СЕЙЧАС -19°С
Все новости
Все новости

Если тюнинг невтерпеж

Быть не как все, быть непохожим – для любого человека это вполне достойное стремление. Для автолюбителя оно выливается еще и в желание изменить свою машину, доработать, подправить, «здесь навесить, это убрать, и все затонировать»...

Поделиться

Быть не как все, быть непохожим – для любого человека это вполне достойное стремление. Для автолюбителя оно выливается еще и в желание изменить свою машину, доработать, подправить, «здесь навесить, это убрать, и все затонировать». Кто-то ограничивается навешиванием на машину спойлеров, кто-то ставит трубу вместо глушителя, а некоторые вообще перекраивают и раму и кузов, изменяя габариты, вес, мощность. Таких, конечно, относительно мало, обычно свои «котлеты» они возят на трейлерах и выступают с ними в классах ТР2 и ТР3 на джип-триальных гонках.

Тюнинг бывает разный – (tuning) в переводе на русский означает настройка.

1.Внешний. Включает в себя элементы внешнего оформления, а именно: изменения бамперов, расширение арок, дополнительный декор. Изменяя внешний вид автомобиля, можно изменить аэродинамические характеристики, а значит его поведение на дороге. Если обратить внимание на спортивные автомобили, то можно заметить, что кольцевые автомобили имеют один аэродинамический «обвес», а раллийные – совершенно другой. Перед этими автомобилями поставлены принципиально разные задачи и гонки проходят в разных дорожных условиях.

2. Силовых агрегатов. Здесь надо определиться с задачами, которые будут поставлены перед автомобилем.

Возможно несколько программ, например:

  • если основное время за рулём владелец проводит в городе, то его больше интересует разгон, нежели максимальная скорость. Это один вариант настроек;
  • если автомобиль эксплуатируется в основном за городом, то тогда больше нужна максимальная скорость, а не быстрый разгон, что достигается совершенно иными настройками;
  • при этом если изменить характеристики работы двигателя, придётся перенастраивать тормоза, трансмиссию, элементы подвески.

Следующий вопрос, которым задается автолюбитель: а пройду ли я теперь техосмотр?

Когда вы в последний раз проходили техосмотр? Именно проходили. Не покупали индульгенцию, а стояли на пункте инструментального контроля и демонстрировали исправность своей машины?

Задача государственного техосмотра в том, чтобы проверить техническое состояние автомобилей, выезжающих на российские дороги. Но не только. В соответствии с пунктом четвертым Правил проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ во время проведения ТО ГИБДД осуществляет также контроль допуска водителей к участию в дорожном движении, предупреждает и пресекает правонарушения, а также выявляет похищенные автомобили. Задачи, вне всякого сомнения, важные и полезные. Вот только у большинства автовладельцев проблемы возникают именно при проверке технического состояния средства передвижения.

Просроченные лекарства, отсутствие огнетушителя и неотрегулированная светотехника -вот лишь начало длинного списка поводов для отказа в выдаче заветного талона. Между тем все эти поводы регламентированы во множестве нормативных актов. Во-первых, непосредственно в Правилах дорожного движения. Во-вторых, в уже упомянутых Правилах проведения техосмотра. А в-третьих, в многочисленных государственных стандартах (ГОСТах), главный из которых – ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». К слову, такие же ГОСТы и правила существуют для автомобильных стекол, шин, для определения допустимого уровня внешнего шума и содержания вредных веществ в выхлопных газах.

Именно эти несколько сотен страниц требований и условий определяют то, какими должны быть характеристики вашего автомобиля. Но кто же читает все эти требования и госты? Разве что инженеры в погонах. Причем, учитывая то, что мы живем в России, стоит помнить, что написанное в законе далеко не всегда соответствует тому, что существует на самом деле.

Вот что говорит по этому поводу владелец тюнинг-ателье Андрей Севастьянов. «Не нужно воспринимать техосмотр как очередную статью расходов в семейном бюджете, – говорит Андрей, – я, например, всегда сам прохожу техосмотр и доказываю инспектору соответствие моей машины всем установленным требованиям.

Ведь кто-то проходит техосмотр для того, чтобы получить заветную корочку и два года ни о чем не думать, а кто-то действительно хочет, чтобы таблетки в аптечке были не просроченными, а буксировочный трос – целым. В моем понимании тюнинг – профессиональная настройка автомобиля под конкретного водителя. То есть выполнение ряда операций по изменению характеристик машины. Причем одно из главных условий проведения таких изменений – это квалифицированный технический персонал и высококачественные комплектующие.

Сейчас же мы видим на улице массу автомобилей, владельцы которых просто не понимают сущности произведенных ими изменений, не понимают функциональное предназначение тех деталей, которые они сами же установили на машину. Поэтому когда автомобиль при помощи нескольких антикрыльев и синих лампочек превращается в некое подобие звездолета, к тюнингу это не имеет никакого отношения. Подобные элементы не то что не помогают автомобилю, а просто-напросто вредят ему».

Кстати, в соответствии с п. 7.3 Перечня неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, на дорогу нельзя выезжать, если на транспортное средство «установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя». Этим же пунктом запрещено, в частности, и нанесение зеркальных пленок.

«Я не рекомендую использовать пленку, – продолжает Андрей. – Носят темные очки и клеят пленку на стекла те, кто хочет спрятать глаза. На самом деле такие автомобили таят в себе немалую опасность. Представьте, что вы едете за машиной с наглухо тонированными стеклами. И вдруг перед ней выбегает человек. Если ее водитель успеет среагировать, то у вас на это времени может не быть, потому что сквозь непрозрачные снаружи стекла едущего впереди автомобиля вы просто ничего не увидите. Альтернатива пленке – изотермические стекла со специальным уровнем светопоглощения.

Такие стекла сохраняют прозрачность, но предотвращают перегрев салона и порчу кожи или велюра. И именно в этом их предназначение, а не в том, чтобы обниматься в машине с девчонками и считать деньги. Поэтому, если такие стекла сертифицированы, проблем с ними не возникнет. По поводу прямоточных глушителей тоже много могу сказать. Уважающие себя компании, например Sebring или Remus, имеют на свою продукцию европейские сертификаты TUV, гарантирующие ее качество. К слову, эти же фирмы выпускают специальные сертифицированные модели глушителей для отечественных автомобилей.

И в спецификации к ним указано, что данная модель предназначена именно для автомобилей ВАЗ. Те же, кто покупает «банки» за тысячу рублей, не только лишают себя шансов на прохождение техосмотра, но и просто-напросто выкидывают деньги, потому что улучшить мощностные показатели они не в состоянии в принципе. Что касается колес, то здесь необходимо обращать внимание на требования завода-изготовителя автомобиля. Он устанавливает и максимально допустимый диаметр колесных дисков, и ширину протектора шины. Так, на Ford Focus II в зависимости от версии могут стоять и 15-дюймовые, и 18-дюймовые диски. Конечно, колеса размером 20 дюймов будут смотреться весьма эффектно, вот только подвеска на такие нагрузки не рассчитана, поэтому последствия их установки отрицательно повлияют как на состояние ходовой части, так и на возможность прохождения техосмотра.

В своей практике прежде чем приобрести, допустим, тот же колесный диск, мы смотрим всю документацию на него: максимально разрешенную нагрузку, соответствие ГОСТам, информацию о заводе-изготовителе.

Только так можно избежать проблем в дальнейшей эксплуатации. Что касается элементов подвески, то и здесь для тюнинга должны опять же использоваться детали, предназначенные для конкретной модели. Не подходящие, а именно предназначенные.

Возьмем для примера амортизаторы Koni. Эта фирма выпускает модели для автомобилей ВАЗ и девятого, и десятого семейства, которые сертифицированы у нас в стране. Причем в отличие от стандартных амортизаторов продукция Koni имеет регулировки на сжатие-отбой. Мы можем изменить высоту автомобиля и беспроблемно пройти техосмотр, потому что конструкция такие изменения предусматривает. То же самое касается и других элементов подвески, стайлинга и т. д. Еще одно обязательное условие – это установка всех деталей не в гараже соседа, а в сервисном центре, который имеет соответствующее разрешение на внесение изменений в конструкцию автомобилей и где работают действительно профессионалы, а не энтузиасты-самоучки».

В содержании п. 20 Требований к технологии работ пс проверке транспортных средств при государственном техническом осмотре с использованием средств технического диагностирования содержится проблема для автовладельцев. В частности, в случае выявления изменений конструкции ТС, подлежащих внесению и не внесенных в регистрационные документы, эксплуатация такого автомобиля запрещается. Получается, что теперь нужно проверять наличие сертификата у любой покупаемой детали и ее соответствие ГОСТам?

Как пояснил Севастьянов, прежде чем выпустить товар в продажу фирма-изготовитель отдает его на сертификацию. Если изделие в этой процедуре не нуждается, то приходит отказное письмо, в котором указывается, что данная деталь не отвечает за безопасность и не подлежит сертификации. Например, кронштейн воздушного фильтра. По большому счету никого не интересует, оторвется ли он под капотом. Ну и будет он болтаться по моторному отсеку – ничьей безопасности это не угрожает. То же самое с разрезными шестернями газораспределительного механизма. Эти детали очень широко используются при тюнинге, но, во-первых, ни один инспектор не определит их наличие, а, во-вторых, никому дела нет, что оборвется ремень ГРМ и автомобиль встанет. Это же касается и сайлент-блоков, и других деталей, не влияющих на безопасность дорожного движения.

Вообще сертификацией уникальных, построенных в единственном экземпляре автомобилей занимается Отдел сертификации Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института. Именно сертификаты, выдаваемые НАМИ, признаются ГИБДД и гарантируют соответствие вашего шедевра всем необходимым требованиям, предъявляемым к автомобилям.

Вопрос внесения подобных изменений регламентирован Приказом МВД РФ №1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору». Приложение №2 к нему как раз и определяет порядок внесения изменений в конструкцию транспортного средства. В соответствии с ним, для начала необходимо подать в ГИБДД заявление о планируемом внесении изменений, по которому главный вектор – безопасности дорожного движения выносит отрицательное или положительное заключение. В последнем случае после выполнения работ снова подается заявление-декларация с информацией о произведенных изменениях.

И уже после этого ГИБДД выдает свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. Однако объем таких изменений тоже не безграничен. Так, в отделе сертификации НАМИ нам сказали, что, например, институт не сертифицирует абсолютно уникальный, построенный с нуля автомобиль. Проблема заключается в том, что для этого необходимо проводить краш-тесты, а очевидно, что ни у одного заказчика нет таких денег. Так что вопрос о масштабах тюнинга пока остается открытым.

Что же делать?

Во-первых, при тюнинге нужно использовать только высококачественные и сертифицированные детали. Причем они должны быть предназначены именно для вашего автомобиля, а не для Lancia или FIAT, но подходящие к ВАЗу. Во-вторых, проводить тюнинг нужно только в сервисных центрах, имеющих право на осуществление таких операций. Ну и, конечно, необходимо смотреть требования завода-изготовителя вашего автомобиля к тому или иному элементу конструкции.

Другое дело, что, по большому счету, техосмотр – это большая условность. На сегодняшний день в законодательстве масса пробелов, которые позволяют получить талон откровенно опасному автомобилю. Например, согласно П.4.4.2 ГОСТ Р 51709-2001, стеклоочистители в режиме максимальной скорости должны совершать не менее 35 двойных ходов в минуту. Но состояние самих щеток не регламентировано. А между тем их надо менять три раза в год. То же самое с глушителем – он может быть герметичным снаружи, но полностью гнилым изнутри. И на дороге такой глушитель в любой момент может оторваться и прилететь прямиком в соседний автомобиль.

Да, высококачественный тюнинг стоит дорого. Одно только техобслуживание отечественного автомобиля в сервисе стоит 8-9 тыс. рублей. Естественно, намного проще купить талон техосмотра за 100 долларов. Только не надо воспринимать прохождение технического осмотра исключительно как очередную статью расходов семейного бюджета. Ведь именно получение техталона должно быть гарантией безопасности и спокойствия на дороге. А вот инспекторам-бизнесменам хочется сказать о том, что завтра из-за неисправных тормозов кто-то может задавить их дочь или жену.

Эстетам, наглухо тонирующим стекла и ставящим огромные колеса, неплохо задуматься о том, что дороги – это не шоу-рум, а место, где ежегодно гибнут более 30 тысяч человек. Планируя тюнинг своего автомобиля, надо быть готовым к тому, что сэкономить вряд ли удастся. Сертифицированные комплектующие и услуги профессионального сервисного центра всегда недешевы. Кроме того, получить сертификат соответствия в НАМИ можно только тогда, когда построенный автомобиль будет по-настоящему безопасен. Поэтому, рисуя в мечтах свое будущее авто, в первую очередь надо думать о надежности его конструкции, о технической грамотности изменений, а не только об эффектном внешнем виде.

Фото: Фото с сайта Вlog.avtomagazine.ua

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter