Часть российского общества не понимает слова «омбудсмен», а ещё часть не считает, что он должен появиться у бизнесменов. Тем не менее, в России уже работает уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте, и 48 его коллег появились в регионах страны. Закон о бизнес-обмудсмене практически готов и в Забайкальском крае. Следующие шаги предстоит сделать Законодательному собранию — принять закон и утвердить на этот пост достойного кандидата.
О том, каким должен быть человек, защищающий забайкальских бизнесменов, как можно будет оценить его работу и чем всё-таки будет заниматься бизнес-омбудсмен, «Чита.Ру» рассказал заместитель председателя Общественной палаты края Денис Лукьянов.
- Разговор стоит начать с того, что в феврале 2012 года Общественная палата проводила заседание по проблемам экономического развития и предпринимательства в Забайкальском крае. По его итогам были приняты рекомендации, в том числе и о создании в крае института уполномоченного по защите прав предпринимателей. Рекомендации были направлены в Законодательное собрание, а через месяц мы получили ответ, в котором говорилось, что депутаты не считают целесообразным создание такого института. Решение объяснялось тем, что в крае существуют общественные организации в сфере предпринимательства, фонды поддержки, разного рода программы, поэтому смысла в появлении омбудсмена нет. Несмотря на это, мы продолжали настаивать на создании института уполномоченного и на всех мероприятиях, связанных с развитием предпринимательства в регионе поднимали этот вопрос.
Остроты вопросу добавил майский указ президента №596, в котором Владимир Путин постановил создать институты бизнес-омбудсмена во всех регионах России до декабря 2012 года. В начале 2013 года минэкономразвития края подготовило проект закона, а в марте мы провели по нему общественные слушания. В том, что на сегодняшний день вопрос создания института Уполномоченного решён, уже никто не сомневается, и в этом, конечно, же есть заслуги членов Общественной палаты.
- Какие поправки вами были внесены в закон?
- В первую очередь, мы повысили планку требований к кандидатам на эту должность. По нашему мнению, бизнес-омбудсменом должен быть прокошмаренный предприниматель, имеющий опыт работы в общественных организациях. Предприниматель - потому что претендующий на этот пост человек должен изнутри знать проблемы малого и среднего бизнеса, испытать их на себе. Никакой учебник не сможет передать те знания, которые получает предприниматель, сталкиваясь с трудностями и упираясь в стену бюрократии. Общественник - потому что помимо своих проблем он решает проблемы своих коллег, обратившихся за помощью, и накапливает их опыт.
Ещё одна поправка касается назначения на должность. Участники слушаний согласились, что уполномоченного должны выбирать депутаты заксобрания с учётом мнения губернатора и общественных организаций. Эта поправка вызвала ряд других, менее значимых, корректировок.
Мы понимаем, что в Забайкалье не лучший инвестиционный и предпринимательский климат, суровые климатические условия, удалённость от властных и промышленных центров, помимо этого существует много барьеров и препятствий для предпринимателей. Люди, в связи с этим, не хотят заниматься бизнесом. Поэтому конечной целью работы бизнес-омбудсмена должны стать комфортные условия, которые позволят увеличить инвестиции в экономику края и, в конце концов, обеспечат рост всех экономических показателей.
Мы предложили не ограничивать создаваемые органы при уполномоченном на общественных началах экспертно-консультативным советом, иметь помощников на общественных началах не только в муниципальных образованиях, а там, где он считает необходимым.
Среди прочих вопросов мы решили не ждать вступления в силу федерального закона, а принимать региональный и затем приводить его в соответствие.
- Решением каких вопросов займётся забайкальский бизнес-омбудсмен?
- Вопросов очень много. Многие из них решаются годами. Поэтому уполномоченный своим авторитетом должен открывать любые двери и решать конкретные вопросы за считанные дни. Уже сейчас можно сказать, что необходимо избавиться от проблем при выделении земельных участков, подключении к инженерным сетям и размещении рекламных конструкций. Знаю примеры, когда предприниматели больше года не могли подключить объекты к электроснабжению, и после обращения к авторитетным депутатам вопрос решался за три месяца.
В целом, бизнес-омбудсмен должен решать конкретные проблемы конкретных людей. Если человек обращается с каким-то вопросом, то он должен найти ответ, а если проблема является системной, то искоренить её - писать рекомендации, вносить предложения, менять законодательство.
Работа должна быть направлена исключительно на результат, помочь нужно каждому. Ведь предприниматель, столкнувшись с серьёзными проблемами, может потерять не только деньги и дело, в которое вложены годы работы, но и поставить под удар своих работников. Поэтому, защищая предпринимателей, бизнес-омбудсмен будет стоять на страже прав всех людей, занятых в частных компаниях.
- Не уйдёт ли бизнес-омбудсмен в оппозицию контролирующим органам?
- Всё должно делаться в рамках закона, как со стороны уполномоченного, так и со стороны контролирующих органов. Однако нужен конструктивный диалог и компромисс. Некоторые законы сегодня просто противоречат друг другу, а судебная волокита никому не нужна. Вопросы должны решаться быстро и эффективно.
- Существуют ли параметры, по которым можно будет оценить эффективность бизнес-омбудсмена?
- В законе этого нет, и, в целом, я думаю, оценить работу по точным критериям нельзя. По количеству обращений — нет, так как их снижение или рост можно рассматривать как эффективную или, наоборот, неэффективную работу, смотря с какой стороны посмотреть. По росту валового продукта или налоговых поступлений — тоже. Думаю, что показателем эффективности могут стать только конкретные примеры решения проблем, и какой процент обратившихся остался удовлетворённым работой уполномоченного. Предприниматели должны ощутить на себе изменения. Если это произойдёт, значит, омбудсмен оправдал ожидания.