В читинском зоопарке на улице Журавлева уже около четырех лет живет кошка Матильда. Она свободно гуляет по территории и даже заходит на разведку в Парк Пионеров поблизости. Иногда ее по ошибке принимают за сбежавшего манула, часто просто за потерявшуюся кошку. Мы погладили ее за ушком, внимательно послушали мурчание и узнали у сотрудников зоопарка ее удивительную историю.
Одна из сотрудниц зоопарка пару лет назад, никто уже и не помнит, когда точно, купила дом. Недвижимость продавалась месте с кошкой. Отчего прежние хозяева не захотели забрать пушистую с собой, Матильда не говорит. Но как будто не сильно обижается. Еще две зимы она пожила в этом доме, а затем ей предложили место в зоопарке. Новая хозяйка посчитала, что кошке здесь будет лучше.
После переезда Матильда обосновалась в вольере под названием «Джунгли». Около 2–3 месяцев она не высовывала носа на улицу, обживалась на новом месте и знакомилась с людьми. Первой ее приласкала Женя — сотрудница этой части парка. А приняли кошку, как родную, тамарины.
Тамарины — небольшие обезьянки со смешной прической. Они очень хотели погладить Матильду и до сих пор желают подружиться, но им мешает стекло. Поэтому они наблюдают друг за другом издали и переглядываются.
Когда Матильда освоилась в «Джунглях», она обнаружила, что вокруг нее целый мир, и стала уверенно изучать все уголки зоопарка и окрестности рядом. В клетки она ни к кому не заходит, да ее и не пустят. Всех хищников обходит стороной. Порой пума начинает за ней охотиться издали, но Матильда проходит подальше. Утверждают, что на ее мордочке в этот момент написано: «Я на воле, а ты нет. Бе-бе-бе!»
Матильда, или ласково — Мотя, очень нежная и добрая. Может показаться, что во взгляде читается королевское презрение, но это впечатление обманчиво. Стоит протянуть руку — и кошка начинает ластиться и мурчать.
Широту души Матильды и ее щедрость раскрывает и такая история: одно время около зоопарка жил белый бездомный кот, и кошка выходила его кормить. Мотя оставляла кусочки своей еды и выносила ему на улицу. Иногда ловила для кота мышей.
Сейчас кошка — полноправная сотрудница зоопарка. В каждом помещении у нее есть миска и друзья, которые ее накормят. Ест она всё: рыбу, мясо, молоко. Отлично ловит мышей, приносит свои трофеи к ногам испуганных сотрудниц зоопарка.
Изучила эта дама и расписание работы. Она точно знает, во сколько кормят ластоногих: в назначенный час уже сидит там и ждет угощений. В другое время она должна быть около хищников, чтобы полакомиться мясом. В 18:00 она будет сидеть на проходной и провожать коллег.
Когда-то у Матильды на ошейнике было украшение-косточка с гравировкой ее должности и адреса. Но этот аксессуар несколько раз зачем-то снимали прохожие. Потом украшение заменили на обычный бейджик. Сейчас нет и его.
Зимой Мотя чаще проводит время в теплом кабинете. У нее есть там свой стул — если туда что-то положат, она будет терпеливо сидеть рядом и ждать, когда лежанку освободят.
Матильда ходит на прогулки в Парк Пионеров — провожает или встречает сотрудников. Все местные жители ее уже знают.
Часто кошка заходит в магазин Prodmix напротив зоопарка. Там она устраивает целое представление: садится около кассы и изображает голодные глаза, едва ли не обмороки, для доверчивых покупателей.
У Матильды змеиные глаза. В зоопарке говорят, что ими она всех и завораживает.
Крадут у Матильды не только украшения, но часто — и ее саму. Происходит это из-за того, что прохожие принимают ее за потерявшуюся домашнюю кошку. Сотрудники зоопарка в шутку называют Матильду кошкой-бумерангом. Она побывала в Северном, Сосновом Бору и на первой Чите, но всегда возвращалась домой. Для этого работникам зоопарка приходилось размещать объявления о пропаже в группах помощи бездомным животным. Либо нашедшие Матильду сами звонят в зоопарк, иногда потому, что решили, что Мотя — сбежавший дикий манул.
Работники зоопарка сбились со счету, сколько раз Матильда терялась. Сама же кошка не прочь побывать в гостях, помыться и поесть. Но вечером, если ее оставляют в квартире, она начинает переживать, мяукать и проситься на волю.
Однажды Матильду за месяц помыли пять раз — и всё сердобольные прохожие, решившие забрать ее домой.
Иногда после очередного путешествия Матильды сотрудникам зоопарка советуют закрыть кошку в помещении. Но они слишком хорошо знают характер своего питомца и не могут заточить ее в четырех стенах. Мотя слишком взрослая для того, чтобы поменять свои привычки. Для нее жизнь в зоопарке — самый лучший из возможных вариантов. Послушав ее мурчание, становишься уверен — эта кошка на своем месте, и она счастлива.