Авто Мой дом Ждет ли нас очередной коллапс ОСАГО?

Ждет ли нас очередной коллапс ОСАГО?

Тревожные симптомы начали появляться в системе обязательного автострахования: отсутствие полисов, осады водителями офисов страховщиков, бесконечные очереди и навязывания допуслуг. Неужели ОСАГО ждет повторение кризиса 2014 года, когда страховые, объявив негласный демарш, вынудили власти существенно увеличить тарифы ОСАГО?

Ровно два года назад в системе обязательного автострахования наблюдались сбои – жесткие и неприятные. Автостраховщики ограничивали количество заключенных в день договоров до минимума, припрятывали полисы до времени, когда они будут стоить дороже, и грешили навязыванием дополнительных услуг в виде страхования жизни и прочего. В итоге перед офисами страховщиков выстраивались очереди разъяренных автомобилистов, которые искренне не понимали, почему они не могут приобрести полис ОСАГО, обязательный для каждого водителя в нашей стране: «Как так: обязательство у нас есть, а возможности – никакой. Это же буквально подстрекательство к нарушению закона!»

Сегодняшняя картина до боли напоминает весну-лето 2014. Вот вам краткий обзор новостей по стране.

Конец марта: очереди появляются в Челябинской области. Чтобы приобрести полис ОСАГО, автомобилисты затемно начинают собираться у дверей страховых компаний. Сперва выдаются талоны, и только по ним можно попасть в офис. Водители в шутку пытаются продать свое место в очереди с помощью социальных сетей. Страховщики объясняют коллапс уходом других компаний.

«Челябинская область – один из аномально убыточных регионов по ОСАГО, и поэтому многие федералы просто сворачиваются, – сообщил тогда начальник отдела маркетинга ООО "СК ЮЖУРАЛ-АСКО" Александр Ромашов. – Именно поэтому мы наблюдаем увеличение количества клиентов, приходящих из других компаний».

Добавим, что в конце апреля 2016 года с подачи УФАС Челябинской области к ответственности за сговор были привлечены 18 местных страховых компаний. Дело тянулось еще с 2014 года – когда поток жалоб на страховщиков в регионе был особенно велик. Однако компании не согласились с позицией УФАС и обратились в суд с заявлением об обжаловании решения и предписаний Челябинского антимонопольного органа. 21 апреля текущего года суд отказал страховым. Кроме того, Челябинское УФАС России вынесло постановления о наложении на компании штрафов, общая сумма которых составила почти 32 млн рублей.

Середина апреля: похожая ситуация, но в несколько более жесткой форме, наблюдается в Ростове-на-Дону. Автомобилисты круглыми сутками простаивают перед офисом «Росгосстраха», составляют списки, боятся потерять место в очереди, продвигающейся со скоростью улитки. Те, кто добирается до заветного полиса, в довесок получают страховку жизни или квартиры – разумеется, не задаром. Рядом офис другой страховой компании – без очередей, талонов и списков. Но, по заявлению местных автомобилистов, там полис обойдется на 4000 рублей дороже. Отметим, что ростовское УФАС не дремлет – «Росгосстрах» и еще пять местных страховых компаний были уличены в сговоре и нарушении антимонопольного законодательства. Им теперь грозят штрафы и обязательства по устранению всех недочетов.

Середина-конец апреля: «Росгосстрах» собирает аншлаги и перед офисами в Краснодарском крае. Местные жители, сетуя на то, что страховые оформляют не больше 3-4 полисов в день, называют это хлестким словом «саботаж». По другую сторону баррикад ажиотаж объясняется иначе: «некоторые страховые компании сокращают свое присутствие в отдельных регионах, а остающиеся просто не справляются с наплывом новых клиентов». Покупка электронных полисов также невозможна – якобы из-за перегрузки сервисов.

«Объем жалоб на страховые компании на Кубани по сравнению с показателями прошлого года вырос почти в 2,5 раза. С января на работу страховщиков было подано почти 1200 заявлений», – сообщил начальник управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в ЮФО Алексей Щербаков в ходе совещания, посвященного ситуации с ОСАГО в Краснодарском крае.

Начало мая: Архангельское УФАС штрафует «Росгосстрах» почти на 13 миллионов рублей. Оказывается, страховая компания в этом регионе навязывала своим клиентам проведение техосмотра и диагностики аккумуляторной батареи у определенного предпринимателя. Причем людям, прошедшим ТО в другом месте, отказывали в заключении контракта ОСАГО. Отметим, что разбирательство длилось больше года – решение о солидном штрафе было вынесено еще летом 2015-го, но «Росгосстрах» пытался оспорить его в Арбитражном суде и, как показало время, неудачно.

Сегодня: стало известно, что непростая ситуация с ОСАГО докатилась и до Дальнего Востока. На клюшку закрылись сразу несколько офисов страховых компаний в городе Благовещенске Амурской области. Автомобилисты с раннего утра собрались возле заветной двери «Росгосстраха». Но в 09:00 (а именно такое время открытия значится на табличке), офис не открылся. Объявление, распечатанное и вывешенное на двери, гласит: «05 мая 2016 года по техническим причинам полисы ОСАГО не оформляются».

Сложившаяся по всей России ситуация просто не может не напоминать 2014 год. Тогда очереди, сговоры и навязанные допуслуги предшествовали почти двукратному повышению тарифов ОСАГО. Что же нас ждет сегодня? Пока анонсируются только новые, более защищенные и современные бланки полисов. Но они, по заверению РСА, существенного влияния на стоимость автогражданки оказать не могут.

«Все затраты по замене бланков полисов лягут на страховые компании. При этом стоимость изготовления бланка полиса нового образца вырастет незначительно – менее чем на 1 рубль, – сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. – Для страховой компании стоимость изготовления однослойного бланка полиса ОСАГО составит 5 рублей 10 копеек (сейчас 4 рубля 78 копеек), двухслойного – 6 рублей 57 копеек (сейчас 5 рублей 98 копеек)».

Фон нового бланка сложного розового цвета с графическими фигурами и цветовой растяжкой.
Изменились шрифты, размеры и места размещения водяных знаков и металлизированной нити.
В правом верхнем углу появилось место под QR-код.

Напомним, что согласно новым правилам страховщики имеют право менять базовый тариф ОСАГО раз в год. Не исключено, что демонстративные отказы в продаже полисов – это начало кампании, которая создаст условия для очередного повышения стоимости ОСАГО уже осенью этого года. Другое дело, что сделано это может быть в явном виде за счет повышения базового тарифа или регулировкой отдельных коэффициентов, например региональных или «мощностных».

Кроме того, уже практически утвержден план введения нового повышающего коэффициента – за регулярные нарушения ПДД. Сейчас Центробанк и ГИБДД готовят соответствующие поправки в закон об ОСАГО. Повышающий коэффициент будет накладываться на водителей, совершивших пять и более нарушений в течение одного года. Причем чем больше грехов за душой у автомобилиста, тем больше придется выложить за страховку.

На сегодняшний день непонятно, какие именно нарушения будут учитываться. Изначально РСА изучал зависимость количества страховых случаев от совершения таких нарушений, как выезд на встречную полосу, превышение скорости и заезд за стоп-линию. Но какие «дорожные косяки» будут учитываться при расчете повышающего коэффициента в конечном варианте – пока неизвестно.

А пока ФАС раздает советы, как без проблем заключить договор ОСАГО. Управление по Челябинской области даже разработало соответствующую памятку-подсказку. Актуальна она для всех регионов.

Четыре шага для заключения договора ОСАГО без проблем:
1. Обратиться в страховую копанию за заключением договора ОСАГО в письменной форме не менее чем за месяц до истечения срока действия полиса ОСАГО.
2. Представить в страховую компанию предусмотренные п. 14 правил ОСАГО документы:
– заявление о заключении договора обязательного страхования по форме Минфина РФ от 01.07.2009 №67н, а также собственный экземпляр заявления для отметки о его получении страховой компанией;
– документ, удостоверяющий личность;
– документ о регистрации транспортного средства;
– водительское удостоверение;
– диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии ТС обязательным требованиям безопасности.
3. Страховая компания обязана заключить договор ОСАГО в течение 30 дней со дня получения обращения.
4. При отказе заключения договора или навязывании дополнительных услуг – обращаться в региональное управление службы по защите прав потребителей и миноритарных акционеров.
При системном характере указанных действий страховых компаний данные факты могут быть рассмотрены региональным УФАС на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

Фото: Фото с сайтов Korins.ru и Shutterstock.com. Скриншот с сайта Rgs.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
«Я все думала, почему их сюда сослали, здесь же хорошо». Андреева о ссыльном Забайкалье и не только
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления