент АРВМ сообщил, что по состоянию на 30 октября из Эцзинаского хошуна в районы с низким уровнем риска в общей сложности были вывезены 7 650 туристов, оказавшихся в затруднительном положении.
Фото Cnsphoto via REUTERS
До эпохи COVID-19 аймак Алашань планировался как важный экономический коридор, соединяющий Китай, Россию и Монголию, международный туристический объект и популярная туристическая база национального значения, а также база автотуризма государственного значения.

По-видимому, сейчас эти планы могут подвергнуться известной корректировке.
Фото Cnsphoto via REUTERS
Улан-Батор без овощей и лекарств
12 октября в Эрэн-Хото — крупнейшем сухопутном порту на границе между Китаем и Монголией в аймаке Шилин-Гол был выявлен случай инфицирования
Фото Википедия
25 октября монгольские СМИ сообщили уже о 12 случаях заболевания коронавирусом в Эрэн-Хото, в связи с чем китайские власти закрыли границу с Монголией для движения автотранспорта (чугунка продолжает работать).

На китайской стороне, понятно, зависли тысячи контейнеров и грузовиков с товарами для Монголии.

На рынках Улан-Батора, в магазинах и ресторанах сразу стала ощущаться серьёзная нехватка овощей и фруктов, цены на которые взлетели в некоторых случаях троекратно. Местные фармацевтические компании сообщали о дефиците некоторых препаратов.
Можно предположить, что китайцы распространят на монгольскую границу специальную процедуру бесконтактной погрузки, которая применяется в Забайкальске — Маньчжурии: водитель грузовика заезжает в Китай, не выходя из кабины, оставляет прицеп с грузом и возвращается ждать назад в сопредельный погранпункт со всеми вытекающими проблемами долгого ожидания и мордобоя в очередях.
Фото Xinhua
В этом смысле наш Забайкальск не уникален. Китайцы усиливают меры контроля за ввозом грузов на всём протяжении границы. На Амуре в порту Хэйхэ провинции Хэйлунцзян для российских сотрудников речных судов из Благовещенска действует ограничение: им запрещено сходить на китайский берег, а разгрузка судов осуществляется бесконтактно.
Железный занавес
до 2023 года?
Китай заявил, что пандемия COVID-19 является самой большой проблемой для проведения зимних Олимпийских игр в феврале 2022 года
Авторитетный эксперт по респираторным заболеваниям Китая Чжун Наньшань заявил 30 октября, что Китай сможет эффективно сдержать очередную вспышку вируса COVID-19 в течение месяца.

«Коронавирус и пандемия не могут быть ликвидированы в течение короткого периода времени», — сказал Чжун Наньшань, призывая другие страны серьёзно и ответственно отнестись к противоэпидемическим мерам и активно проводить вакцинацию населения.

Чжун Наньшань
Фото Медиакорпорация Китая
По ожиданиям Чжун Наньшаня, к концу этого года более 80% населения Китая будет полностью вакцинировано.

В то же время официальные лица подозревают, что нынешняя вспышка вызвана источником вируса из-за границы.

На будущий 2022 год в Китае намечены два мегасобытия: зимние Олимпийские игры и XX съезд Коммунистической партии, который откроет новый политический цикл. Во время знаковых мероприятий китайские власти с одержимостью следят за тем, чтобы ничто не омрачало радужный информационный фон.
Помимо Олимпиады и партийного съезда, назначенных на 2022 год, в марте 2023 года на первое заседание соберётся новый состав китайского парламента. На нём новое партийное руководство получит государственные посты, а Си Цзиньпина, очевидно, в третий раз изберут на пост председателя КНР.
Вспышки коронавируса в такой чувствительный период могут испортить картинку и создать китайским властям много лишней головной боли. Поэтому можно с уверенностью предположить, что Китай останется закрытым не только до конца 2022 года, но возможно, и до лета 2023-го.
Ярослав Шевченко
Аспирант кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета (Владивосток)