Р!
Песочница В данном разделе публикуются те, кто не желает заниматься собственным блогом на более или менее регулярной основе, но у которых порой возникает желание сказать вслух.
В данном разделе публикуются те, кто не желает заниматься собственным блогом на более или менее регулярной основе, но у которых порой возникает желание сказать вслух.
А
Б
В
Г
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Ю
#
БЛОГИ

Единство великих рек мира

Город Чита вряд ли может похвастаться обилием экскурсионных туристических маршрутов, при этом в окрестностях города для развития экскурсионного туризма есть немало интересных объектов.

В 2014 году мне посчастливилось вести экскурсию через Ивано-Арахлейские озёра и село Сохондо с возвращением в Читу по федеральной трассе Чита–Иркутск. Маршрут насыщен интересными объектами, о которых можно рассказывать практически не останавливаясь. В то же время нужно отметить большую протяжённость маршрута – 220 километров, а также значительную долю в нём грунтовых дорог и наличие участков, проезд по которым возможен не всегда.

В связи с полученным опытом, у меня появилась мечта об экскурсиях на комфортабельных автобусах по современной автомобильной дороге от Читы прямо к озеру Арахлей и далее по одному из кольцевых маршрутов либо мимо озера Тасей, либо в противоположном направлении мимо озера Иргень.

Уверенность в том, что Чите нужен удобный кольцевой экскурсионный туристический маршрут к Ивано-Арахлейским озёрам, со временем только укрепилась.

На пути развития экскурсионного туризма в районе озёр помимо состояния дорог имеется и такое препятствие, как перегруженность дороги Чита – Беклемишево в бархатный сезон. Очевидно, что в летний сезон дорога, а также дороги северной части Читы не справляются с потоком желающих побывать на озёрах.

Наверное, многие, кто ездил на Арахлейские озёра летом, бывали в многокилометровых пробках, начинающихся уже на выезде из Читы. В моменты массового проезда туристов по дорогам этого направления затруднено движение и других читинцев. Ситуация может улучшиться только в случае расширения существующей дороги, однако проблемные участки дороги как, например, в Солнечном или Биофабрике скорее всего будут осложнять движение ещё очень долгое время.

Оптимальным решением, как в целях развития туризма, так и улучшения транспортного сообщения между Читой и Ивано-Арахлейскими озёрами является, на мой взгляд, строительство автомобильной дороги от федеральной автотрассы Чита–Иркутск вдоль реки Кадалинка и Грязнуха к сёлам Арахлей и Преображенка на озере Арахлей. Такая дорога прошла бы по наименьшему пути от города Читы к озёрам Арахлей и Шакша. Важно, что предлагаемая дорога не только существенно сокращает расстояние до озёр, но и является весьма перспективной в отношении экскурсионного туризма, так как пролегает через ряд интересных объектов.

Основная часть территории, о которой дальше пойдёт речь, находится между Читой и озером Арахлей. Территория включает участок в нижней части долины реки Жерейка, реку Кадалинка вместе с водосбором выше федеральной автотрассы, Водораздельную гору Палласа с её окрестностями на Яблоновом хребте, реки Кадала и Грязнуха — она же Шаборта, вместе с их водосборами, юго-восточное побережье озера Арахлей, отдельные участки в сёлах Арахлей и Преображенка.

Основные объекты для развития туризма на проектной территории:

«Красная горка» – познавательный в отношении истории развития Земли, а также значимый в мировых масштабах палеонтологический объект, где можно увидеть отпечатки уникально разнообразной древнейшей флоры и фауны. Эти отпечатки иллюстрируют флору и фауну озера и прибрежного леса конца юрского периода мезозойской эры (150-140 миллионов лет назад). Открытие «Красной Горки» связано с именем доктора геолого-минералогических наук Софьи Синицы.

Скалы «Дворцы» – живописное место, очень популярно у читинцев, в частности у спортивных туристов и скалолазов.

Водораздельная гора Палласа – уникальный в мировых масштабах объект, где сопряжены (стыкуются) водосборные бассейны сразу трёх великих рек мира — Енисей, Лена и Амур, входящих в десятку длиннейших в мире. Гора относится к Главному водоразделу Земли (Мировому водоразделу), так как на ней стыкуются водосборные бассейны Тихого и Северного Ледовитого океанов. Гора приобретает всё большую популярность. Открытие этого объекта связано с именем учителя географии Тимура Жалсарайна из села Кусочи.

Озеро Арахлей — самое популярное место отдыха забайкальцев. Озеро стало популярно благодаря чистой воде, песчаным пляжам, рыбалке, относительно дикой природе и близости к нему столицы Забайкальского края.

Село Арахлей примечательно тем, что в нём во многом стараниями учителей сельской школы, в частности Елены Будаевой, сохранены и развиваются народные промыслы, изготавливается сувенирная продукция. Со своими поделками школьники участвуют в региональных и всероссийских конкурсах, занимая призовые места.

Научный стационар Института природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИПРЭК СО РАН, ранее – ЧИПР СО РАН) – центр научных исследований Ивано-Арахлейских озёр. Начиная с 60-х годов прошлого века на стационаре изучается динамика структурно-функциональной организации экосистем озёр и их продуктивности в условиях резко континентального климата, законы распространения радиоволн в ледяных покровах, палеоклиматические записи в донных осадках и многое другое.

Сотрудниками ИПРЭК СО РАН сделано многое для изучения и охраны уникальной природы территории озёр. Результаты исследований опубликованы в ряде научных статей и монографий, например, в изданной в 2013 году монографии «Ивано-Арахлейские озёра на рубеже веков: состояние и динамика». Часть результатов вошла в обобщающие работы российских и зарубежных исследователей озёр. ИПРЭК СО РАН участвовал в создании Ивано-Арахлейского заказника.

В целом, Институт природных ресурсов обладает уникальным исследовательским коллективом и накопленными материалами. Создание научного стационара на озере Арахлей связано с именем Бориса Шишкина – гидробиолога, кандидата биологических наук, первого руководителя Забайкальской комплексной экспедиции Лимнологического института СО РАН.

Указанные объекты, за исключением связки скалы Дворцы – Водораздельная гора – Арахлей, рассматриваются изолированно друг от друга – я предлагаю объединить их в настоящем проекте в качестве ядер комплексов туристических объектов и проектируемого туристического маршрута. Отмечу, что «Красная горка», «Дворцы» и гора Палласа по причине своей уникальности стали охраняемыми объектами – урочищами и государственными памятниками природы, а Арахлей – одним из основных объектов Ивано-Арахлейского природного парка.

Особого внимания заслуживает гора Палласа, поскольку её особенности определяют основную идею и стиль настоящего проекта. Представление о том, что Забайкалье находится на Главном водоразделе Земли, стыке водосборных бассейнов Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также величайших рек мира Енисей, Лена и Амур начало развиваться Жалсарайном. Его исследование было поддержано Забайкальским отделением Русского географического общества (ЗОРГО). Позже, самым активным популяризатором географических знаний о стыке водосборных бассейнов на горе Палласа стал забайкальский краевед, председатель ЗОРГО с 2000-го по 2010 год Юрий Руденко.

Повышенное внимание к сопряжению водосборных бассейнов рек Енисей, Лены и Амура на Водораздельной горе обусловлено также движением Константина Шлямова «Великий Исток». В настоящем проекте я хочу отметить только, что общими усилиями популярность этого места достигла высокого уровня, о чём можно судить по предложению вице-премьера правительства Забайкальского края Алексея Шеметова развивать туристический кластер Забайкальского края вокруг идеи Мирового водораздела.

Несмотря на повышенное внимание значение стыка водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур все же недооценивается. Чаще всего этот факт преподносится как место стыка водосборных бассейнов, и лишь специалисты связывают с ним такие особенности Забайкалья, как взаимопроникновение разнородных воздушных масс, природных комплексов, биот, народов и так далее. Доктор геолого-минералогических наук Вотах говорил о влиянии системы Центрально-Азиатского водораздела на состояние окружающей среды во всей экологической системе Земля.

Для настоящего проекта важен сам факт стыка водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур, а также его положение на трансекте перспективных туристических объектов. Вслед за Юрием Руденко, я призываю рассматривать место сопряжения водосборных бассейнов рек не как разделяющее, а именно как место сопряжения, соединения, стыка водосборных бассейнов трёх крупнейших рек мира на Главном водоразделе Земли.

Легенда о великих реках

В географический факт сопряжения водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур мной внесены элементы художественного вымысла. В созданной «Легенде о том, как Енисей, Лена и Амур стали великими реками мира» дана новая художественная интерпретация географического факта сопряжения водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур.

В частности, введены очеловеченные художественные образы (персонажи) рек Енисей (в легенде — мужчина) и Лена (в легенде — женщина), а также общеизвестный образ мифического бога любви Амура — к реке Амур. Созданные образы относятся к указанным рекам вместе с их водосборными бассейнами, включая притоки, озёра и подземный водный сток. Место сопряжения водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур представлено в легенде как место встречи трёх указанных персонажей.

Использование в легенде образа мифического бога любви применительно к реке Амур основано на совпадении названия реки Амур с именем мифического бога любви. Предложенную в легенде идею в совокупности с самим географическим фактом сопряжения водосборных бассейнов трёх крупнейших рек, рассматриваю в качестве центральной в развитии туризма на проектируемой территории между Читой и озером Арахлей.

Енисей, Лена и Амур как бренд Забайкальского края

Уникальность забайкальского бренда заключается в том, что нигде в мире нет больше подобного сопряжения водосборных бассейнов и интересного сочетания названий великих рек, как в случае с реками Енисей, Лена и Амур. Ещё одно из уникальных достоинств забайкальского стыка водосборных бассейнов на фоне других подобных мест заключается в его очень высокой доступности.

С использованием персонажей Енисей, Лена и Амур в ситуациях, описанных в легенде и её авторском замысле, возможно создавать производные литературные, архитектурные произведения, произведения живописи, сувенирную продукцию, распространяя в России и других странах идею единства великих рек мира, опираясь при этом на представление о Главном водоразделе Земли.

Так, полагаю, уместной на Яблоновом хребте и в Чите будет скульптурная композиция «Великие реки Мира», состоящая из указанных персонажей. Её можно дополнять скульптурами Амазонки, Миссисипи, Нила и многих других рек, водосборные бассейны которых связаны с Главным водоразделом Земли. Создаваемые произведения можно украсить цветущим багульником (рододендрон) или яблоней.

К легенде мной выполнены иллюстрации, в которых созданные персонажи изображены на фоне Яблонового хребта и на фоне планеты Земля. Развивая собственный забайкальский бренд, полагаю возможным ориентироваться на такие образцы произведений искусства, как, например, фонтан «Четырёх рек» в Риме, в котором в образе людей изображены Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плата. Другим примером может быть фонтан «Реки Сибири» в Красноярске. Уверен, что предлагаемый бренд, наряду с уникально сложившимися возможностями, могут сделать окрестности Читы ещё более привлекательными для туристов из других регионов и стран.

Не сомневаюсь, что объекты центрального (район горы Палласа) туристического комплекса проекта будут востребованы влюблёнными парами и молодожёнами. В связи с этим проект предполагает продвижение в качестве брендового романтического и свадебного туризма. Отмечу, что в настоящее время романтические и свадебные туры к месту сопряжения водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур отсутствуют.

География потенциальных посетителей очень широка и не ограничивается водосборными бассейнами самих рек. Она определяется тем, что реки Енисей, Лена и Амур входят в списки крупнейших рек мира, а также тем, что их водосборные бассейны находятся на Главном водоразделе Земли, который проходит через Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америки.

В связи со сказанным, возможно формирование интереса к туристическим продуктам со стороны населения водосборных бассейнов таких крупнейших рек Земли, как Амазонка, Миссисипи, Енисей, Лена, Амур, Обь, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Нил, Конго. Кроме них с Главным водоразделом связаны водосборные бассейны таких крупных рек как Ла-Плата, Маккензи, Юкон, Инд, Волга, Шатт-эль-Араб, Меконг. Водосборные бассейны указанных рек охватывают различные страны, поэтому география потенциальных посетителей помимо российских регионов охватывает КНР, Монголию, США, Канаду, Бразилию и ещё многие другие страны.

Развитие въездного туризма из других регионов России и зарубежных стран предполагает необходимость создать высокий уровень комфорта, а, следовательно, и соответствующий уровень инфраструктуры, сервиса и пиара, общий стиль всего проекта и подчинённость всех объектов проекта центральной идее.

Что нужно сделать?

В настоящем проекте даётся краткое изложение моего видения размещения комплексов и их наполнения, представленного в эскизном проекте «Великие реки Мира» и пояснительной записке к нему. Эскизный проект был показан на одном из заседаний ЗОРГО.
Главная идея проекта определяет специфику центрального и стиль дополняющих комплексов, а также стиль и параметры обеспечивающей инфраструктуры. По проекту центральный и дополнительные комплексы объектов должны усиливать возможности друг друга.

Окрестности горы Палласа, на мой взгляд, сами по себе достойны туристического комплекса, включая автомобильную дорогу от федеральной автотрассы. Следует признать, что в настоящее время место малопривлекательно для неподготовленных туристов в связи с крайне слабым развитием дорог.

Пока нет дороги, осуществлять экскурсии и туры можно, конечно же, и экстремальным образом на подготовленных внедорожниках, квадроциклах, мотоциклах, велосипедах, конях или пешим образом. Таким видам романтики необходимо оставить место и в будущем. Если же ориентироваться на массового туриста, в том числе из других стран, окрестности горы Палласа необходимо обустраивать достойно, чтобы даже пожилым путешествующим парам было удобно сюда приехать и комфортно и безопасно отдохнуть.

В первую очередь нужна высокопропускная современная, продуманная и стилизованная под основную идею проекта автомобильная дорога протяжённостью около 43 километров. Для удобства туристов требуется строительство зданий, музеев, смотровых и концертных площадок, туристических и научно-образовательных баз, пеших троп, велосипедных и лыжных дорожек; выделение направлений для любителей бездорожья; обустройство автомобильных парковок, ледовых катков, вертолётных площадок, мусорных площадок.

В районе горы Палласа необходимы комфортабельный отель, скульптурные композиции и др. Весьма необходима и современная система утилизации бытовых отходов и сточных вод, исключающая загрязнение водоёмов и их водосборных бассейнов.

Одной из основных задач по проекту является сохранение и восстановление леса в водосборных бассейнах рек Кадалинка, Кадала и Грязнуха. Основная функция лесопарковой зоны – сохранение естественных функций и туристической привлекательности природной среды.

В лесопарковой зоне следует предусмотреть места для семейного отдыха, прогулок, сбора грибов и ягод, релаксации, творчества художников и фотографов. Так как Кадалинский участок находится близко к городу, он рассматривается в качестве лесопарковой зоны для ежедневного отдыха читинцев. Здесь, полагаю, будут востребованы многочисленные обособленные площадки с беседками и мангалами для цивилизованного отдыха, что должно снизить вероятность возникновения пожаров в лесах из-за диких туристов.

Проезжая по России, люди должны иметь возможность удобно заехать на Главный водораздел Земли и запомнить Забайкальский край по познавательным и увлекательным мероприятиям на месте стыка водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур. Этому весьма способствует расположение объектов проекта в непосредственной близости от федеральной автотрассы, но необходимо создание парковок.

Желание туристов быстрого доступа к объектам проекта из любой точки планеты может быть реализовано с использованием авиатранспорта чему весьма способствует близость территории к международному аэропорту. До объектов центрального комплекса от аэропорта необходима не только удобная дорога, но и возможность перелёта на вертолёте. Так как место сопряжения водосборных бассейнов хорошо заметно на подлёте к Чите, объекты проекта должны быть заметными и привлекательными при просмотре с борта самолёта.

На озере Арахлей, в его восточной части, требуется создание всесезонных баз отдыха с водными аттракционами, обустроенными пляжами, ледяными горками и катками. В селе Арахлей хотелось бы видеть творческие мастерские, чтобы на всём маршруте туристы имели возможность приобрести сувенирную, в том числе высокотехнологичную, продукцию местного производства. В творческих мастерских для путешествующих должны быть условия для личного участия туристов в изготовлении сувенирной продукции.

Будучи по своей работе исследователем, я нередко сталкивался с ситуациями, когда во время экспедиционных выездов к нам подходят посторонние люди и интересуются проводимыми исследованиями, просят показать что-нибудь под микроскопом или рассказать о научном приборе или обитателе водоёма. Интерес к научным исследованиям особенно проявляется на специальных выставках.

Поддерживая и развивая этот интерес, необходимо создание на стационаре ИПРЭК современных условий для исследовательской работы, ознакомления туристов с её результатами и вовлечения их самих в эту деятельность. Сказанное предполагает подготовку кадров, строительство на стационаре нового здания и подсобных помещений, оснащённых современными рабочими местами, а также выставочным и презентационным оборудованием.

Основная деятельность научного стационара ИПРЭК СО РАН в рамках реализации настоящего проекта может быть направлена на поддержание постоянного внимания туристов к познавательным туристическим продуктам о территории проекта.

Это возможно в результате исследовательской деятельности, нацеленной на получение новых уникальных знаний о природе района озёр, а также общих законах функционирования природы. Кроме того, используя стационар, научные работники ИПРЭК СО РАН могут проводить оценку состояния природы территории Ивано-Арахлейских озёр, разрабатывать рекомендации по оптимальному природопользованию и принимать участие в экспертизе проектов освоения природного потенциала водоёмов, подготавливать экскурсоводов, гидов, учителей, преподавателей или повышать их квалификацию, участвовать в адаптации накопленных в публикациях научных результатов под туристов.

Во всех указанных видах деятельности предполагаю тесное сотрудничество ИПРЭК СО РАН с ЗОРГО, Ивано-Арахлейским природным парком, другими исследовательскими, природоохранными и образовательными организациями.

В результате реализации проекта появится востребованная в регулярном транспортном сообщении высокопропускная автомобильная дорога, которая пройдёт по наиболее короткому расстоянию между городом Читой и озером Арахлей. Вероятнее всего жители арахлейских поселений будут пользоваться дорогой круглогодично. Участок дороги от города до горы Палласа будет востребован читинцами в повседневном отдыхе на природе, а участок дороги от озера Арахлей до горы Палласа – в экскурсионных турах отдыхающих на озёрах Арахлей и Шакша.

Новая дорога заметно повысит доступность наиболее популярных у читинцев Арахлея и Шакши, поэтому максимальную нагрузку на неё ожидаю в летний период. Основное внимание к дороге ожидаю со стороны жителей Черновского и Железнодорожного районов Читы, в частности, посёлков КСК, ГРЭС, Кадала. Так, расстояние по дороге до Арахлея для жителей ГРЭС составит около 40 километров против 73 километров в настоящее время, а продолжительность неспешной поездки составит от 40 минут, что, на мой взгляд, вполне приемлемо для семейных выездов выходного дня.

Принимая посещаемость Ивано-Арахлейских озёр на уровне 500 тысяч в год, проектируемая дорога, вероятно, возьмёт на себя не менее трети от неё. Более того, благодаря ей следует ожидать увеличение посещаемости Арахлейских озёр, в частности, наиболее дальних озёр Ундугун и Иргень. Риск снижения популярности водоёмов и прогнозного трафика вероятно отсутствует, поскольку даже в кризисные 90-е годы читинцы массово ездили туда отдыхать. Посещаемость участка до горы Палласа будет заметно выше в связи с повседневным отдыхом читинцев за городом.

Расстояния для сравнения от центра Читы:

  • до села Беклемишево — это наиболее крупное село 96 километров, а по проекту – 80 километров.
  • до села Арахлей — 85 километров, а по проекту – 55 километров.
  • до села Иргень — 115 километров, а по проекту – 97 километров.
  • до озера Арахлей — 70 километров, а по проекту – 50 километров.
  • до Шакши 85 километров, а по проекту – 60 километров.

Проектируемые маршруты

Наряду с дорогой результатом проекта станут два основных кольцевых туристических маршрута, пролегающих через гору Палласа к Ивано-Арахлейским озёрам.

Первый, «Великие реки Мира», насыщенный культурными достопримечательностями, познавательными и спортивными объектами пройдёт мимо озера Тасей и села Угдан. Этот маршрут охватывает все описанные здесь основные объекты проекта и является, преимущественно, ознакомительно-познавательным. Протяжённость маршрута — 143 километра, предполагаемая продолжительность экскурсии на маршруте с обзорным посещением всех основных комплексов (по 20 минут на каждый) – 5 – 6 часов.

Сокращённый туристический маршрут «Единство Великих рек Мира» от Читы к горе Палласа на место стыка водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур, преимущественно, романтического и свадебного назначения. Расстояние из центра Читы до горы Палласа составит около 41 километра.

Второй основной маршрут Чита – гора Палласа – Арахлей – Большой Ундугун – Иргень – Сохондо – Колочный — Чита. Его протяжённость около 205 километров.

***

Настоящий проект следует рассматривать в качестве концептуального и предварительного наброска, не предполагающего расчёт стоимости и окупаемости. Его реализации может способствовать сотрудничество с другими проектами. Так как территория проекта охватывает юго-восточное побережье озера Арахлей, интерес представляет деятельность арахлейской базы Забайкальского государственного университета. База используется в научно-образовательных целях преподавателями университета для подготовки статей и учебных пособий о природе Ивано-Арахлейских озер. Кроме того на ней проходят ежегодные лыжные соревнования.

Реализации проектов в сфере культуры может способствовать сотрудничество с Забайкальским государственным театром кукол на его базе «Тридевятое царство» на озере Арахлей.

С восточной стороны Яблонового хребта настоящий проект вероятно будет стимулировать появление проектов по развитию Кадалинской части города Читы. Создание лесопарковой зоны на водосборной территории реки Кадалинка будет вкладом в проекты по восстановлению экосистемы озера Кенон.

В целом, сотрудничество должно быть ориентировано на то, чтобы сделать познавательные, романтические, свадебные или спортивные путешествия в окрестностях города Читы и озера Арахлей увлекательными и привлекательными. Если у туриста нет необходимости оставаться в Чите надолго, он может ограничиться турами на основе настоящего проекта. В случае намерения длительного пребывания в Забайкалье программу можно расширить турами в другие районы Забайкальского края – на хребет Кодар, курорт Дарасун, в город Нерчинск, Красночикойский район и так далее. Возможно и обратное, когда созданные на основе проекта туры дополнят туры по Забайкалью.

В завершение отмечу, что проект базируется на принципах бережного отношения к природе, сохранении природных свойств водосборных бассейнов, водотоков и водоёмов — основы для их высокого рекреационного потенциала. Вряд ли будет возможным заинтересовать массового зарубежного туриста приехать в Читу, чтобы посмотреть на выжженные леса, поваленные деревья, пни, высохшие реки, замусоренные и хаотично застроенные озёра и реки.

В связи с этим нужно приложить сверхусилия, чтобы сохранить природу Яблонового хребта, а там, где она нарушена – восстановить, но не бездумно, а согласованно в рамках комплексной программы и, возможно, под новый стиль территории.

НазадВперёд
12 отзывов

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Глас вопиющего в пустыне, но подход правильный. Все остальные хотелки бездумное прожектёрство. Если развивать туристический кластер, то только так.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Идея хороша. Экономически рациональней закольцевать " Арахлейское кольцо", через Домно-Ключи-Шакша, где и проходит старый Московский тракт, много исторических мест, дорога существует века, проходит по скалистым грунтам.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Pilot, экономически от ГРЭСа до Арахлея через Кадалинку около 37 км, либо 29 км только до отворота с федералки на Домно-Ключи :) Идея тоже хорошая. Надеюсь будут реализованы оба проекта.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо, Бывалый турист, за высокую оценку моего скромного труда. Хочу только отметить, что мой глас скорее все-таки не в пустыне, а в лесостепи :) В абсолютном одиночестве представленную концепцию невозможно было бы разработать, поэтому я благодарен очень многим людям, с которыми общался или чьи публикации читал. На поддержку этих и других людей надеюсь и в будущем при продвижении проекта.

Персонально поблагодарить людей, способствовавших каким-либо образом появлению концепции, попытаюсь в другом комментарии.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Полагаю возможным выразить слова благодарности.

Выражаю свою искреннюю признательность Юрию Тимофеевичу Руденко, поддержавшего проект на различных его стадиях. Кроме того, благодарю его за возможность продвигать идею водораздельного положения Забайкалья и провести совместную с Забайкальской краевой универсальной научной библиотекой им. А.С. Пушкина экскурсию по Ивано-Арахлейским озерам в 2014 г.

Выражаю глубокую признательность научным работникам Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, а также членам Забайкальского отделения Русского географического общества, Гидробиологического общества при РАН, Российского минералогического общества, преподавателям Забайкальского государственного университета, краеведам, благодаря исследовательской деятельности которых и общению с которыми складывалось мое представление о богатом познавательном потенциале территории проекта.

Решение разработать проект появилось во многом, без преувеличения, в связи с работой Совета по туризму при Общественной палате Забайкальского края, на открытых дискуссиях по различным проблемам развития туризма которого мне довелось присутствовать.

Экскурсия по Ивано-Арахлейским озерам, о которой идет речь вначале, состоялась по инициативе и при поддержке со стороны Т.К. Батуровой и Е.Е. Курбатовой - сотрудников краевой библиотеки им. Пушкина.

Решение представить проект широкой общественности было принято благодаря конструктивной поддержке различных его стадий моими родными, а также Н.А. Атутовой, А.А. Гурулевым, семьей Истоминых, М.Ц. Итигиловой, П.С. Кобелевым, А.В. Константиновым, А.П. Куклиным, С.В. Лазаревской, Т.А. Мамонтовой, С.А. Паршаковым, Н.В. Помазковой, семьей Подкорытовых, Н.В. Солдатовой, Н.А. Ташлыковой, Р.А. Филенко, С.В. Цыренжаповым, К.О. Шлямовым. Благодарю всех поддержавших меня людей.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Смысла нет развивать туризм в сгоревших лесах, спившихся деревнях и высохших озёрах!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Зам Мэра, уверен, что не все так печально. За историю своего существования Забайкалье чего только не пережило. Неоднократно бывали и засухи, и наводнения. До относительно недавних пор не было наверное только спившихся деревень. Но, все же, лес как видим местами возрождается, есть и признаки начала влажного периода. Надеясь на лучшее давайте развивать туризм и помогать возобновлению леса. Есть у меня на уме технология, которая, как предполагаю, позволит возобновлению превзойти по скорости пожары.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Мнение делитанта, ведь раньше люди жили и относились к прероде с большем уважением все было организовано гораздо лутше и зделано было гораздо больше, профисионализм был выше. За чем отказыватся от того что было сдедано для будущих поколений возможно лутше будет востановить те места которые мы угробили, тем самым мы убьем двух зайцев, во пнрвых уберем за собой мусор и востоновим экологию, во вторых те места которые мы загадили они самын лутшие. Санатории, здравницы, маршруты. Зачем изобридать велосипед когда половино работы сделона за нас для нас. Московский тракт от Домно ключей до Сосновоозерска , я думаю что провительство Буряти тоже было бы заинтересовано и могло внести свой вклад. Кыренский ра-н через поселок Былыра к родоновым источником. Улетовский район через Дуты к Ямаровке, тогда и сами посмотрим и покозать будет что и для гостей из ближнего зарубежья

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

1Интересный комментарий. Скоро будет три года с момента публикации концепции развития туризма в Забайкальском крае «Единство великих рек мира», и я уже не ожидал столь «существенного» возражения против нее. Антон Юрьевич, хорошо, что Вы высказали свое обвинение в мой адрес – так я воспринимаю Ваш комментарий. На чем основано обвинение и каким образом оно относится к моей концепции развития туризма? Каким образом создание здравниц, например, в Былыре и Ямаровке, строительство дороги в Бурятию мешает «Единству»? Даже представить себя не могу в таком состоянии, в котором призывал бы ради «Единства» отказаться развивать, например, санатории Дарасун, Кука, Былыра, Ямаровка, строить какие-либо дороги в Бурятию. Бррр! Может быть со стороны виднее?

Попытаюсь фактами показать фантастическую абсурдность Вашего обвинения. Поиск на этой странице слов «отказаться», «Московский тракт», «санатории», «Былыра», «Ямаровка» выдает их только в Вашем комментарии. В тексте  «Единства» встречается слово «курорт», но только в предложениях о СОТРУДНИЧЕСТВЕ при организации туров на курорт Дарасун. Слова «отказаться», «Домно ключи», «Сосновоозерск», «здравницы», «санатории», «Былыра», «Ямаровка», «тракт» и т.д. в концепции отсутствуют!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

2Слово «Домна» встречается в комментариях с Pavel Pilot при обсуждении дороги через Домну. В концепции нет даже намеков с призывом отказаться от каких-либо санаториев, здравниц, маршрутов или трактов. Иных публикаций с таким призывом у меня тоже не было и нет.

Вы, видимо, отсутствовали на моих докладах в Чите, Нерчинске, Агинском, селе Арахлей, т.к. должны знать, что и там я не призывал отказаться от каких-либо маршрутов и санаториев. За 10 - 20 минут я едва успевал представить свою концепцию и рассказать о достоинствах территории Красная Горка - Преображенка. У меня не было времени убеждать кого-либо отказываться от чего-либо. Подборка слайдов в презентациях небольшая, текст доклада очень короток. Никакой речи в них об отказе от других маршрутов и санаториев не было и не будет. Никто после докладов ко мне не подходил с обвинениями в призывах отказаться от проектов каких-либо трактов и санаториев. В крайнем случае можно обратиться к известным в Забайкальском крае людям, посетившим мои доклады. Были слова поддержки, были довольно существенные замечания к легенде и сомнения в реалистичности концепции, но никаких обвинений в призывах отказаться от маршрутов, московских или других трактов, здравниц, санаториев или чего-то иного не было и не могло быть

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

3В ответе Pavel Pilot я тоже никого не призывал отказаться от дороги через Домну и каких-либо санаториев. У каждого варианта дороги, если рассматривать их объективно, есть свои очевидные достоинства и недостатки. Когда указывают на преимущества альтернативного варианта, я буду указывать на преимущества дороги на Арахлей (!) через Дворцы и недостатки альтернативных вариантов. Указывать, не призывая кого-либо отказываться от чего-то иного, т.к. в понимании других проектов признаю себя дилетантом. Пусть любой заинтересованный человек,  знакомясь и анализируя доводы «за» и «против», самостоятельно делает выводы и принимает решение. В целях продуманного развития территории вблизи Читы, на мой взгляд, должны быть представлены различные варианты дороги на Арахлей (!). Хоть десять.

Мне, Антон, непонятно от чего я, с Ваших слов, призываю отказаться. Покажите Ваш проект развития санаториев, здравниц, маршрутов, Ямаровки, Былыры, Московского тракта, дороги до Сосновоозерска и т.д. Из Вашего комментария следует, что такой проект существует. Он опубликован или Вы его где-то докладывали? Где можно с ним ознакомиться, чтобы понять от чего я, с Ваших слов, призываю отказаться? Попытался найти Ваше предложение на сайте дв2025.рф, но, к своему удивлению, не нашел. Вы подавали предложение?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

4Уважаемый Антон Юрьевич, Вы читали «Единство великих рек мира», Вы присутствовали на моих докладах? Поясните, пожалуйста, где, когда и каким образом я призывал людей отказаться от создания санаториев, здравниц, маршрутов и прочего? Ответ на этот вопрос мне необходим, чтобы поправить концепцию, презентации и доклады в случае справедливости обвинений. Буду благодарен за обстоятельный, ОСНОВАННЫЙ НА ФАКТАХ ответ. В нынешнем виде Ваш комментарий – дилетантский фейк с нелепым обвинением, либо комментарий с крайне неудачно выраженной мыслью. Если же Вы всерьез переживаете за развитие туризма в Забайкальском крае, то я вижу только перспективы сотрудничества на условиях конструктивного взаимодействия.