Авто Треть века «москвича»

Треть века «москвича»

Признаком популярности той или иной марки автомобилей вряд ли является «народное» название. Конечно, «горбатые» и «ушастые» запорожцы в свое время заняли свое место не только в гаражах, но и в фольклоре – достаточно вспомнить любой из сотен...

" src=

Признаком популярности той или иной марки автомобилей вряд ли является «народное» название. Конечно, «горбатые» и «ушастые» запорожцы в свое время заняли свое место не только в гаражах, но и в фольклоре – достаточно вспомнить любой из сотен анекдотов о ДТП с участием продукции ЗАЗ и Mercedes-600. «Копейка» была поистине массовым автомобилем, и по сей день ВАЗ-2101 встречается на дорогах чаще, чем вышеупомянутые запорожцы. Другие марки советского автопрома как-то остались без прозвищ, хотя в массовости некоторым из них не откажешь.

Единственной моделью москвича, получившего сразу две клички в народе, стал грузопассажирский фургон Иж-2715. Где-то его называли «каблучком», где-то – «пирожком». Но по-настоящему популярной в народе стала модель 412. Первый экземпляр сошел с конвейера в далеком 1967 году. Задуманная как модернизация модели Москвич-408 конструкция новинки воплотила в себе лучшие качества старшего брата: прочность, простоту в обслуживании и долговечность. Вместе с тем салон обновленной машины стал просторнее – теперь он вмещал пятерых человек. Кроме того, улучшения были заметны в характеристиках машины: увеличились мощность двигателя, крутящий момент, максимальная скорость; изменения сказались и на времени разгона, расходе топлива, а также на управляемости и динамике.

За 30 лет производства (последний автомобиль 412 модели был выпущен в 1997 году) модель стала своего рода эталоном машины для обычной советской семьи, возможно, даже оттеснив с этой позиции «копейку» и «шестерку».

Первые годы производство шло в основном на экспорт. Доходило до того, что «Москвич-412» было практически невозможно найти на внутреннем рынке: львиная доля выпущенных автомобилей отправлялась за границу. Позже были открыты производства по сборке в Болгарии и Бельгии.

Помимо зарубежных заводов, выпуск был налажен в Москве и немного позже – в Ижевске. По мере увеличения производственных мощностей Иж стал самостоятельно модернизировать модели, а поскольку завод фактически был оборонным, то и контроль качества был усиленным: в итоге заводской брак автомобилей, выпущенных на АЗЛК, был на порядок выше. В числе изменений, которым подвергся М-412, – измененные ручки дверей, иная облицовка радиаторной решетки и само имя автомобиля – теперь на борту машины красовался логотип завода Иж. Именно эта модификация производилась вплоть до 1997 года, когда Иж-412 был окончательно снят с конвейера – конструкция автомобиля стала безнадежно устаревать. Хотя полноценная замена появилась еще в середине 80-х в виде М-2141, более десяти лет сворачивать выпуск 412 модели не торопились. Мало того, активно производились машины на базе М-412, но с другими типами кузовов. Такими были грузопассажирский Иж-2715, прозванный в народе «пирожком», и Иж-2125 – «Комби». Все они выпускались с начала 70-х годов. «Пирожок» вообще стал незаменимым: реальной альтернативы малолитражному грузовичку в те годы не было.

Отдельно стоит сказать о двигателе. Ставить на новинку мотор от модели-предшественника не имело смыла. Поэтому «сердце» машины разрабатывали заново, взяв за основу двигатель BMW, необычайно совершенный для того времени. Главной особенностью конструкции мотора М-412 стал наклоненный вправо блок цилиндров, позаимствованный у Chrysler: двигатель стал более компактным, а центр тяжести машины был несколько снижен. Другие нововведения, такие как измененная форма камеры сгорания, позволили повысить КПД мотора, что сказалось на рабочих характеристиках.

Для своего класса М-412 показывал неплохие результаты: при объеме двигателя в 1500 «кубиков» автомобиль развивал мощность до 75 лошадиных сил, крутящий момент – 108 Нм. Благодаря таким свойствам москвич не уступал некоторым иномаркам, а чем-то даже их превосходил. К примеру, FIAT-124 при том же объеме двигателя мог развить только 66 «лошадей». Главным недостатком мотора оставался излишний шум: «успокоить» его так и не получилось – и даже последние из сошедших с конвейера экземпляров издавали такой рев, который любой опытный автомобилист и сейчас отличит в потоке городского шума.

Первые партии М-412 поставлялись в кузове от М-408: выпуск решили не откладывать в долгий ящик, поэтому работа по созданию оригинального кузова для модели продолжалась, а машины выходили как две капли воды похожими на предшественника. Задача перед инженерами стояла достаточно сложная: изменить визуальное восприятие автомобиля, не меняя общей конструкции. С каждой партией, сошедшей с конвейера, изменялись некоторые детали, в основном направленные на повышение безопасности.

Конечно, по прошествии 40 лет трудно воспринимать всерьез травмобезопасный салон, ремни безопасности и мягкие накладки на дверях. Но для экспорта в Европу в те годы этого было достаточно: литеры ИЭ, добавленные в название модели, как раз обозначали соответствие действовавшим тогда требованиям пассивной безопасности. Впрочем, и по сей день большинство производимых в России автомобилей не отличается особым набором средств для снижения вероятности травм при аварии. «Москвич-412» стал первой моделью советского автопрома, в которой вообще было уделено внимание безопасности: двухконтурная система тормозов позволила сделать машину более управляемой, а особые «клыки» на бамперах предотвращали «подныривание» автомобиля под препятствие.

В первые годы производства модели кузов М-412 имел один серьезный недостаток: он был недостаточно широким. Впрочем, даже после очередной модификации кузова в 70-х годах салон автомобиля нельзя было назвать просторным. Однако внутреннюю тесноту с успехом покрывало одно важное достоинство: качество стали. Именно прочность и долговечность кузова порой становились решающим фактором в выборе М-412 для советского человека.

До появления ВАЗ-2103 «четыреста двенадцатый» был уверенным лидером по популярности в Советском Союзе: «копейка», несмотря на свою популярность, отставала по многим параметрам, включая и динамику, и качество кузова, и ходовые свойства.

Однако появление все новых моделей жигулей постепенно вытеснило с рынка москвич. Выпущенные М-2140 и М-2141 не смогли удержать марку на прежнем уровне продаж – то, что было современным и порой революционным в 60-х годах, в 80-е выглядело безнадежно устаревшим. И хотя москвичи все так же находили своих покупателей, ВАЗ расходился куда более крупными партиями.

Однако «Москвич-412» так и остался одной из немногих моделей, которая выпускалась почти треть века. Свое почетное место в истории советского автопрома он занял уже давно – но второй жизни так и не получил.

Фото: Фото с сайта Тehno.claw.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления