Авто

Советские автопираты

Все мы хорошо знаем о таких явлениях, как аудио или видеопиратство. Однако для многих, видимо, будет откровением, что это тенденция возникла еще в период существования Советского Союза. Культивировалось оно на самом высоком государственном уровне...

" src=

Все мы хорошо знаем о таких явлениях, как аудио или видеопиратство. Однако для многих, видимо, будет откровением, что это тенденция возникла еще в период существования Советского Союза. Культивировалось это на самом высоком государственном уровне. Особенно хорошо это видно на примере отечественного автопрома.

Любимое авто отца народов

Известно, что в 30-е годы прошлого века Иосиф Сталин предпочитал автомобили американской фирмы Packard. Однако говорят, что еще в годы Великой Отечественной, вождь заявил: «Мы, члены правительства, подаем плохой пример тем, что ездим на автомобилях иностранного производства». С этим якобы и связана причина появления в июле 1945 года первого советского представительского автомобиля для членов правительства, названного ЗИС-110. Но его прототипом стал все тот же Packard, правда, во внешний вид советского двойника были внесены незначительные изменения.

" src=

Как и его американский собрат, автомобиль ЗИС-110 получился элегантным, прочным, быстроходным. А вскоре появился бронированная версия лимузина – ЗИС-115. Он был точной копией серийного ЗИС-110, и лишь немногие могли опознать в нем броневик. Внешних признаков было несколько: фара-искатель и два спецсигнала на переднем бампере, шины без белых боковин, сильно выпирающие колесные колпаки, а также слегка мутноватые стекла (их толщина составляла 75 мм), а чтобы поднимать их в дверях, имелись гидравлические домкраты, весило стекло почти центнер. Массу всего автомобиля разные источники называют от четырех до семи с половиной тонн.

Первый народный

Вопрос о создании массового автомобиля в СССР поднимался еще в 1939 году. Известно, что тогда директор московского автозавода имени Сталина Иван Лихачев получил от руководства страны задание подготовить доклад о состоянии автомобилестроения на Западе. В своей записке Лихачев сообщил Сталину, что наибольшее распространение на Западе получили 4-местные малолитражные автомобили с объемом двигателя от 1,0 до 1,2 литра.

В частности, в Германии и Англии из общего производства автомобилей более половины – малолитражки. После этого было решено создавать советский малолитражный автомобиль, но война помешала. А после нее опять встал вопрос о массовом автомобиле. Помогли репарации. Благодаря вывезенному из Германии оборудования и документации с завода «Опель», появился «Москвич-400». Первая советская малолитражка был даже не копией, а в чистом виде Opel Kadett K38, который на исторической родине выпускался с 1938 года. А знаменитый советский автомобильный бренд возник в связи грядущим празднованием 800-летия Москвы.

" src=

«Горбатый»

Немного найдется машин, ставших героями многочисленных анекдотов, как «запорожец». А родоначальником семейства этих малолитражек стал ЗАЗ-965. На Западе личный автомобиль был обычным средством передвижения, у нас он оставался роскошью. Партия и правительство решили, если мы хотим перегнать Америку по уровню благосостояния, необходимо сделать так, чтобы машины были доступны для каждого советского труженика. Стоимость нового автомобиля не должна была превышать двух тысяч рублей. Поэтому выбор пал на популярные тогда в Европе миниатюрные «народные автомобили» – дешёвые и потребляющие мало бензина.

За образец взяли FIAT 600, наиболее удачный автомобиль этого класса. Немаловажным обстоятельством, предопределившим выбор, послужил тот факт, что данная машина была новейшей, ее выпуск начался в 1955 году. Однако наш клон получился больше, медленнее и ненадежнее. Говорят, одним из первых испытателей ЗАЗа стал генсек Леонид Брежнев – Ильич с трудом протиснулся в тесный салон автомобиля.

Для жителей СССР непривычная им схема размещение мотора в заднем отсеке, в багажнике, казалась странной, как и воздушное охлаждение – что стало ещё одной из причин иронического отношения к «запорожцам». Впрочем, их владельцы бодро отвечали, что задним расположением двигателя их автомобиль напоминает танк. Неплохой была и проходимость «горбатых», может, отсюда пошло выражение, что «танки грязи не боятся»?

" src=

«Ушастый» и «мыльница»

Мало кто из советских людей знал, что ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968, получившие в народе соответствующие прозвища, были довольно точной пиратской копией детища немецкой фирмы, под названием NSU 1000. Внешнее сходство германца и наших «запорожцев» не оставляет никаких сомнений в «отцовстве».

Лупоглазые фары большого диаметра, простенькое горизонтальное украшение между ними, цель которого – заполнить свободное от фальшpадиатоpной облицовки пpоcтpанcтво и хаpактеpная линия крыши. Единственное, что добавили «запорожцу», – это те самые «уши», за которые модель 966 получила свое народное название. Пpедполагалоcь, что они улучшат охлаждение двигателя набегающим потоком воздуха, но когда потом их ликвидировали, пpевpатив машину из «ушастой» в «мыльницу» – ЗАЗ-968, то оказалось, что особой нужды в них и не было.

Краткий экскурс в историю становления отечественного автопрома наводит на неутешительную мысль. Может, нашей стране так и не удалось стать лидером автомобильного автомобилестроения потому, что наши производители не стараются привносить в эту отрасль новое и в своем творчестве ограничиваются слепым копированием зарубежных аналогов?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Гость
войти
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления