Бизнес Праздник будет?!

Праздник будет?!

Тратить деньги на развлечения и новогодние подарки приятно. А когда есть, что тратить, – приятно вдвойне. Мнения экспертов в отношении того, насколько дорогими станут грядущие праздники, разделились. По одним оценкам, широкая душа россиян просто не позволит скупиться и под елку граждан вернутся дорогостоящие презенты. По другим – Новый год 2010 может оказаться самым экономным за последние несколько лет.

Рабы желудка

Миновала середина декабря: до Нового года и Рождества осталось всего ничего. У россиян душа широкая. Следуя привычке устраивать пышные праздничные застолья, граждане устремились в магазины. Шампанское, игристое вино, соки... А также горошек, крабовые палочки, майонез, маринованные огурчики – вот стандартный продуктовый набор, необходимый для приготовления «классических» новогодних салатов. Добавьте сюда мандарины, шоколад и красную икру, и станет ясно, что одной декабрьской зарплаты на все может не хватить и начинать «затариваться» к праздничному столу надо было еще с наступлением декабря. Это, собственно, россияне и сделали.

По данным холдинга «Ромир», в первую неделю декабря рост трат на продуктовую новогоднюю корзину в целом составил 25% по сравнению с первой неделей ноября, траты которой были приняты за 100%. А на неделе с 7 по 13 декабря расходы на корзину выросли уже на 58% по сравнению с началом ноября. При этом активнее всего рост расходов наблюдается в категории игристые вина. Более чем в 2,5 раза увеличились затраты на «символ» нового года – мандарины. Активно скупают граждане шпроты и шоколадные конфеты в коробках. То ли еще будет...

Заглянем под елку

Не скупятся россияне и на новогодние подарки. По крайней мере так утверждают организаторы различных опросов и исследований. При этом, если в кошельке заканчиваются наличные, в расход идут деньги с банковской пластиковой карты. Удивительно, но некоторые граждане, дабы ни в чем себе не отказывать, готовы даже взять кредит. Видимо, вопрос, на что жить после праздников, будет мучить россиян позже. А пока население довольно охотно расстается с деньгами.

В банке «Хоум Кредит» отмечают, что подсчитывая приблизительные новогодние затраты, кредит готовы взять 24% мужчин и 22% женщин. При этом средняя сумма кредита, необходимого для приобретения новогодних подарков среднестатистического жителя мегаполиса, составляет 15,3 тысячи рублей. Самым популярным видом займа, которым готовы воспользоваться опрошенные банком респонденты, является кредит наличными – 33%, а не кредит на месте покупки товара, как это было, например, в 2007 году. Еще 25% респондентов охотно воспользовались бы кредитной картой.

В свою очередь аналитики «Ситибанка» уверяют, что начало восстановления российской экономики в третьем квартале этого года положительно отразится на общем объеме новогодних трат россиян. Согласно их прогнозу в декабре расходы держателей пластиковых карт вырастут на 14% по сравнению со среднемесячным значением за год, в то время как в 2008 году рост составил 8%, а в 2007 и 2006 годах – 14% и 12% соответственно. Однако уровень расходов россиян в реальном выражении все же будет чуть меньше, чем в докризисном 2007 году.

В отдельных категориях товаров ожидается традиционный для декабря рост: от конфет и алкоголя россияне вряд ли откажутся. Между тем некоторые изменения, произошедшие год назад в структуре трат и наиболее популярных категорий новогодних покупок, будут актуальны и сейчас.

Помимо существенного роста потребительского спроса на кондитерские изделия и ликеро-водочную продукцию (77% и 73%, соответственно), аналитики «Ситибанка» прогнозируют увеличение затрат на электронику и бытовую технику, в среднем на 67%.

Существенный рост покажут категории, которые подверглись наибольшей коррекции год назад: мобильные телефоны, ювелирные украшения и часы. Напомним, как и многие другие товары, относящиеся к предметам роскоши, в начале кризиса «ювелирка» стала одной из первых статей расходов, которые подверглись резкому сокращению. В этом декабре ситуация постепенно меняется. Продемонстрируют рост и расходы на средства связи, примерно на 54%. Потребители снова готовы не только покупать телефоны в подарок, но и обновлять собственные, реализуя отложенный спрос. Однако, как отмечают в банке, общий тренд расходов в данной категории остается понижательным, что вызвано снижением размера среднего чека. Видимо, предпочтения россиян постепенно смещаются в сторону более экономичных аппаратов.

«Новогодние покупки являются настоящим индикатором потребительских настроений в обществе, – убежден руководитель департамента кредитных продуктов ЗАО КБ «Ситибанк» Михаил Бернер. – Результаты прошлого исследования наглядно продемонстрировали влияние кризиса. В прошлом году мы увидели падение темпов роста как в общих затратах на новогодние покупки и празднование, так и отдельно по целому ряду категорий. В этом году мы прогнозируем существенное улучшение в тех категориях, которые подверглись наибольшей коррекции год назад. Однако влияние кризиса пока еще не полностью преодолено, и есть предпосылки полагать, что некоторые изменения, произошедшие в составе новогодних трат, будут более долгосрочными».

Как Новый год встретишь...

Несмотря на довольно оптимистичные прогнозы банкиров, некоторые эксперты склоняются к тому, что Новый год 2010 может стать одним из самых экономных за последние несколько лет.

«Очевидно, что на фоне наблюдающегося снижения платежеспособного спроса темпы традиционного сезонного роста продаж в предпраздничный период могут оказаться существенно ниже по сравнению с аналогичными показателями в докризисный период, – говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина. – Так, например, в декабре прошлого года, согласно данным Росстата, рост оборота розничной торговли по сравнению с ноябрем того же года составил 16,7%, в декабре 2007 – 20,3%, а в декабре 2006 – 19,1%. Есть основания полагать, что в текущем году данный показатель вообще не подберется к двузначным отметкам».

По словам собеседника, оценивая максимальный и минимальный потребительский предновогодний спрос на различные категории товаров, стоит ориентироваться на те процессы в изменении структуры спроса и структуры расходов, которые наблюдались в течение всего года.

«Прежде всего это заметное сокращение затрат на непродовольственные товары и рост расходов на покупку продуктов питания, – продолжает Максим Клягин. – По данным Росстата, во втором квартале этого года по отношению ко второму кварталу 2008 года на 2% выросли расходы на покупку продуктов питания и на 3,5% сократились расходы на покупку непродовольственных товаров. Думаю, такая тенденция будет актуальна и для этого декабря. Большая, чем в предыдущие периоды, доля расходов придется все же на покупку продуктов питания».

Это неудивительно. Праздничный стол никто не отменял, а вот на подарках можно и сэкономить. «В этом году общий объем расходов на приобретение подарков на фоне негативного влияния кризиса будет заметно меньше, чем в предыдущие несколько лет. Аналогичные процессы, скорее всего, распространятся и на индустрию развлечений, а также различные смежные отрасли, для которых свойственны сезонные увеличения продаж, например, туризм», – полагает Максим Клягин.

Между тем, по словам PR директора компании Profi Online Research Валерии Ериной, несмотря на финансовый кризис, который, безусловно, заставляет наших соотечественников сокращать расходы на продукты питания, непродовольственные товары и на услуги, для россиян праздник всегда был поводом раскошелиться. Особенно если речь идет о праздновании Нового года.

Согласно регулярному исследованию «Изменения в поведении и мотивации потребителей во время кризиса», проводимому компанией осенью этого года, большинство россиян отметило, что праздник является для них весомым поводом переплатить за некоторые категории товаров и услуг.

Так, 62% опрошенных заявили, что готовы выложить больше за алкогольные напитки, а также икру – 48%. В отношении категории непродовольственных товаров более 1/3 участников исследования указали, что в честь праздника не будут экономить на ювелирных изделиях и средствах связи. Также в Топ-10 непродовольственных товаров, за которые наши соотечественники готовы переплатить, вошли аудио-, видеоаппаратура, изделия из кожи, мелкая бытовая техника, парфюмерия и косметика.

«Еще в прошлом году, когда кризис только дал о себе знать, вызвав всеобщую панику и страх, празднования Нового года в нашей стране прошли в привычном масштабе. Наступающий год вряд ли нарушит укоренившуюся традицию», – уверена госпожа Ерина, по словам которой, несмотря на финансовый кризис, россияне все же планируют Новый год 2010 встретить достойно: с подарками, застольями, вечеринками и прочими приятными развлечениями и сюрпризами.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления