Меня заинтересовал комментарий, взятый журналисткой Эльвирой Меньшаковой для одного из наших сайтов:
«Руководитель отдела по тюремному служению Архангельской митрополии отец Даниил (Плотников) отметил: «ДТП с летальным исходом всегда предшествуют некие знаки, напоминания. Имеются в виду не только дорожные, но и те, на которые нерадивые водители часто не обращают внимания. Например, кажется, что кто-то «слишком медленно едет», «едет неправильно», «лезет не в свою полосу», «подрезает»…, все это дано человеку испытывать и переживать на себе по причине собственной спешки и раздражительности».
К сожалению, отец Даниил не развил мысль о «предшествующих знаках», но есть в ней что-то очень правильное. И дело не только в клерикальной мистике.
Все путаются под ногами – это действительно зловещий знак. Тот колоритный таксист из «Брата 2», лупивший кулаком в потолок от бессильной злобы на окружающих, наверняка потенциальный убийца за рулем. Если помех слишком много, причина, скорее всего, в самом водителе.
Можно помыслить и от обратного: хороший водитель незаметен на дороге. Он ни с кем не якшается, никому не сигналит и едет в толще потока с минимумом акробатики. Его секрет – умение различать слабые места. Он видит слепые выезды, чайников, иногородних, медленных, быстрых. И поскольку представляет, чего ожидать от тех и от других, его сложно застать врасплох. Он притормозит раньше, чем придумаешь, как ему помешать.
Дурной знак – слишком частое везение. Бывает как: пролетел переход и вдруг понял, что там за автобусом стоял пешеход, и слава богу, что ему не вздумалось перебежать дорогу, пока «Форд Транзит» любезно уступает. Уффф, пронесло...
Если бы мы могли детально расследовать события, предшествующие серьезным ДТП, наверняка обнаружили бы цепочки везений: гаишник попался добрый, поперечный водитель вовремя притормозил, радар-детектор сработал... Но одни водители мотают на ус, другие воспринимают как должное. Не исключено, многие страшные аварии происходят в хороший день, когда со всех сторон прет.
Еще один убедительный предвестник ДТП – ощущение собственного мастерства. Бывает, накатит такое, будто сняли с ног пудовые гири и сказали – беги, лети, ты свободен. С точки зрения удовольствия за рулем – это самое приятное состояние, которое, как алкоголизм, может затянуть. Тут главное не выкидывать гирьки насовсем, и как пройдет настроение, прицепить обратно.
Со временем у водителей развивается чуйка – распознавание знаков, о которых, возможно, говорил отец Даниил. Чуйка похожа на радиоканал: ее можно отключить, чтобы не лезла под руку, а можно слушать, и время от времени выглядеть боязливым чайником.
Чуйка срабатывает, когда на дороге разворачивается какой-то нестандартный, нелогичный сценарий. Ты считываешь его не рациональной частью мозга, а какими-то бессознательными структурами, которые включают тревожную кнопку, часто без объяснения причин.
Едешь, и вдруг кто-то сбавляет скорость. Может, «тормоз» ищет нужный съезд или болтает по мобильнику. А может, он на две секунды раньше тебя увидел ДТП на встречке, отголоски которого могут долететь и до тебя.
Собственно, описывать сами сценарии бесполезно: водители со стажем три-пять лет и сами прекрасно чувствуют аномальность происходящего, просто не всегда принимают во внимание. Хотя встречаются и те, кто ловко обгоняет, когда сосед тормозит перед переходом, и ставит себе мысленную звездочку асса на борт. Ass и есть. Поставь себе еще одну.
Есть примета: сбил собаку – следующим будет человек. Собаки, конечно, весьма непредсказуемы, и опытные водители советуют в крайнем случае давить, чтобы не спровоцировать серьезное ДТП. И все же несколько раз видел, как собаку раскатывают, потому что спят за рулем. Так что отчасти эта примета работает: псина на дороге – бескомпромиссная проверка внимательности и реакции. Как минимум, нужно быть уверенным, что ты сделал все, что мог. И что если бы это был пешеход, тебя бы оправдали.
Как-то шла дискуссия – нужно ли вешать вдоль дорог венки и устанавливать кресты в память о жертвах ДТП? Мое мнение – стоит. Это один из самых сильных знаков, который заставляет думать: как на этой дороге можно было разбиться? Что пошло не так? И подумав, понимаешь, что сценариев – десятки. У адекватных водителей венок автоматически включает режим повышенной бдительности.
Но, может быть, отец Даниил имел в виду какие-то мистические знаки? Вот тут я не силен, и даже не знаю, есть ли что-то подобное или это уже фантазии пост-фактум. Может, у кого-то были события, которым предшествовали характерные «знаки»?
Некоторые, например, верят, что если дело (поездка, скажем) не клеится, нужно от него отказаться. По моему опыту, тогда придется отказываться от четырех дел из пяти, потому что в реальном мире что-нибудь не клеится всегда. Еще ни разу я не летал за границу без какого-нибудь аврала или накладки, и если каждую трудность воспринимать как знак, проживешь премудрым пескарем.
Конечно, можно найти удачные примеры. После каждой авиакатастрофы наверняка найдутся люди, не попавшие на рейс из-за опоздания, болезни, утери паспорта или чего-нибудь еще. И конечно, кто-то из них будет думать, что судьба уберегла от катастрофы. Но так ли это – Бог его знает. В прямом смысле.
Простите уж мой рационализм, но для меня все эти «знаки» имеют вполне физическое объяснение. Так что тренируем чуйку – это что-то вроде ментальной системы стабилизации.
Артем Краснов родился в 1979 году в Челябинске с мечтой об автомобиле. Впоследствии променяет карьеру инженера-двигателиста на стезю автомобильного журналиста. К этому его подтолкнет безудержная тяга к халяве, ведь тестовые машины обычно дают с полным баком. Аполитичен, хобби не имеет, футболом не увлекается. Любимый вид спорта – «Формула 1». Эталоном автомобильной журналистики считает не TopGear, а российский журнал «Авторевю» и английский EVO. С 2010 года ведет свой блог, пишет рассказы.