Авто Город Неявная вежливость – Россия еще не готова

Неявная вежливость – Россия еще не готова

Письмо от читателя Александра: «Постоянно наблюдаю такую ситуацию: при возникновении препятствия на своей полосе водятлы не утруждают себя тем, чтобы посмотреть по зеркалам, уступить дорогу транспорту, движущемуся в соседней попутной полосе. Почему-то все (по крайней мере большинство) бездумно объезжают препятствие: стоящие авто, маршрутки, городской транспорт, аварии и т. п., нагло выдавливая и подрезая попутные автомобили. При всем при этом некоторые «учителя» за непредоставление преимущества или за гудок считают просто обязательным «наказать» путем торможения перед «виновником» или оскорблением (мат, жесты). Считаю, что на подобный маневр действует правило о перестроении, и необходимо уступать дорогу двигающемуся транспорту и потом только объезжать препятствие».

Судя по видео, присылаемым в «Нарушение месяца», тема «учительства» на дорогах в самом деле набирает обороты. Причем чаще всего объектом наказания становятся не нарушители, подрезавшие или не уступившие кому-то, а именно те, кто имел приоритет. Кто мог уступить, но не стал. Особенно если такой непропускающий стремится чем-то насолить оппоненту, фафакнуть ему или оттереть к препятствию.

У меня нет однозначного мнения на этот счет. С одной стороны, я согласен с Александром, да и в принципе трудно спорить. Можно подумать, благодарный «ученик» станет мягче к людям и пропустит тебя в следующий раз. Да он, скорее, навсегда запомнит этот экспириенс и при случае затрет еще сильнее.

Впрочем, нам всем было бы проще жить, если бы мы научились на западный манер чувствовать поток. Сейчас объясню, что это значит.

Как у нас пропускают? Скажем, стоит в полосе аварийная машина. Мы едем по соседней. Церемонно останавливаемся. Моргаем светом (зачем это?). Машем руками. Трясем гривой. Реципиент выруливает в полосу. Включает аварийку. Шепчет слова благодарности. Крестится. Разгоняется.

А если не включил аварийку – то он туловище неблагодарное, и за это его надо бы тоже проучить. В результате весь церемониал длится по-английски долго, зато оба разъезжаются в полной удовлетворенности.

Так я к чему: иногда проще немного сместиться в полосе, чтобы застрявшая машина просочилась в промежуток между вами и остановившимся авто. А заодно перестать считать преступниками тех, кто стремится так сделать. Иногда достаточно просто чуть сбросить скорость и не затирать, даже если ПДД нам это разрешают. Я называю это неявной вежливостью, за которую не принято моргать аварийкой, но которая может здорово оживить автомобильный поток.

Такой же алгоритм здорово выручает при встречном разъезде, когда одна из полос просто чуть смещается на обочину. Это не вполне по правилам и сопряжено с некоторым риском, поэтому бездумно такие вещи делать не стоит, но для чего голова-то, в конце концов?

Или вот выезды с виадуков: в Европе, скажем, есть негласное правило, когда машина в правом ряду временно перестраиваются в левый, чтобы выпустить с развязки фуры и другие авто. Кстати, если вы с непривычки не сделаете этого, вас может подрезать тот, кто выезжает со второстепенной – там это не считается хамством.

Точно так же нас пропускают попутные водители грузовиков, съезжая на разгонную полосу. Они прекрасно знают, что она конечна и что скоро им придется вклиниваться обратно, и для них это сущий геморрой, поэтому я всегда благодарю их дважды: нажатой в пол педалью и аварийкой.

Наконец, известное «правило молнии», когда насмерть застрявшие машины пропускают через одну. Пропустил, проехал. Следующий пропустил, проехал. И так далее. Сей пункт невредно добавить в ПДД, пусть в мягкой или рекомендательной форме. Если бы водители имели его в виду, пробок из-за аварийных машин было бы меньше.

А вот признайтесь – сложно пропустить кого-то настолько незаметно, что он даже не поймет? Я и сам еще не дорос и люблю иллюминацию аварийкой в свою честь. Хотя ведь мелко, а?

Неявная вежливость связана с чувством потока, о котором я упомянул. Также она требует определенного мастерства (как минимум чутья габаритов) и умения просчитывать ситуацию хотя бы на пару шагов вперед. Тут важно не оказать медвежью услугу.

Мои немногочисленные поездки по Европе создали впечатление, что у тамошних водителей есть то самое чувство локтя. Это касается массы ситуаций, в том числе проезда тесных круговых перекрестков (roundabouts), на которых у нас бы, как пить дать, каждый день мерцало бы по три аварии. У водителей есть некая уверенность в соседях по потоку, что они подвинутся, притормозят, не станут дожимать. Та уверенность, которой мы почти лишены, которая не прописана ни в одном регламенте, которая вырабатывается годами.

Главный плюс неявной вежливости в том, что она вносит минимум возмущений в естественное течение потока. Поток превращается в податливую жидкость, которая обтекает препятствия, сливается в рукавах, расщепляется на развилках. У потока словно появляется сверхмозг, который управляем им на уровне не отдельной машины-молекулы, а всей их лавины.

К сожалению, Россия к таким сверхидеям не готова. Уровень водительских навыков весьма разнороден, равно как и понятия о том, кто, кому и сколько должен. Наш поток более кондовый, задумчивый, тяжеловесный. Плюс мстительный. Очень внимательный к ущемлению своих прав. В одних ситуациях мы спокойно пропускаем колодезные люки и разметку между колес, в других будем держаться своей полосы, словно едем на тепловозе. Любая вежливость у нас рискует стать мягкотелостью, которой принято злоупотреблять. Одно дело – выпустить кого-то из-за аварийной машины, совсем другое – уступать стадам обочечников, которые ради трехминутного выигрыша орошают всех гравием. Неявная вежливость возможна в обществах, где никто не стремится извлечь из нее корысть.

Наверное, применительно к России тупое соблюдение буквы ПДД – это меньшее из двух зол. Нам еще нужно дорасти до уровня, когда мы сможем пропускать друг друга без лишних расшаркиваний и отличать грубые нарушения ПДД от их здравой интерпретации.

Впрочем, иногда фанатичное следование ПДД выглядит комичным. Вдоль нашего дворового проезда запаркованы ночующие машины. И вот как-то съехались там навстречу друг другу два героя-истребителя. Сошлись, так сказать, в лобовой атаке. Один орет – тебе же 15 метров назад сдать, а мне – 45... Другой орет: а у тебя в полосе препятствие (запаркованные машины). Ну, так и рядились минут пять, а результат все равно предсказуемый: сдавал тот, кому ближе. Хотя ПДД были на его стороне.

P.S. Впрочем, сам по себе акт вежливости в виде выпускания машины со второстепенки есть нарушение ПДД, так что мы уже встали на этот путь.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Гурулев: «С божьей помощью, конечно, можно сделать, но без денег не получится»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Ну и как ходить по этому льду? Коллапс в Чите из-за снега продолжается
Елена Раздобреева
Редактор
Рекомендуем
Объявления