Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) обратилась с предложениями к президенту и главе правительства, пишет «Маркер». В их числе содержится мера, ограничивающая перевод гражданами накоплений и одного негосударственного фонда в другой. По инициативе НАПФ, для смены фонда гражданин должен будет лично обратиться в отделение Пенсионного фонда России.
Это позволит резко сократить число случаев, когда Пенсионный фонд отказывает в переводе средств из одного фонда в другой. За прошлый год такие отрицательные решения были вынесены в отношении пятой части заявлений граждан. Сейчас, согласно закону, гражданин имеет право ежегодно переводить средства из одного фонда в другой. Для этого ему достаточно заключить договор с новым фондом о переводе в него пенсионных средств, не извещая старый НПФ. Именно новый фонд сообщает о решении гражданина в ПФР, который предписывает старому фонду перевести пенсионные накопления. Такой схемой активно пользуются агенты, привлекающие на коммерческой основе клиентов для негосударственных пенсионных фондов. Получая вознаграждение за каждого привлеченного клиента, они подделывают договоры без ведома самих граждан и переводят их пенсионные накопления из одного фонда в другой.
Необходимо ввести такой порядок перехода из одного НПФ в другой, в соответствии с которым гражданин должен будет лично подать заявление в ПФР. «Эта мера позволит существенно уменьшить число неправомерных переводов. Такой порядок перехода станет просто экономически невыгоден мошенникам», – объясняет президент НАПФ Константин Угрюмов. К тому же сегодня, если выясняется, что средства переведены неправомерно, вернуть их обратно можно только через суд. «Предлагаем рассматривать претензии граждан в досудебном порядке с последующим признанием договора об ОПС недействительным», – говорит Константин Угрюмов. Это, по его словам, позволит максимально быстро вернуть средства пенсионных накоплений предыдущему страховщику. При этом за фальсификацию НАПФ предлагает ввести наказание – либо административное, либо даже уголовное.