Бизнес Второе пришествие дорожного фонда

Второе пришествие дорожного фонда

То, что умирало годами, не может мгновенно подняться на ноги просто от того, что кто-то сказал: «Я дам тебе четыре миллиарда. Встань и иди».

В краевом бюджете вновь появится дорожный фонд, и поступления в этот фонд в будущем году должны превысить 4 миллиарда рублей. 19 октября депутаты краевого парламента одобрили в первом чтении соответствующий законопроект и попутно попытались выяснить, готова ли дорожная отрасль Забайкалья к таким серьёзным вливаниям.

Дорожные фонды существовали в России с 1991 года до середины двухтысячных. Как понятно из названия, в них аккумулировались средства на ремонт, содержание и строительство дорог. Деньги были целевыми, и за счёт них фактически существовала дорожная отрасль. Но в 2001 году был упразднен федеральный дорожный фонд, а потом постепенно исчезли дорожные фонды в регионах. В Читинской области закон о дорожном фонде был официально признан утратившим силу с 1 января 2008 года, однако фактически перестал действовать гораздо раньше.

Причиной упразднения дорожных фондов стала их непрозрачность и коррупциогенность. И вот не прошло и десяти лет, как целевые фонды на ремонт дорог восстали из пепла. Ибо есть ли в России коррупция, нет ли в России коррупции — это вопрос, как выяснилось, философский, а вот полнейшая разруха на дорогах — реальность, данная всем и каждому в неприятных ощущениях.

С того момента, как деньги на дороги перестали быть целевыми, в Забайкалье на это выделялось не больше 9% от необходимого финансирования. Оно и понятно: поскольку денег не хватало сразу на всё, минфин расставлял приоритеты, и дорожному хозяйству было не тягаться с выплатой зарплаты бюджетникам, ремонтом котельных и покупкой угля на зиму. В результате 9 тысяч километров автодорог регионального значения находятся, мягко говоря, в печальном состоянии. Про состояние 12 тысяч километров дорог муниципальных лучше даже не вспоминать. Как и про 150 мостов, по которым просто опасно ездить.

Региональные власти не раз и не два обращались к федеральному правительству с просьбой вернуть всё как было, но понимания не находили. Пока в апреле этого года Госдума по предложению президента не приняла-таки поправки в Бюджетный Кодекс, согласно которым до 1 января 2012 года во всех регионах страны вновь должны быть созданы дорожные фонды. Правительство Забайкальского края такой законопроект разработало и внесло в краевой парламент в октябре.

Представляя документ депутатам, министр территориального развития Александр Бутырский сообщил, что дорожный фонд формируется за счёт пяти источников: транспортного налога, акцизов на бензин и дизтопливо, платы за возмещение вреда дорогам от большегрузных автомобилей, поступлений от субсидий и субвенций из федерального бюджета и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований. «По прогнозам специалистов налоговой службы, в будущем году из всех этих источников дорожный фонд получит более 4 миллиардов рублей, в том числе 3,65 миллиарда — от акцизов», - сказал Александр Бутырский.

Эта информация вызвала большой интерес у парламентариев. Что неудивительно: в 2011 году на содержание и ремонт дорог в бюджете было запланировано всего лишь 400 миллионов рублей — при том, что стоимость 1 км дорожных работ по нормативу составляет 250 тысяч рублей. И тут вдруг — 4 миллиарда. Таких денег дорожная отрасль не видела лет десять-двадцать. Понятно, что депутаты за проект проголосовали. Правда, задались вопросом — а сможет ли край такие деньги потратить? Ведь за то время, что отрасль финансировалась по остаточному принципу, многие предприятия явно пришли в упадок, и кто теперь, спрашивается, будет работать на участках?

Александр Бутырский на этот вопрос ответил несколько невнятно, но в том смысле, что при наличии денег всё восстановить гораздо легче, чем в отсутствие оных. И добавил,что средства фонда — целевые, никуда, кроме как на дороги, тратить их нельзя, и даже если они не будут освоены, то перейдут в бюджет на будущий год. То есть финансово отрасль будет обеспечена теперь в любом случае.

Руководитель «Единой службы заказчика» Михаил Гурулёв в беседе с корреспондентом ИА «Чита.Ру» подтвердил, что в крае осталось немного серьёзных подрядчиков. Поэтому сейчас ведутся переговоры с организациями из соседних регионов — Иркутска и Бурятии, в том числе с ЗАО «Труд», которое строило трассу «Амур». Что касается состояния краевых предприятий, то оно оставляет желать лучшего, но при стабильном финансировании всё поправимо: «Нехватка кадров большая, особенно механизаторов, которых меньше половины работает. Сами понимаете: вахтовое движение на юго-востоке, там зарплата большая. Но увидев твёрдую зарплату, хотя бы тысяч 20-25, люди вернутся. У всех же семьи, дом... С другой стороны, износ техники доходит до 80% и нужно этим заниматься уже сейчас, уже сейчас заходить в лизинговые схемы, чтобы в сезон можно было работать. Правительство края активно занимается этим вопросом. Думаю, года два-три мы будем наращивать, пробовать, но при стабильном финансировании можно всё восстановить, а при нормальных подрядчиках - привести дороги в нормальное состояние».

Интересно, что краевой парламент внёс в законопроект небольшое уточнение — средства дорожного фонда могут быть использованы на содержание не только региональных, но и муниципальных дорог. Что не может не радовать, учитывая их сегодняшнее состояние, а также состояние дорожных организаций в районах. Глава Калганского района Анатолий Рукавишников говорит, что в укрупнённом ДЭУ, которое сегодня обслуживает ещё и Нерчинско-Заводский район, нет толком ни техники, ни специалистов. «Дорожной отрасли пришла смерть. Как перешли на трёхдневку, уже два года как по зиме, так немедленно произошёл отток кадров. Постоянно в газете идёт объявление: «принимаем на работу» - и никто не идёт. Это понятно - зимой зарплата три-четыре тысячи у инженера. И машины все старые, никто и не помнит, когда последний раз что-то покупали», - сообщил глава.

Та же история в Приаргунском районе. По словам главы Михаила Якимова, в местном ДЭУ три машины, и они до того разбиты, что о ремонте говорить смешно. Дороги, между тем, пришли в такую негодность, что ими толком уже и не пользуются: «Мы ездим не нашими дорогами, на Алекзавод, а по трассе на Забайкальск. Потому что в Краснокаменске есть ДЭУ, и оно мало-мало что-то на своем участке делает, ну, и потом дорога федеральная. А у нас 254 километра, и никто не делает ничего». А Анатолий Рукавишников напоминает ещё о дорогах, переданных на баланс нищих поселенческих бюджетов: «Что сельские поселения будут делать с ними? Это же катастрофа! Хоть бери лопату, тачку и засыпай ямы!».

Главы, как и руководитель «Единой службы заказчика», полагают, что следующие несколько лет будут переломными для отрасли, в которую наконец-то будут вкладывать столько средств, сколько нужно. И согласны, что, какими бы ни были объём и механизм расходования дорожного фонда, проблема не решится мгновенно. То, что умирало годами, не может мгновенно подняться на ноги просто от того, что кто-то сказал: «Я дам тебе четыре миллиарда. Встань и иди».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления