Авто Монстры на дорогах

Монстры на дорогах

Еще несколько лет назад тягачи «американского» типа были редкостью на наших дорогах. При этом их внешний вид и тогда был знаком всем и каждому: спасибо американскому кинематографу, ведь редкий фильм обходится без мощного, длиной в несколько десятков метро

Еще несколько лет назад тягачи «американского» типа были редкостью на наших дорогах. При этом их внешний вид и тогда был знаком всем и каждому: спасибо американскому кинематографу, ведь редкий фильм обходится без мощного, длиной в несколько десятков метров, трака. Хромированные выхлопные трубы, крутые бока, удлиненная водительская кабина – таков усредненный словесный портрет тягача. Всем своим видом они внушают уважение и, пожалуй, даже какой-то неосознанный восторг: мощь великана видна даже при взгляде на решетку радиатора.

Рядом с таким тягачом «добродушная морда» ЗИЛ-130 выглядит как львенок из советского мультика рядом с Терминатором.

Отличия начинаются с названия. В России и почти во всей Европе больше прижилось американское слово truck, в то время как британцы предпочитают называть такие машины lorry. Впрочем, в Великобритании «лорри» называют любой грузовик, внедорожник или пикап.

Главная причина, по которой американские траки с некоторым опозданием появились на наших дорогах, заключается в дорожных стандартах. В Соединенных Штатах эти стандарты, можно сказать, вообще отсутствуют: по крайней мере, американские СНИПы никак не регламентируют максимально возможную длину транспортного средства. В России же, как и в Европе, действуют правила, ограничивающие массу и габариты машины.

Однако последняя редакция наших СНИПов куда более терпима к крупногабаритному транспорту, в отличие от европейских стандартов. К примеру, согласно действующим требованиям, для передвижения по российским дорогам высота автомобиля не должна превышать четыре метра, длина – 12 метров, если учитывать и прицеп, то 20 метров, максимальная ширина – 2,6 метра. Все это обусловлено, во-первых, установленной шириной полосы движения, а во-вторых, повсеместно висящими проводами над трамвайными и железнодорожными путями, а также троллейбусными линиями. Для автобусов, кстати, максимальная длина составляет 18 метров. Не обладая соответствующей категорией водительских прав, можно только удивляться тому, как водителям автобусов удается вписываться в повороты на узких улицах.

Именно послабления в требованиях и открыли границы для «монстров». Единственное ограничение, с которым в любом случае приходится мириться владельцам крупногабаритных машин, – путь в Европу им заказан. Передвижение таких грузовиков запрещено по всему Евросоюзу, мало того – они не смогут пройти даже через украинскую или белорусскую границы. Поэтому среди сотен объявлений о продаже траков можно встретить пометки о соответствии европейским дорожным нормам – в большинстве случаев предпочтение отдается именно таким машинам.

Американцам же предельная длина до лампочки. Там и 25 метрами никого не удивишь. Переплюнуть их смогли только австралийские дальнобойщики: на Зеленом континенте зачастую к тягачу с прицепом прицепляют еще несколько прицепов, после чего получается автопоезд во всех смыслах этого слова. В итоге длина получившегося «состава» может достигать 50-60 метров. Как вообще можно передвигаться с таким «хвостом», остается загадкой. Но классические траки не прижились и там: капоты, как правило, короче американских – для меньшего радиуса поворота.

На российских дорогах тоже не особо развернешься, поэтому капоты длиной в полтора метра и у нас редкость. К тому же драгоценные метры куда лучше использовать под грузы, нежели под «красоту». И даже несмотря на то, что красота – дело наживное, а тягачи заметно уступают в мощности американской «классике», такие машины практически не ввозятся в страну.

Да что говорить, даже в славном прошлом советского автопрома, лучшие образцы которого, как известно, копировались на Западе, чуть ли не единственным производителем длиннокапотных грузовиков можно назвать «Урал», да и то с натяжкой. Вспомнить остальные грузовики – что «МАЗ», что «КАМАЗ» – в большинстве моделей моторный отсек располагается под кабиной водителя.

Но это тонкости: длина капота, по сути, не играет ровно никакой роли в выборе тягача для грузоперевозок. Большинство дальнобойщиков все так же колесят по бескрайним просторам на МАЗах, Renault или MAN. Хотя и в капотной компоновке можно найти свои преимущества: возможность ремонта в полевых условиях без необходимости опрокидывания кабины, а также меньший уровень тряски для водителя, поскольку основную часть вибраций от колес принимает на себя именно моторный отсек, расположенный прямо над ними.

Из «американцев» на наших дорогах чаще всего можно встретить тягачи производства Freightliner и International. В Штатах наиболее популярными марками являются все тот же «Фрейтлайнер», а также Kenworth и Western Star.

Траки – отдельная стихия и, может быть, даже культура. Расцвет грузовой индустрии в США начался в 60-х годах после отмены ограничения на габариты. До этого же инженерам приходилось жертвовать пространством внутри водительской кабины: другого способа предоставить максимальный объем грузового отсека не было. После отмены стандартов разработчики получили больше возможностей для собственной фантазии, а водители-дальнобойщики – дополнительное пространство.

Современные траки оснащаются не только спальными местами. Многие модели (в зависимости от комплектации) могут быть оборудованы душевой кабиной, биотуалетом и даже мини-кухней с холодильником, плиткой и так далее. Вполне сносные условия для колесящих по бескрайним просторам дальнобойщиков, особенно в тех районах, где на сотни километров вокруг подобные удобства – из области фантастики. Своего рода дом на колесах или, скорее, сухопутный корабль.

В большинстве своем на тягачи устанавливаются двигатели компании Caterpillar – известного производителя карьерной техники. Еще одна особенность траков заключается в их конструкции. Более мощные по сравнению с европейскими рамы, более устойчивые подвескина российских ухабах показывают себя самым лучшим образом. Но мощность в несколько сотен лошадиных сил зачастую ограничивается различными законами: так, к примеру, в ряде штатов предельная скорость фуры может составлять не более 90 км/ч. В России ограничение скорости еще более жесткое, кроме того, фурам запрещено совершать обгонные маневры. При перевозке негабаритных грузов, а также в случаях, когда физические размеры автопоезда превышают допустимые нормы, обязательно сопровождение патрульным автомобилем ГИБДД.

Все эти ограничения, введенные как всегда с самыми лучшими намерениями, тем не менее, практически полностью закрыли границы для наиболее одиозных американских «монстров». Мало того, случается, что несоответствие тем или иным стандартам проявляется и вовсе в мелочах. Например, в цвете сигнальных огней. Оно, конечно, к лучшему: всем известно, что уровень безопасности на наших дорогах сам по себе далек от совершенства.

Уже сейчас капотные траки мало-помалу вытесняются с рынка более маневренными и при этом не менее мощными тягачами. Но говорить о том, что время «монстров» безвозвратно ушло, пока рано: эти грузовики стали пусть маленьким, но все же символом далекой американской жизни. Хотя уместно ли здесь слово «маленький»?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления