Первый рабочий поезд по железнодорожной линии Борзя (Нарын-1) – Лугокан, предназначенной для освоения юго-востока Забайкальского края, прибыл сегодня на станцию Александровский Завод.
Как сообщает корреспондент ИА «Чита.Ру», прибытие поезда разрешил глава региона Равиль Гениатулин.
«Прибытие первого рабочего поезда на станцию Александровский Завод разрешаю, - сказал губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин. – Исторический поезд! Исторический локомотив! Ура!»
В торжественной церемонии открытия станции приняли участие вице-премьер регионального правительства Евгений Вишняков, министр промышленности и энергетики Забайкальского края Олег Поляков, заместитель генерального директора ООО «Корпорация Инжтрансстрой» Владимир Богданович.
Проект создания транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов Читинской области утверждён в ноябре 2006 года. Пять горно-обогатительных комбинатов и железнодорожную ветку Нарын – Лугокан планировалось построить за счёт средств инвестиционного фонда Российской Федерации и ОАО «ГМК Норильский никель».
Участок дороги Борзя – Александровский Завод протяжённостью 131 километр построен ООО «Корпорация Инжтрансстрой», являющимся генеральным подрядчиком строительства. Стоимость проекта из средств инвестфонда РФ составила 9,9 миллиарда рублей. С начала реализации проекта выполнено работа на сумму более 12 миллиардов рублей.
Генеральный директор корпорации «Инжтрансстрой» Ефим Басин и начальник строительства дороги Валентин Ураков в середине 2009 года говорили о том, что движение на участке Борзя – Александровский Завод должно быть открыто до конца 2009 года.
Весной 2009 года губернатор Равиль Гениатулин предложил группе «Онэксим», возглавляемой Михаилом Прохоровым и Максимом Финским, заняться проектом разработки месторождения меди, который пока курирует «Норникель». Идею о смене собственника впервые высказал министр транспорта РФ Игорь Левитин. В сентябре 2009 года «Норникель» предлагает внести изменения в паспорт частно-государственного партнёрства с целью отодвинуть финансирование по своим позициям примерно на полтора года. Руководство «Норникеля» заявило о нецелесообразности разработки месторождений Солонеченское, Лугоканское и Култуминское в условиях кризиса и намерении отрезать ветку на 152 километра. Изменения в проекте должны были согласовать на государственном уровне. Генеральный директор корпорации «Инжтрансстрой» Ефим Басин, побывав в январе 2009 года в Чите, обозначил стратегию строительства дороги: «Я предвидел финансовые сложности, и намеренно развернул работы так, чтобы сворачивать их было дороже, чем продолжать». 30 сентября 2009 года Гениатулин сообщил, что на продолжение строительства дороги Нарын – Лугокан в 2010 году будут выделены средства.
10 ноября вице-премьер краевого правительства Евгений Вишняков, выступая перед депутатами заксобрания, заявил, что с этим проектом произошли некие трансформации. Они были вызваны, по сути, саботажем со стороны компании «Норильский никель». После очередного раздела активов компании, от этого проекта фактически осталась лишь часть: реальная перспектива разработки сохраняется на Быстринском и Бугдаинском месторождениях. При условии дальнейшего финансирования проекта правительство края рассчитывает на завершение строительства железной дороги сообщением Борзя — Газимурский Завод и возведение двух горно-обогатительных комбинатов. По его словам, в сложившейся ситуации правительство края вынуждено вести переговоры об отзыве лицензий на эти месторождения и одновременно — искать новых инвесторов.