Авто ГБО: «за» и «против»

ГБО: «за» и «против»

В последние годы все больше автомобилистов начинают отдавать предпочтение альтернативным видам топлива. Точнее, одному из них – газу. И если поначалу газовую заправку еще нужно было найти и вытерпеть огромную очередь, то сейчас такой проблемы не существуе

В последние годы все больше автомобилистов начинают отдавать предпочтение альтернативным видам топлива. Точнее, одному из них – газу. И если поначалу газовую заправку еще нужно было найти и вытерпеть огромную очередь, то сейчас такой проблемы не существует. Мало того, в большинстве случаев на вопрос «Ставить или нет?» сейчас можно получить утвердительный ответ.

Первыми преимущества баллонов испытали, пожалуй, водители грузовых и пассажирских «газелей». По крайней мере, массовая «газовая» волна пошла именно с них. Сегодня же этот вид топлива используется, несмотря на тип и марку машины. Различаются сами системы газового оборудования: условно их принято делить на четыре поколения.

Первое поколение газобаллонного оборудования (ГБО) представляет из себя системы с вакуумным управлением и механическим дозатором газа. Их можно устанавливать на бензиновые карбюраторные и простые инжекторные автомобили. Газовые редукторы при этом используются как вакуумного типа, так и электронные. Второе поколение, как правило, дополнено электронным дозирующим устройством с датчиком содержания кислорода (так называемый лямбда-зонд). Они устанавливаются на автомобили, оснащенные инжекторным двигателем и каталитическим нейтрализатором отработавших газов.

Еще два типа ГБО требуют более высокой квалификации при монтаже, но и устроены при этом более совершенно. Системы третьего (которое сейчас не используется вовсе) и четвертого поколений обеспечивают распределенный синхронный впрыск газа с дозатором-распределителем, управляемым электронным блоком. Разница между ними заключается в устройстве микросхем блока управления. Существует и пятое поколение, суть которого в том, что сжиженный газ поступает непосредственно в цилиндры двигателя, где сразу же испаряется. В России установить такую систему практически невозможно: сказывается заоблачная цена оборудования и невысокое качество газа, поэтому нельзя исключать возможность, что пятое поколение попросту откажется «кушать» отечественный пропан.

Основной плюс «легкого» топлива заключается в его экономичности. Разница в цене практически двукратная. Литр пропана-бутана на АГЗС стоит в среднем 10-11 рублей, в то время как цена литра 92-го бензина начинается от 22 рублей. При этом машина практически не становится прожорливее: скажем, если автомобилю необходимо восемь литров бензина на сто километров пробега, то с переходом на газ расход составит в худшем случае девять литров на сотню. В более мощных машинах газ, конечно же, будет расходоваться быстрее, но при этом все равно будет выгоднее бензина.

Владелец машины, оборудованной ГБО, получает двойную выгоду не только в цене, но и в запасе хода: при монтаже такой системы бензобак остается на месте и сохраняет свою работоспособность. Что еще лучше – поменять вид топлива можно прямо на ходу: для этого в салоне машины есть специальный переключатель, который устанавливается вместе с системой.

Есть у газовых установок и другие преимущества. В частности, экологические: в атмосферу выбрасывается куда меньшее количество CO2, но главное – пропан куда мягче действует на цилиндропоршневую группу и сохраняя ресурс свечей зажигания. Кроме того, благодаря ГБО можно реже менять масло, что тоже поможет сохранить некоторую сумму. Впрочем, свои плюсы в газовых баллонах найдут даже далекие от автомобилей люди: народные умельцы могут использовать баллон с газом, например, в качестве питания для газовой плиты. На природе или даче – это очень хорошая альтернатива дровам и костру.

К сожалению, как и все хорошее, ГБО помимо неоспоримых плюсов имеет столь же неоспоримые минусы. И минусов этих куда больше.

В первую очередь, ощутимая стоимость установки оборудования: в среднем на переоборудование машины нужно как минимум 10 тысяч рублей, в зависимости от марки и типа кузова. «Потолка» у цен на ГБО практически нет: существует достаточно систем, монтаж которых может встать и в 50, и в 90 тысяч.

Те, кто ездит много, окупят ГБО приблизительно за год-полтора. Те, кто жжет бензин лишь по сорок минут в день, доезжая от дома до офиса и обратно, почувствуют экономию еще не скоро. Но это лишь временный недостаток: заплатив сейчас, в будущем можно не волноваться за дорогой бензин. Как вариант, можно сразу приобрести машину, уже переведенную на газ. Не стоит забывать и об опасности возгорания. Несмотря на то, что баллон имеет довольно высокий запас прочности и в большинстве случаев выдерживает при аварии, он является «болевой точкой» автомобиля, наряду с бензобаком.

Остальные недостатки гораздо ощутимее, хоть и не могут иметь столь трагических последствий. В частности, при работе от газа двигатель теряет некоторую долю своей мощности. Теряет немного – всего около пяти процентов, но после привычного бензина разница будет ощутимой. В конце концов, сам баллон занимает довольно много места: и если ему не найдется места под машиной, придется попрощаться с доброй третью объема багажника. Соответственно, придется забыть о запаске, перевозке рассады на дачу и так далее. Хотя, если вы – счастливый обладатель внедорожника или хотя бы универсала, для вас практически ничего не изменится.

Остается добавить к этому необходимость замены техпаспорта и автоматическое аннулирование гарантии. И если первое еще можно спокойно пережить, заехав в ГИБДД и за небольшие деньги решив вопрос, то с заводской гарантией шутки плохи: как правило, любое вмешательство в конструкцию автомобиля дает повод производителю снять машину с гарантии. Принято считать, что авто, созданное для езды на бензине, не должно ездить на альтернативном топливе и в этом кроется доля правды.

Но самый страшный враг ГБО – это неквалифицированный установщик. Как известно, кривые руки могут испортить любое дело, но в случае с установкой газового оборудования вероятность ошибок увеличивается многократно. Недостаточно просто прицепить шланги куда нужно: ГБО требует тонкой настройки. В свою очередь, неточность при монтаже чревата в лучшем случае поломкой двигателя. Разумеется, у фирмы-установщика должны быть все необходимые лицензии и сертификаты, а полулегальные гаражи народных умельцев лучше обходить стороной.

Впрочем, существует и обратное мнение: к примеру, «Мир Советов» считает, что с установкой ГБО I-го и II-го поколений автомобилист в состоянии справиться самостоятельно: ничего особенно сложного в них нет. Тем не менее, при прохождении техосмотра могут возникнуть трудности: на кустарный монтаж никаких документов быть не может.

Все работы по установке и настройке ГБО занимают от силы три часа. После этого желательно проверить систему в действии: заправить десяток литров в баллон, протестировать герметичность и сделать последние «штрихи», то есть, заключительную регулировку оборудования.

Окончательный выбор предстоит делать лично тем, кто пока лишь подумывает об установке ГБО. Тем не менее, владельцев «газомобилей», недовольных проделанной с машиной операцией, найти довольно трудно. 10 рублей за литр топлива – весомый аргумент, который во многом перекрывает все минусы, неудобства, а зачастую – и риски.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Ну и как ходить по этому льду? Коллапс в Чите из-за снега продолжается
Елена Раздобреева
Редактор
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления