Сегодня (14 декабря) состоялось пленарное заседание читинской областной думы.
Основным вопросом, вынесенным на обсуждение, стало принятие проекта закона об областном бюджете на 2006 год в первом чтении. За принятие высказались 27 депутатов, шестеро были против, еще двое воздержались. Таким образом, проект закона в первом чтении принят. Напомним, что этот законопроект уже вносился на обсуждение депутатов на ноябрьской сессии, однако был отклонен. В течение 3-х недель администрация области работала над внесением поправок в первоначальный вариант, и 5 декабря законопроект внесен на рассмотрение думы губернатором области Равилем Гениатулиным.
Областной бюджет на 2006 год утвержден по расходам в сумме 14 741 769 300 рублей, по доходам в сумме 13 649 858 900 рублей. Размер дефицита составляет 1 091 910 400 рублей или 15% от объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета, что соответствует бюджетному кодексу. По сравнению с первой редакцией, которая выносилась на ноябрьскую сессию, доходная и расходная части бюджета уменьшены на 556 100 000 рублей. Причина – сокращение суммы безвозмездных перечислений из федерального бюджета. По четырем разделам – «Национальная экономика», «Социальная политика», «Здравоохранение и спорт» и «Межбюджетные трансферты» расходы бюджета уменьшены на сумму от 2 700 000 до 491 800 000 рублей. Увеличение расходов за счет дополнительных субсидий произошло только по разделу «Образование». По предложениям профильных комитетов областной думы в перечень финансируемых целевых программ включена программа поддержки и развития АПК на 2006-2012 годы и программа по сохранению и восстановлению плодородия земель сельхозназначения. На 36 600 000 рублей увеличены расходы на содержание воспитанников детских домов, сохранены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг педагогам-пенсионерам. Не учтены предложения депутатов о возобновлении выплаты социальных стипендий, не предусмотрены средства на расширение сети кредитных кооперативов и развитие заготовительной деятельности на селе, без изменений оставлена сумма дотаций из областного фонда финансовой поддержки муниципалитетов. В целом к реализации в 2006 году принято 18 областных целевых программ, в то время как в первой редакции предусматривалось 16 программ.
Председатель контрольно-счетной палаты (КСП) Валерий Павлов в своем выступлении отметил, что в области создана вся нормативно-правовая база для принятия и исполнения нового бюджета, «идеология законопроекта выдержана в рамках федерального законодательства», при том, что концепция законопроекта за 20 дней, отпущенных на его доработку, не изменилась. Снижение доходной и расходной частей Павлов назвал «вынужденно-объективным фактором», сообщив, что КСП не усматривает в проекте закона нарушений бюджетного, налогового или какого-либо другого законодательства – как областного, так и федерального и рекомендовал депутатам проголосовать за принятие закона в первом чтении.
Лидер аграрной фракции Галын Доржиев сделал акцент на поддержке агропромышленного комплекса, напомнив о том, что 2006 год в регионе объявлен годом села. Доржиев отметил, что на федеральном уровне до сих пор не было четкой программы развития АПК, и высказал надежду на то, что целый ряд социальных проектов президента принесут селу положительные изменения: «У нас нет иллюзий на этот счет, но надежда умирает последней». По мнению Доржиева, доработанный бюджет не стал лучше первоначального варианта, и аграриев удовлетворяет лишь тот факт, что в бюджет включены две программы по развитию АПК. Лидер читинских коммунистов Александр Швецов заявил, что фракция коммунистов не поддерживает проект бюджета, и призвал голосовать против законопроекта.
Равиль Гениатулин, подводя итог обсуждению, отметил, что удовлетворения от проекта бюджета нет и у администрации области. Глава региона напомнил, что дефицит бюджета, заложенный в законе, - это лишь верхушка айсберга и комитет по финансам не мог превысить 15% дефицита, дозволенного бюджетным кодексом. Со слов губернатора, реальный дефицит составляет не менее 6 млрд рублей. Несмотря на все минусы, жизнь не прекращается, и оставлять область без основного финансового документа за несколько недель до нового года нельзя. Гениатулин акцентировал внимание депутатов на том, что политики в бюджете нет вообще, а сформирован он исходя из реальных доходов. Губернатор высказал надежду, что администрации области в течение 2006 года удастся изыскать дополнительные источники доходов и направить их на социально-экономическое развитие области.