Авто Smart ForTwo: дешевая таможня и парковка везде

Smart ForTwo: дешевая таможня и парковка везде

Этот Smart ForTwo короче Daewoo Matiz на 80 см. Это больше, чем разница между Ford Focus и BMW 7 серии! Его можно парковать поперек стандартного слота, а если вдоль – бок о бок войдут два «Смарта»! У него квадратные пропорции: высота равна ширине.

Еще поразительней, что внутри он не ощущается тесным, и при росте 180 см я даже не отодвигаю сиденье до крайнего положения. Думаете, у него нет багажника? Есть, и вполне приличный: во время съемок мы уместили сюда штатив, монорельс, рюкзак, фотоаппарат, куртку и кое-что по мелочи, выбрав примерно половину объема.

А еще – это один из самых «дешевых» автомобилей с точки зрения таможенных пошлин. Так, литровый Smart при ввозе в страну попросит лишь 63 тысячи рублей, при том, что 84-сильного турбомотора для машины массой 800 кг более чем достаточно: удельная мощность у него выше, чем у иных гольф-классника с 2-литровыми моторами.

В результате, пятилетний «Смарт» с растаможкой и доставкой из Германии обойдется в России в сумму порядка 240-270 тысяч рублей, причем комплектация будет – на зависть «Матизам», с ESP, климат-контролем, четырьмя подушками безопасности, автоматом, ABS, магнитолой, а может быть, – и с прозрачной крышей, как у нашего экземпляра.

Несмотря на свой главный минус – двухместность – на бумаге Smart выглядит молодцом. Вот почему я давно хотел его протестировать, но не было повода. А теперь появился: компания Smart объявила, что впервые в своей 14-летней истории она будет продавать машины в России официально через дилерскую сеть Mercedes-Benz.

Так что Smart подтверждает свою «бумажную» форму? И да, и нет...

Тайны Смолвилля

Этот Smart 2007 года выпуска относится к второму поколению, которое выпускается по сей день, и чуть крупнее предшественника: первый Smart был 2,5 метра, этот – 2,7 метра.

В нем все немного необычно. Тахометра нет, зато есть большой спидометр, и на 60 км/час стрелка встает торчком: видимо, намекая на оптимальную скорость для «Смарта». Замок зажигания – между передними креслами. Закрытого бардачка нет, зато есть несколько ниш в передней панели, в одну из которых помещается полноразмерный фотоаппарат. Интерьер, честно говоря, выглядит незатейливым, как салоны малолитражек 90-х, но и спартанским его не назовешь: передняя панель обита тканью, и никаких заклепок, саморезов и голого металла.

Сейчас «Смарты» выпускаются подразделением Mecrcedes-Benz (Smart GmbH), однако сама идея микро-кара пришла в голову управляющему компанией по производству часов Swatch Николасу Хайеку. И предполагалось, что машина будет также легко настраиваться под клиента, как часы. Какой дизайн корпуса желаете? Размер? Цвет? Материал? Идея казалась первоклассной, но на практике не сработала, поэтому возможности «кастомайзинга» современных Smart не выходят за рамки общепринятых стандартов: клиент выбирает двигатель, комплектацию, цвет кузова, но ничего сверхъестественного... Может быть, поэтому салон выглядит мрачновато, а уж черный цвет кузова окончательно убивает живинку. Нет, друзья, если Smart – то непременное желтый!

Поворачиваю ключ и кажется, будто в багажнике заработала газонокосилка. Трехцилиндровый мотор Smart на самом деле расположен под полом грузового отсека и несолидно тарахтит оттуда. Зато владелец не слукавит, заявив, что ездит на заднеприводном, заднемоторном турбированном купе («Смарт» позиционируется как купе).

Но стрекот мотора – это полбеды. А почему машина не выкатывается из парковочного слота, когда я нажимаю на газ? Коробка передач здесь – роботизированная пятиступенчатая, и, чтобы разбудить мою черную кляксу, нужно переждать небольшую паузу, пока «схватится» сцепление. В результате троганье выходит натужным, как у прокатного картинга.

А руль-то, руль – я даже вспомнил свою первую «шестерку»... У многих «Смартов» нет усилителя, и хотя машина легкая, а передние колеса узкие, на парковочных скоростях баранка становится туговатой, а если под колесами грунт или песок – так и вовсе тяжелой. Добавьте к этому «длинную» рейку, которая вынуждает поворачивать руль на большие углы.

Получается странная штука: парковаться на «Смарте» не так уж просто, ведь управление на малых скоростях требует неожиданной сосредоточенности.

К примеру, я пытаюсь сдать задом к высокому бордюру. Желательно травить мало-помалу, но робот «Смарта» противится этому: при едва нажатой педали газа машина останавливается, надавишь сильнее – покатится слишком резко. В итоге ты просто боишься приближаться к препятствия слишком сильно.

Но прелесть «Смарта» в том, что вам и не нужно парковаться по миллиметрам: даже если оставить сзади метровый зазор, нос не вылезет за габарит среднестатистического автомобиля. Добавьте к этому отсутствие свесов и короткую базу: в тесных коридорах парковок Smart пронырлив, как блоха. Нужно только выработать у себя привычку крутить руль чуть раньше обычного, и тогда получится вырулить из таких лабиринтов, где, кажется, пройдет только пешеход. А сдавая назад, ты кайфуешь от близости заднего стекла – вот оно, можно рукой потрогать. Парктроника нет, но он и не нужен.

При близкой парковке ощущается вполне возрослый размах дверей «Смарта», а парусность у них такая, что в ветреную погоду лучше придерживать двумя руками.

Пинбол

В городе Smart похож на шарик для пинбола, который валится через бастионы препятствий, выискивая пустоты и заполоняя их со скоростью мысли. Вжик-вжик – он мелькает в потоке, как гроссмейстерская пешка, шагая по клеточкам зазоров то прямо, то по диагонали.

Однако надо быть бдительным: Smart – автомобиль-невидимка. Все время находится подслеповатый водитель, который норовит сделать из моей черничины пюре, а когда сигналишь ему, удивленно вскидывает брови: «Ой, е-мае... Откуда ты взялся?» Ну полно вам, я же не на мопеде еду! Глядите, у меня две фары и целых четыре колеса. А всем наплевать: на ментальном уровне Smart ближе к мотоциклам, чем автомобилям.

Ускорения совсем некислые. Жаль, они рвутся грубоватыми мешканьями робота, но даже так Smart без труда держится в голове пелатона.

Некоторых это раздражает. Они начинают преследование, и до поры до времени тебя спасает гущина потока, но стоит выехать на пустой прямик, как преследователи уходят в отрыв. Оно и понятно: стрит-рейсинг – не для «Смартов».

Что касается управляемости, то Smart – заложник своей концепции. Если помните, дебют машины должен был состояться аккурат после выхода Mercedes-Benz A-класса, который перевернулся на журналисткой презентации. «Ашку» ждали серьезные доработки, а Smart в свете тех событий наводил ужас на сам «Мерседес»: у него ведь еще более «яйцевидные» пропорции, и опрокидываться он может на раз-два. Машину стали перекраивать: добавили балласт для снижения центра масс, задние колеса сделали шире передних, оснастили автомобиль системой стабилизации, причем неотключаемой. Но главное, перенастроили подвеску так, чтобы даже при резких маневрах Smart не уходил в занос, который грозил переворотом.

В итоге Smart получился пресноватым, хотя кто кинет в него камень за это? Да дело даже в другом: геройствовать на нем просто страшно. Подсознательно ты ощущаешь его «неправильные» пропорции, а крены и скорый визг передних шин лишь подтверждают опасения. Говорят, современные «Смарты» склонны к переворотам не больше, чем обычные машины, но проверять не хочется. Мешает и не вполне интерактивный руль, жестковатая педаль тормоза и все тот же «робот», переключающийся в середине поворота.

Со стороны кажется, что Smart совершенно не предназначен для езды по трассе. Но вот остался позади знак «Конец населенного пункта», а микроб не теряет присутствия духа. Изнутри он ощущается вполне нормальным автомобилем, и диссонанс заметен скорее сторонним наблюдателям, чем водителю и пассажиру. Smart прекрасно держит скорость в районе 100-120 км/час и позволяет даже обгонять.

Конечно, есть нюансы. Он чувствителен к колеям и боковому ветру, а особого внимания требуют выбоины на асфальте, способные серьезно встревожить коротышку. За счет относительно мощного мотора обгонять на скорости 80-100 км/час можно, однако запаса на ошибку не остается: если что, поддать газу в середине маневра не получится.

В общем Smart позволяет ездит по межгороду, но скорее при острой необходимости. В остальном его ареал – город.

Труднорожденный

Smart – автомобиль с трудной судьбой. В конце 90-х, когда Swatch и Mercedes-Benz объединили усилия, предполагалось, что их чудо-мобиль станет хитом продаж в крупных городах и задаст новый тренд автомобилестроению. Однако спрос оказался ниже ожиданий, и в середине нулевых компания потеряла несколько миллиардов долларов. Были попытки выпускать Smart Roadster, Smart ForFour, в планах был кроссовер, но и они не преуспели. Сейчас Smart GmbH выпускает единственную модель – миро-кар ForTwo.

Поездив на нем, я понимаю причины относительной неудачи проекта. Одна из них очевидна: Smart стоит как «нормальная» машина (в Европе – от 10 000 евро), но предлагает всего два места. Даже для расчетливых европейцев это не всегда удобно, ведь за сравнимые деньги можно взять почти такой же компактный VW Up, гораздо более практичный.

После теста я обнаружил вторую причину: маленькая машина предполагает легкость управления, тогда как Smart не назовешь самым интуитивным автомобилем на земле. Более того, пересев с него в обычную машину, я почувствовал некоторое облегчение: и руль легкий, и педали правильные, и коробка передач не дергается.

Smart – еще не верх абсурда. Электрический Mitsubishi Miev при габаритах как у «Матиза» стоит 1,799 млн рублей! И тем не менее выделенная на Россию квота в 14 машин была распродана очень быстро. Toyota предлагала в России трехместный iQ по цене 777 777 рублей: за 2010 год удалось реализовать лишь 61 машину, после чего продажи свернули.

«Смарт» опередил время лет на двадцать. Судите сами: сегодня в автопроме настоящий бум на идеи, которые легли в основу первого «Смарта». Volkswagen выпускает компактный Up, Toyota и вместе с ней Aston Martin – мирокар iQ (Cygnet), Renault – двухместный Twizzi. Английская компания Gordon Murray Design и российская Ё-авто отрабатывают идею «кастомизации» автомобиля для разных заказчиков и рынков – в случае со «Смартом» от такого подхода отказались, но изначально он предполагался. Наконец, в период «раскрутки» Smart компания Avis предлагала его владельцам низкие тарифы для проката «нормальных» машин – такой же подход планирует использовать BMW для своих электромобилей i3.

Может быть, появись Smart не в 1998 году, а в 2018, он стал бы немедленным хитом в Европе, помешанной на снижении выбросов СО2. Но пока даже европейцы не в полной мере оценили его смелую концепцию: средние продажи Smart по всему миру составляют порядка 100 тысяч автомобилей в год – это в полтора раза меньше, чем планы продаж на 2012 год KIA Rio и Hyundai Solaris в одной только России...

Сколько стоит Smart?

Через месяц купить Smart в России можно будет официально, но цена – из области фантастики: от 640 тысяч рублей за автомобиль с 71-сильным двигателем (безнаддувным). Правда, комплектация сразу хорошая: ESP, подушки безопасности, кондиционер, роботизированная коробка передач. Речь идет о рестайлинговой версии машины, которая отличается от той, чтобы была у нас на тесте, бамперами и мелкими деталями.

Тестовый Smart 2007 года выпуска в топовой комплектации обошелся его владельцам в 400 тысяч рублей.

Впрочем, выгоднее привезти автомобиль из Германии самостоятельно. Smart 2007 года с пробегом до 100 тысяч километров обойдется примерно в 4000 евро. Двигатель, вероятнее всего, будут атмосферный, коробка передач – роботизированная пятиступенчатая, в комплектации: кондиционер, ESP, подушки безопасности.

Растаможка машины с литровым мотором обойдется 62 700 рублей, плюс 20-40 тысяч придется потратить на доставку тем или иным способом. Итого в России такой «Смарт» будет стоить 240-270 тысяч рублей.

В регионах России «Смартов» немного, поэтому основной рынок подержанных машин – в столицах. Smart ForTwo 2007 года в среднем обойдется в 350 тысяч рублей, за 400-460 тысяч рублей можно найти приличную трехлетку.

Безопасность расход топлива

Вопреки предубеждениям Smart – это не капсула смерти, вроде «Оки». В тесте EuroNCAP в 2007 году он набрал 4 звезды из пяти возможных. Чтобы обеспечить защиту пассажиров, инженеры разработали сложную сендвич-конструкцию кузова с прочным каркасом безопасности: при ударе нагрузки перенаправляют под автомобиль, чтобы сохранить защитную капсулу. На активную безопасность работают ABS и ESP.

Тем не менее против Smart работают малые габариты и масса, что может иметь решающее значение при столкновении с крупным «соперником».

Расход топлива за время поездки, по нашим оценкам, составил порядка 10 л/100 км, что выше ожиданий. Тем более бензин ему нужен только АИ-95. Отчасти результат объясняется активным стилем езды.

Впрочем, американское министерство энергетики получило для обычного Smart ForTwo результат 7,1 л/100 км в городском цикле, что тоже немало. В Европе можно купить дизельный «Смарт» с расходом топлива 3,3 л/100 км по методике NEDC (New European Driving Cycle). Опыт показывает, что реальные значения расхода в России обычно раза в полтора выше, чем результаты измерений по NEDC, поэтому такой автомобиль скорее уложится в 5 л/100 км. Также у машины есть электрическая версия.

Где мы раздобыли Smart?

Smart оказался популярен у прокатных компаний, и Россия – не исключение, поэтому мы обратились в фирму, специализирующуюся на аренде автомобилей.

Если вы приезжаете в город один или с попутчиком, двухместной машины вполне достаточно, а исключительная компактность и юркость Smart – большое благо с точки зрения парковки в чужом городе. Дополнительный плюс – низкие тарифы на прокат «Смартов».

Самую забавную схему проката реализовала компания LaudaMotion чемпиона мира «Формулы 1» Ники Лауды. Суточный тариф составлял всего 1 евро (41 рубль), а оставшуюся часть расходов оплачивали... рекламодатели, размещавшие баннеры на 4 квадратных метрах поверхности «Смарта». Правда, в 2009 году Лауда вышел из бизнеса, и теперь переименованная в EasyMotion компания сдает «Смарты» по обычным расценкам – примерно 19 евро в сутки (780 рублей). Для сравнения, в Великобритании суточная аренда «Смарта» обойдется в 22 фунта (около 1150 рублей). В Росии цены покруче: этот «Смарт» обойдется в 2300 рублей в сутки плюс расходы на топливо. А они, как выяснилось, совсем не микроскопические.

Фото: Фото автора, Андрея ВИННИКОВА, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления