Ни для кого не секрет, что читинский машзавод доживает свои последние годы. Его собственники решили не мучить себя переживаниями по поводу будущего завода, а краевые власти едва могут что-то сделать из-за слишком маленького пакета акций — чуть более 15%. В итоге, лакомый кусок земли в центре города постепенно распродаётся. Ещё каких-нибудь 10 лет и от когда-то целого завода останется лишь название остановки общественного транспорта - «Машзавод». Выходите!
Распродажа
Первая ласточка по застройке территории машзавода полетела не один год назад. Была и вторая, и третья, и десятая. Сегодня уже многие не помнят, но часть территории через Новобульварную, где сейчас высится микрорайон «Энергожилстроя», также принадлежала машзаводу. Ровно как и участок, где сейчас находится торговый центр «Аврора» и АЗС «Нефтемаркета». Раньше здесь был заводской сквер. Кроме того, практически по всему периметру предприятия работают более мелкие фирмы — автосервис, автомойка «Пузыри», автостоянка, ресторан «Holiday», компания окон «Оконные системы» и другое.
Не так давно около ТЦ «Аврора» появился забор. Там, по информации управления архитектуры, возводятся складские помещения с торговыми площадями. Общая площадь возводимого неким Вадимом Самуиловым двухэтажного здания с подвалом составляет 4 тысячи квадратных метров. Комментария владельца стройки получить не удалось.
Благодаря распродаже только четырёх цехов за 2012-2013 годы владельцы, по официальной информации, заработали более 168 миллионов рублей.
Несмотря на такое обилие нового бизнеса на территории машзавода, ключевым проектом здесь является реконструкция одного из некогда промышленных зданий во второй по величине торговый центр Читы, а, скорее всего, и Забайкалья. Пока он является основным держателем освобождающихся земель и зданий когда-то одного из самых мощных производств региона.
Неточный Михайлов

Поделиться
Информация о реконструкции одного из зданий машзавода под торговый центр «НовоСити» появилась в сентябре 2013 года. Портал о торговой недвижимости и ритейле «Shop and mall» тогда анонсировал открытие центра с подземной парковкой общей площадью 14 тысяч квадратных метров на конец 2013 года. К информации сайта был также прикреплён проект с подробным описанием привлекательности Читы для не местных инвесторов — численность населения, доминирующие сферы деятельности, средняя зарплата читинцев и другое. По заявлению авторов проекта, ТЦ «НовоСити» должен был стать вторым по величине торговым объектом в Чите.
Тогда же, в сентябре, главный архитектор Читы Александр Михайлов информацию о строительстве «НовоСити» или какого-то другого торгового центра на территории машзавода опроверг, но при этом добавил, что строительство торгового центра планируется на перекрёстке Журавлёва — Смоленская с открытием Смоленской. Если учесть, что планируемая к открытию территория всегда относилась к собственности машзавода, слова архитектора выглядят противоречиво.
«НовоСити» только начало
Несмотря на столь странное опровержение Михайлова, сегодня из-за забора на том самом перекрёстке виднеется одно из бывших зданий завода, по-новому облицованные, и с надписью «НовоСити». Точь-в-точь, как на картинках с проекта.
«Разрешение на строительство выдано индивидуальному предпринимателю Елене Салапиной, которая и ведёт строительство. Первоначально разрешение было до конца 2013 года, но позже оно было продлено до конца 2014 года», — пояснил мне начальник отдела разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию управления архитектуры Читы Владимир Носырев.
По информации источника ИА «Чита.Ру» на машзаводе, Елене Салапиной принадлежат ещё пять бывших зданий завода.
Супруг Елены, владелец торговой сети «Караван» Олег Салапин пояснил ИА «Чита.Ру», что сейчас строится только первая очередь «НовоСити» площадью более 14 тысяч квадратных метров: «Мы её планируем сдать до конца года. Что касается других зданий и участков, то там будут следующие очереди. В торговом центре будет собрано всё лучшее, что есть в Европе».
Смоленская без границ

Поделиться
«В рамках благоустройства территории центра к его открытию мы будем асфальтировать и открывать улицу Смоленскую от Журавлёва до Курнатовского. Мэр первоначально обещал заасфальтировать улицу от нашего участка до Богомягкова. Когда последний раз я с связывался с администрацией, она отказалась заниматься улицей. У нас не получится своими силами асфальтировать этот участок», - добавил Салапин.
Несмотря на всю трагичность происходящего с машзаводом, открытие улицы Смоленская смогло бы серьёзно разгрузить центр города, особенно в условиях так и не расширенной до конца улицы Новобульварной. Со стороны мэрии крайне странно отказываться от такой возможности, тем более, что речь идёт не о затратном расширении целой улицы с необходимыми недельными перекрытия движения, а асфальтирование участка в один квартал. Если вспомнить, что в этом году на центральные улицы города, пребывающие до ремонта в более или менее нормальном состоянии, будет потрачено более 200 миллионов, то кажется, что «Студвесна стран ШОС» важнее для городских властей, чем читинцы — люди, на которых и для которых они работают.
«Машзавод», выходите!
Краевые власти во главе с губернатором Константином Ильковским пытаются что-то сделать ради спасения производства, о чём говорят неоднократные совещания по этому поводу. Вот только руководству машзавода ничего этого уже не надо. Сейчас самым выгодным бизнесом для них является продажа земель и зданий. И кругленькую сумму получают, и от лишнего налогового груза избавляются. Ни один бизнесмен в такой ситуации не стал бы себе отказывать в таком удовольствии. К сожалению, этот процесс необратим.
Машзавод рано или поздно умрёт. Это закон капиталистической экономики — если невыгодно, сокращай людей или продавай всё. Частная собственность, поэтому решает владелец. Мы сами выбрали этот путь, заменив коммунизм на капитализм. Обратной дороги нет. Остаётся только ностальгировать по прошлому и жить в новой стране, в новом городе. «Машзавод», выходите!