Р!
Андрей Козлов Гендиректор и редактор агентства «Чита.Ру»
Гендиректор и редактор агентства «Чита.Ру»
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Ю
Я
#
БЛОГИ

Если и решать судьбу Церкви декабристов, то точно не чиновникам

Студенты и преподаватели ЗабГУ написали открытое письмо на имя губернатора Забайкальского края Александра Осипова с просьбой сохранить Церковь декабристов как исторический памятник и не передавать здание во владение РПЦ.

Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 3 октября 2021 года.

«Просим вас оказать содействие в решении вопроса о сохранении объекта культурного наследия федерального значения «Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь» (Церковь декабристов). В связи с возможной передачей в собственность Русской православной церкви и последующей реконструкцией выдающегося памятника деревянного зодчества XVIII века существует реальная угроза утраты его как объекта культурного наследия, являющегося визитной карточкой Забайкалья», — говорится в тексте письма.

Его подписали более 200 человек, в том числе декан историко-филологического факультета Евгений Дроботушенко, проректор по воспитательной и социальной работе Виктор Кузнецов, профессоры кафедры истории Михаил и Александр Константиновы, доценты кафедры истории Ирина Разгильдеева и Евгений Ковычев, преподаватели кафедры журналистики Владимир Тихомиров, Мария Вырупаева и Ирина Ерофеева, многие другие.

Письмо немного оторвано от реальности, потому что в знаменитом уже высказывании Осипова на Восточном экономическом форуме речи о передачи церкви в РПЦ не было – речь шла о возможности возобновления богослужений, и это не было описанием неких планов – губернатор пока просто высказывал свою точку зрения. О чём и сказал начальник пресс-службы правительства Роман Шадрин – единственный пока краевой чиновник, который за месяц смог хоть насколько-то внятно отреагировать на крайне неосторожное высказывание своего шефа.

Однако опыт «высказываний» по поводу Церкви декабристов и известная всем набожность Осипова просто автоматически запустили публичное сопротивление любым попыткам хоть как-то изменить сложившееся вокруг музея статус-кво.

И письмо из ЗабГУ – апофеоз этого сопротивления, потому что это концентрированное в нескольких абзацах мнение части интеллектуальной элиты региона. Доктора наук, известные на весь край преподаватели и менеджеры от высшего образования, знаковые для региона журналисты, историки, археологи – именно эти люди должны разбираться со статусом таких объектов, а никак не политики, банально не знающие истории объектов, судьбы которых они пытаются обсуждать.

Поражает отсутствие реакции на письмо. Её просто нет. Единственный человек, который хоть что-то сказал после открытого письма, — это министр культуры Ирина Левкович, но она только усугубила ситуацию – во-первых, у неё нет чёткой позиции, а во-вторых, она уверена, что богослужения в Церкви декабристов в будущем всё же начнутся: «Я думаю, в дальнейшем там будет возможно проводить церковные мероприятия. Ну, может быть, раз в году будет проходить какое-то событие с приглашением богослужителей».

В мнении Левкович нет главного – ответа на вопрос «зачем?» Зачем проводить церковные мероприятия в Церкви декабристов, где 40 лет стараниями безбожников работает самый известный в Чите музей? Чтобы восстановить историческую справедливость? Так давайте ради исторической справедливости снесём храм на привокзальной площади и вернём туда спортивный стадион.

А ещё лучше откинем в стороны подобные измышления и вспомним о том, что кафедральный собор строили в том числе для того, чтобы прекратить любые обсуждения судьбы Церкви декабристов. И, слава богу, в Чите по-прежнему живёт человек, который этот храм строил и может подробно объяснить кому угодно, о каких договорённостях идёт речь. Вернуть, так скажем, в публичное пространство историческую справедливость.

Поражает полное безразличие региональной власти. Молчит губернатор, у которого есть целых два вице-губернатора, которые могли бы это комментировать от его лица. Молчит вице-премьер, который курирует внутреннюю политику, и вице-премьер, который курирует политику социальную, в том числе в исторической её части. Профильный министр не имеет позиции. Молчит Центр управления регионом, который призван аккумулировать обращения граждан и реагировать на них.

Вот оно – каноничное обращение, в котором есть реальные люди, текст, публичность – что же вы не реагируете? Что же вы все молчите? Что же вы, люди, которым доверили управление регионом и вручили право и ответственность отвечать за справедливость, уже неделю не можете совершить ничего?

Мне теперь, видимо, ещё много лет будет вспоминаться девочка Эвелина, которая во время агитационного предвыборного прямого эфира губернатора пожаловалась на отсутствие маршруток на конечной остановке в Каштаке. Глава региона взял под мышку сити-менеджера Читы Сапожникова и поехал в Каштак вертеть головой на камеру. Пиар-акция сработала – про реакцию Осипова на жалобу маленькой девочки не написали разве что «Ведомости», а так обратили внимание вообще все. Маршруток, правда, после 21.00 в Каштаке не появилось (да и откуда бы им взяться), но кого это теперь интересует?

То есть вы, прекрасные управленцы, можете мгновенно реагировать на жалобу ребёнка, и это прекрасно. Но вы же совершенно не способны среагировать на полное тревоги обращение верхушки интеллектуальной элиты региона. Вам демонстративно плевать на эту тревогу. Вам важнее ваша набожность, чинопочитание, элита политическая – что угодно сейчас выше голоса разума, который звучит от людей науки.

Быть может поэтому (или теперь уже от этого) наука в регионе разгромлена. Набожный губернатор Наталья Жданова цинично и тупо разгромила светскую «Энциклопедию Забайкалья» — цитадель научного подхода к истории региона. Набожный губернатор Александр Осипов никак не может запомнить, кто именно построил Церковь декабристов. Все остальные, в том числе те, кто прекрасно понимает суть публичной дискуссии, политически верно помалкивают или в нужный момент ловко меняют позицию – нельзя идти наперекор мнению губернатора, а богослужения изредка и правда можно проводить.

Больше всего удивляет нежелание прекратить всё это. Ведь губернатору достаточно сказать о том, что на статус Церкви декабристов никто не покушается, а богослужения – случись у кого желание их там и правда в рамках некоей справедливости проводить – без учёта мнения музейного руководства и научной элиты региона проходить, конечно, не смогут.

Этого не говорится, и поэтому всё больше кажется, что Церковь декабристов в её нынешнем статусе обречена. Чужие для региона люди, демонстративно не желающие знать об этом здании даже ключевых исторических фактов, видимо, на полном серьёзе намерены возвращаться в средневековье. За ведьмами в регионе уже много лет успешно охотятся – пришло время окропить эту тактику святой водой фанатичной религиозности.

НазадВперёд
16 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А люди науки это что, истина в последней инстанции? С начала 90-х их подсадили на иглу иностранных грантов и обязательных публикаций в иностранных источниках. И радовались бы, так они еще и в политику и общественную жизнь лезут. А что думает товарищь Усманов?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если бы хотя бы периодически не слушали людей науки,  то Земля бы до сих пор считалось плоской и стояла на трех китах. К счастью иногда к мнению людей науки прислушиваются, хотя у нас в стране все реже и реже. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

все правильно, но у Осипова не нашлось времени что бы ответить на письмо в защиту Музея декабристов, которое еще год назад подписали известные в Забайкалье люди, историки, архитекторы, краеведы.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

подписи Колосова, директора Забайкальского краеведческого музея, филиалом которого является церковь декабристов под письмом, как мы понимаем, нет, как и под прошлым письмом в защиту музея?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Колосов свою позицию достаточно ясно обозначил в комментарии "Чита.Ру": если допустим богослужения, то здание рано или поздно перейдёт РПЦ. В данном случае речь о письме именно сотрудников ЗабГУ.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ничего не нарешают. Тем более, что большинству народа - абсолютно фиолетово. Поэтому есть дельное предложение. Церковь - она чья? Декабристов. Вот пусть декабристы и решают, что и как. А пока от них предложений не поступит - может быть займетесь более животрепещущими вопросами? В этой ситуации это будет самый надежный метод. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А что. Интересная идея. Ну понятное дело, мнение самих Декабристов нам уже не узнать.

Но есть их потомки. И что они думают на этот счёт? 

Ну а в общем, церковь просто нагло забыла о своих обещаниях оставить в покое музей, если им собор отстроят. И не где нибудь, а в самом центре. У детей стадион отобрали- нате, только музей не трогайте! 

Так нет, опять захапать музей хотят. Ну где ваши обещания, совесть наконец! Что ж вы так перед народом позоритесь, господа! 

И не ссылайтесь, что документов на сей счёт не подписывали. 

Да, не подписывали. 

Как не подписали наши продажные руководители никаких документов, когда СССР развалили  и под "честное" слово западных  "партнеров" поверили их "честным" обещаниям не приближать базы НАТО к нашим границам. 

Ну и где эти обещания, господа нехорошие?  

Что опять на те-же грабли, да по нашим лбам! 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А кого волнует мнение потомков? Кто они, ваше, такие? Церковь не была в собственности декабристов, чтобы потомки могли кого-то волновать.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вопрос автору - уважаемый Андрей, что Вы имели в виду, когда здесь в этой по своей сути богоборческой статье написали: "И, СЛАВА БОГУ, в Чите по-прежнему живёт человек, который этот храм строил". ? 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Судя по латинице в нике, комментарий писан из Читинской епархии, которая возлюбила латиницу пуще всего сущего на сем ресурсе.  Наивная попытка обвинить атеиста Козлова в богоборчестве смешна и нелепа, потому что ничего богоборческого в статье нет, в отличие от статей разных священников и общего направления политики РПЦ. Содержание комментария  темно и мутно, как и сам вопрос, что вызывает обоснованную тревогу за содержание головы вопрошающего.

Что сказать то хотела, шиковатая? 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"Слава богу" "бог даст" "не слава богу"  и т.д.

Выражения, прижившиеся в русском языке. 

Только упёрся богомолов способна увидеть в этом что-то крамольное.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Андрей Козлов, слова - они как живые памятники, им даже музеи не нужны.

Спасибо Вам (=спасиБог Вас), что проявляете ангельское терпение и все же пытаетесь обсудить этот сложный вопрос всесторонне.

Наши предки строили храмы для богослужений, то есть, чтобы служить (воздавать Славу Богу) и жить как у Христа за пазухой.

А хранение памяти о декабристах с масонскими экспонатами в здании храма – это от лукавого. И тех, что заасфальтировал могилы читинцев и переселенцев вокруг этого храма – тоже черт попутал.

И еще немного о терминологии – не церковь декабристов, а Михайло-Архангельская.

Михаил Архангел – глава ангельского воинства, ему по всему миру построены не только храмы, но и скульптуры, он – на гербах, наградах, в честь него названы города, ему посвящены стихи и музыка… И только читинцы застряли в советском периоде богоборчества и де факто переименовали храм его имени церковь декабристов (причем декабристы-то верующие были).

 

С таким подходом к истории и культуре Чите ждать только казней египетских. Что и наблюдаем.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Верующие декабристы?

Во что верят масоны?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Иван Бунин 1919г.

Михаил

Архангел в сияющих латах

И с красным мечом из огня

Стоял на клубах синеватых

И дивно глядел на меня.

Порой в алтаре он скрывался,

Светился на двери косой —

И снова народу являлся,

Большой, по колени босой.

Ребенок, я думал о Боге,

А видел лишь кудри до плеч,

Да крупные бурые ноги,

Да римские латы и меч…

Дух гнева, возмездия, кары!

Я помню тебя, Михаил,

И храм этот, темный и старый,

Где ты мое сердце пленил!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И не ты ли царишь над Востоком доныне?

‎Развернися, восстань —

И восстанет Ислам, как самумы пустыни,

‎На священную брань!

Проклят тот, кто велений Корана не слышит.

‎Проклят тот, кто угас

Для молитвы и битв, — кто для жизни не дышит,

‎Как бесплодный Геджас.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как православие относится к тем, кто перешёл в ислам?