Авто Альтернатива автовазовскому подходу

Альтернатива автовазовскому подходу

Я мог написать очередную статью про АвтоВАЗ – они там надумали одним махом уволить 5000 сотрудников. Но это скучно... Нельзя зацикливаться только на проблемах и видеть только черное. Гонщики, к примеру, советуют при объезде...

" width=

Я мог написать очередную статью про АвтоВАЗ – они там надумали одним махом уволить 5000 сотрудников. Но это скучно...

Нельзя зацикливаться только на проблемах и видеть только черное. Гонщики, к примеру, советуют при объезде внезапно возникшего препятствия не пялиться на него, а смотреть в сторону, где осталось место для спасительного маневра.

Так вот – есть ли в мире противоположность АвтоВАЗа, этакая антитеза его имитационно-застойному подходу к совершенствованию автомобилей? Альтернатива, которую со временем АвтоВАЗ мог бы взять на вооружение? Конечно, есть, и вот один из примеров.

В Англии живет гениальный инженер Гордон Марри (Gordon Murray). Ярлык «гениальный» к нему приклеился вполне заслуженно, что как минимум подтверждается двумя чемпионскими титулами в «Формуле-1» в качестве главного инженера Brabham-BMW (1981 и 1983) и авторством непревзойденного и сверхдорогого McLaren F1.

Так вот, последние несколько лет мистер Марри занимался несвойственным ему делом, проектируя массовые автомобили. И когда в игру вступает гениальный инженер, результат не может не поражать воображение.

" width=

Вы обратили внимание, что последние годы автомобили становятся клонами друг друга. Когда пишешь, к примеру, о B-класснике, то, даже не зная марку, можно вставлять готовую фразу: «Передний привод, поперечное расположение мотора, передние стойки McPherson, задняя скручивающаяся балка, пятиместный салон, багажник объемом 350 литров, штампованный стальной кузов...» Ford Fiesta, Mazda2, Opel Corsa, Hyundai i20... Складывается впечатление, что формула идеального автомобиля найдена, и любые попытки отклониться от генеральной линии обречены на провал.

Гордон Марри пересмотрел процесс производства массового автомобиля от самых основ. В результате родился процесс iStream и первая модель T.25.

Машинка вроде T.25 для России пока неактуальна, так как относится к классу сверхкомпактов – она меньше колобка-Smart! Однако процесс, разработанный Гордоном Марри и его командой, позволяет легко «масштабировать» автомобиль, сохраняя главную особенность – беспрецедентное соотношение вместимости к внешним габаритам.

При длине 2,4 метра T.25 заметно короче «Оки» (3,2 метра), а ширина составляет мотоциклетные 1,25 метра. Машина настолько мала, что два T.25 могут свободно ехать по одной полосе, а в обычный парковочный слот их входит аж три штуки. Автомобиль трехместный, что разумно с точки зрения ежедневных поездок – по статистике, большую часть времени мы ездим в одиночку или вдвоем (посчитайте личную пропорцию). Зато если сложить пассажирские сиденья, объем багажника составляет 700 литров – лишь на 30% меньше, чем у моего Citroen C4 при опрокинутых задних спинках. При этом T.25 занимает в 2,5 раза меньшую площадь, чем Citroen C4.

" width=

Чтобы обеспечить такую «плотность населения» в салоне, Гордон Марри использовал несколько известных приемов: 660-кубовый турбомотор, аккумулятор и бензобак находятся под полом, а дверей у машины две. Но не левая и правая, а передняя и задняя – для груза и для пассажиров соответственно. Посадка водителя – по центру, что, с одной стороны, вызывает ассоциации с McLaren F1, с другой – позволяет радикально решить проблему право- и леворульных машин. Браво, мистер Марри!

Компактность и легкость автомобиля – это еще и способ минимизировать ущерб окружающей среде. По словам самого Гордона Марри, последнее время производители уделяли слишком много внимания совершенствованию силовых агрегатов, а между тем сами машины пухли и мордели из-за шумоизоляции, требований безопасности и количества опционного оборудования. А еще из-за «архаичной» конструкции с несущим кузовом, отштампованным из стали.

Марри предлагает конструкцию, напоминающую болиды «Формулы-1» 1980-х годов. Несущая часть выполнена из плоских металлических листов, отчего выглядит неаппетитно. Однако сверху это угловатое безобразие закрывают легкие пластмассовые панели, которые и определяют дизайн автомобиля.

" width=

Тут мы плавно переходим к самому процессу iStream, который и является интеллектуальной собственностью компании Гордона Марри. Изготовление несущей части по методу iStream не требует дорогих и изнашиваемых штампов – нужны лишь машины для гибки листов. Мотор, трансмиссия, подвески, электронные компоненты крепятся к получившейся «коробке» с помощью простого гайковерта. Конструкция напоминает рамные машины вроде ЗИЛ-130 – готовое шасси способно передвигаться без кабины и кузова (см. фото Autocar.co.uk). Окрашенные кузовные панели крепятся к шасси с помощью резьбовых соединений. Конечно, есть много тонкостей, которые пока засекречены: материалы, методы формовки, типы резьбовых соединений. По словам Гордона Марри, все нюансы оттачивались для достижения минимального веса, минимальной себестоимости и минимального вреда окружающей среде.

Автомобиль, выполненный по технологии iStream, экологичен не только в эксплуатации, но и в производстве. Это важно – к примеру, при производстве «зеленого» Toyota Prius первого поколения в атмосферу выбрасывалось столько углекислого газа, что экологический эффект от его гибридности наступал лишь через семь лет эксплуатации!

" width=

Но для нас важнее другое – технологический процесс упростился настолько, что для производства одинакового количества автомобилей требуется в пять раз меньший завод, чем при традиционном методе (это касается выпуска не только шмакодявок вроде Т.25, но и вполне серьезных автомобилей). Первоначальные инвестиции в производство сокращаются почти на порядок! Не забывайте, что сверхкомпактный Т.25 был придуман Марри скорее для примера – процесс iStream позволяет поставить на поток автомобили практически любых популярных классов, не исключая минивэны и фургоны. Сборочные заводы iStream настолько самодостаточны, что исчезает всякий смысл строить мегапроизводства, обеспечивающие машинами всю страну или даже весь мир. Концепция Марри – это свой завод чуть ли не в каждой европейской стране (для России – в каждой области). Разумеется, с учетом национальных особенностей: доступность материалов, квалификацию рабочей силы и предпочтения потребителей можно учитывать индивидуально.

Сменные наружные панели развязывают руки и производителям, и потребителям. Последствия небольших ДТП можно устранять самостоятельно, купив в магазине панель нужного цвета. Рестайлинг упрощается до предела – со временем производитель выпускает новый комплект кузовных панелей, который дилер устанавливает на машины желающих. Зачем «выкидывать» всю машину, если устарела только внешность?

Гибкость техпроцесса касается не только кузова – модульная конструкция автомобиля позволяет приспосабливать его под любые силовые агрегаты, включая гибридные установки и электромоторы.

Мистер Марри не планирует заниматься производством таких машин самостоятельно – он лишь отрабатывает технологический процесс, чтобы продавать его крупным производителям, которые с его помощью или без оной разработают собственные i-машины.

" width=

Будет ли в их числе АвтоВАЗ? У нас под современным автомобилем понимают купленные у Renault платформы Logan и Megan предыдущего поколения, которые дойдут до производства в день своего выхода на пенсию. И почему бы не рассмотреть в качестве альтернативы процесс iStream? Таким образом можно возродить автомобиль класса «Оки» или создать компактный автомобиль В-класса для семьи на замену «Жигулям». Преимущества процесса Марри – низкая стоимость стартапа и компактность завода – пришлись бы кстати в нынешних экономических условиях, плюс команда знаменитого англичанина могла бы спроектировать автомобиль за сумму меньшую, чем тратят вазовские вице-президенты на предновогодние бонусы. Говоря метафорично, это позволило бы заводу смотреть не на приближающееся препятствие, а в сторону спасительного выхода.

Но предложи мы такой процесс вазовским технологам на самом деле, он был бы воспринят в штыки. Ведь он рушит фундаментальные основы постсоветского производства – гигантоманию и закостенелость.

И все же, может быть, когда-то противоположности встретятся?

Фото: Фото с сайта Gordonmurraydesign.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
1072 ребенка. Перегруженная, но крутая — как в Нерчинске обновили школу за 70 млн
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления