Бизнес Мифы и правда о ТГК-14

Мифы и правда о ТГК-14

Чтобы разобраться в том, оправдана или нет критика в отношении ТГК-14, я встретился с руководством компании и задал самые актуальные вопросы, интересующие многих забайкальцев, чтобы получить простые и понятные ответы.

ОАО «Территориальная генерирующая компания 14» является крупнейшим поставщиком теплоэнергии на рынки сразу двух регионов — Забайкальского края и Республики Бурятии. Предприятие, на котором сегодня работает более 5,5 тысячи человек, в своей деятельности сталкивается с рядом объективных проблем, связанных, в первую очередь, с огромным износом теплосетей и большой дебиторской задолженностью потребителей. Однако зачастую ТГК-14 становится объектом жёсткой критики именно со стороны тех, кто пользуется услугами компании и, порой, остаётся недовольным качеством их предоставления.

Чтобы разобраться в том, оправдана или нет критика в отношении ТГК-14, я встретился с руководством компании и обсудил самые актуальные вопросы.

Потребители платят за тепло каждый месяц, но отопительный сезон длится менее полугода. При этом тариф очень высокий и постоянно растёт.

Заместитель генерального директора ТГК-14 по экономике и финансам Алексей Голиков:

- Ежемесячная оплата за теплоэнергию — давно сложившая практика, которая закреплена законодательством. Просто плата за тепло, полученное потребителями в течение отопительного сезона, разбивается на 12 равных долей и взимается раз в месяц.

При переходе...

...на расчёты только в течение отопительного периода произойдёт значительное увеличение финансовой нагрузки на наших потребителей в осенне-зимний период.

Если сравнивать тариф на тепло в Забайкалье с соседними регионами Сибири, то ниже он только в Иркутской области. В остальных регионах тарифы находятся на приблизительно том же уровне, чуть выше или значительно выше. При этом в 2014 году тариф на отопление для населения края не увеличился.

ТГК-14 отдала обслуживание внутридомовых сетей управляющим компаниям, оставив их наедине с ворохом проблем.

Заместитель генерального директора ТГК-14 по правовой и кадровой политике Александр Темнышев:

- Мы передали внутридомовые сети (ВДС) управляющим компаниям (УК), чтобы привести свой функционал в соответствие с законодательством, а именно Жилищным кодексом, в котором чётко сказано, что ВДС должны обслуживать именно УК.

ТГК-14 взяла на себя эти функции в 2004 году...

..., так как в то время с точки зрения материального обеспечения и кадрового потенциала УК физически выполнять их не могли. Но это было до поры до времени. С точки зрения исполнения закона и подзаконных актов передача ВДС выглядит правильно и хорошо, но с другой стороны мы понимали, что на первых порах у управляющих компаний могут возникнуть проблемы и поэтому заключили договоры аварийного обслуживания на весь январь. Согласен, «внутрянка» отчасти находится не в очень хорошем состоянии, но ведь и деньги в тарифе были заложены только на обслуживание, но не на капитальные ремонты. Считаю, что мы сделали со своей стороны всё в соответствии с законодательством, никого не бросили.

Компания по итогам финансового 2013 года получила прибыль в размере 367 миллионов рублей, но при этом часто идут разговоры о нехватке денег, к примеру, на капитальные ремонты.

Заместитель генерального директора ТГК-14 по экономике и финансам Алексей Голиков:

- Разделим понятие прибыли и вопрос денежных потоков, потому что они между собой слабо связаны. Чем больше размер нашей дебиторской задолженности, то есть задолженности потребителей перед компанией, тем больше нам необходимо привлекать кредитных денег.

Размер выплат банкам...

... по процентам сегодня близок к 400 миллионам рублей в год. Соответственно, чем меньше дебиторская задолженность, тем меньше затрат мы несём на содержание кредитного портфеля, тем больше мы можем потратить на другие статьи, в том числе на ремонты.

По состоянию на 1 августа 2014 года, дебиторская задолженность потребителей Забайкальского края составляет 350,5 миллиона рублей (из них 194 миллионов долги населения). На 1 января 2014 года задолженность равнялась 245,4 миллиона рублей и выросла к июлю почти на 40%.

В 2012 году нашей компании не был присвоен статус вынужденного режима, поэтому мы поставляли на рынок мощность и плату за неё не получали вообще. Накопилась сумма — порядка 800 миллионов рублей, поэтому в 2013 и 2014 годах по решению правительства РФ мы получаем компенсацию за поставленную на рынок мощность, которая разделена на две примерно равные части. Это и был наш основной источник прибыли в прошлом году, который мы показали. Но если эту компенсацию не учитывать, то финансовый результат компании практически нулевой.

Долг ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (РЭУ) — поставщика тепла для Минобороны — перед ТГК-14 постоянно увеличивается. По состоянию на 1 августа, он составлял 179,7 миллиона рублей. Как видно, ситуация не меняется.

Заместитель генерального директора ТГК-14 по правовой и кадровой политике Александр Темнышев:

- РЭУ никогда не платило добровольно по условиям договора. Делали они это только в стадии исполнительного производства. По исполнительному листу

накапливалась определённая сумма...

...и мы подавали заявление в суд о банкротстве РЭУ, делали так дважды. Во время разбирательства в арбитражном суде Москвы РЭУ всегда приносило квитанцию, что всё оплачено, и основания для возбуждения процедуры банкротства у суда не было. Но дебиторская задолженность продолжала расти. Сейчас в отношении РЭУ введена процедура наблюдения, при которой все счета компании закрыты, возможны только сборы за текущее потребление, а взыскание всех задолженностей в рамках исполнительного производства при процедуре наблюдения запрещено. В эту ситуацию попало не только ТГК-14, но и вся страна, а общий долг РЭУ перед компаниями России составляет порядка 45 миллиардов рублей. Наши 179,7 миллиона конечно не сравнятся с долгами РЭУ, скажем, перед Газпромом, но и эти деньги значительны для ТГК-14 - это наша ремонтная программа, наше теплоснабжение, наша надёжность в осенне-зимний период.

ТГК-14 является акционерным обществом, но при этом уже несколько лет не выплачивает дивиденды по обычным акциям.

Заместитель генерального директора ТГК-14 по экономике и финансам Алексей Голиков:

- Дивиденды не выплачиваются потому, что у нас, собственно говоря, не было прибыли. Если мы говорим про нашу отчётность, то накопленный убыток за всё время деятельности ТГК-14

на сегодня составляет...

...порядка 450 миллионов рублей. Соответственно, вся прибыль, которую мы получаем, идёт на погашение убытков прошлых лет. Выплачивать дивиденды имеет смысл только тогда, когда мы будем иметь нераспределённую прибыль в балансе. При этом решение по выплате или невыплате дивидендов принимает общее собрание акционеров общества по представлению совета директоров.

В апреле прокуратура распространила информацию о том, что Региональная служба по тарифам (РСТ) Забайкалья при установлении тарифов в 2013 и 2014 годах на горячую воду, отпускаемую ТГК-14, незаконно завысила их, включив в расходы компании затраты на календари, выплаты по медстраховке руководителя и его близких родственников, а также оплату путёвок в детские лагеря и подарки на общую сумму около 2,6 миллиона рублей.

Заместитель генерального директора ТГК-14 по экономике и финансам Алексей Голиков:

- Такой факт, действительно, имел место, мы расцениваем его как некоторую нашу и РСТ совместную ошибку, сейчас эти расходы

исключены из тарифов...

С одной стороны, сумма в 2,6 миллиона достаточно большая, но с другой, если взять в целом нашу выручку по двум регионам, по которой считается тариф, то это более 11 миллиардов рублей, причём большая часть этих средств — регулируемые виды деятельность, которые регулируются федеральной службой по тарифам и региональными службами по тарифам Забайкалья и Бурятии.

Приведу составляющие тарифа на тепло. Около 35% - это топливо, около 20% - зарплата вместе со страховыми отчислениями, порядка 16% - покупная энергия, примерно 12% - ремонты, 6% - общая амортизация, плюс всё остальное — материалы на эксплуатацию, работу и услуги производственного характера.

Зачастую ТГК-14 критикуют за постоянные раскопки на улицах Читы, которые порой долгое время не убираются либо наносят вред асфальтовому покрытию на городских дорогах.

Заместитель генерального директора ТГК-14 по технической политике Анатолий Лизунов:

- Работа по закрытию ордеров на раскопки связана с тем, что процесс аварийного ремонта и планового ремонта - длящийся во времени. Плановые ремонты проводятся в

межотопительный период...

...с мая по сентябрь, а внеплановые - с октября по май. Последние квалифицируются как аварийные, и это как раз та часть работ, связанная с нарушением асфальтового покрытия. И то, что копится за зиму, ликвидируется в период межотопительной кампании.

Износ магистральных сетей (физически отработавших 25 лет и более) в Забайкальском крае, которые находятся в ведении ТГК-14, составляет порядка 80%, износ внутриквартальных сетей, принадлежащих муниципалитету, достиг порядка 70%. По подсчётам специалистов компании, чтобы переломить ситуацию по износу, в год необходимо перекладывать порядка 20 километров сетей, однако ремонтная программа ТГК-14 позволяет держаться на уровне 8-10 километров.

За предыдущие периоды, когда аварийность была у нас на очень высоком уровне, накопилось достаточно много незакрытых ордеров. Буквально 2 года назад было принято решение о том, чтобы дополнительно изыскивать и выделять средства на закрытие этих ордеров. В 2013 году мы подтянулись и у нас оставалась незначительная часть за 2012 год, а в 2014 год мы зашли, по сути дела, с минимумом оставшихся ордеров прошлого года и практически закрыли 2012-й.

Директор филиала «Читинский энергетический комплекс» Михаил Орлов:

- На закрытие ордеров в 2014 году выделено порядка 10,5 миллиона рублей, на которые мы планируем закрыть все долги прошлых лет. Всего числится сегодня

87 незакрытых ордеров...

...с учётом текущих 2014 года. Мы планировали в прошлом году закрыть ордера 2010, 2011 и 2012 годов, даже нашли средства под это, но, заключив договор с нашим читинским ДМРСУ, столкнулись с тем, что они обязательства свои не выполнили и не освоили порядка 2 миллионов рублей. Учитывая, что три года назад было 267 действующих ордеров, то заметна положительная динамика. Сейчас мы будем дополнительно заключать договоры ещё с двумя подрядчиками и, думаю, до октября по максимуму закроемся, и останутся текущие. Но не всё зависит от нас. Подрядные организации, которые берут на себя обязательства, не всегда их выполняют. Мы же теплоснабжающая организация, а ремонт дорог — не наш профиль.

ТГК-14 чаще других компаний присылает своим потребителям так называемые «страшилки», в которых просит как можно скорее погасить задолженность за услуги, даже если она минимальна, и периодически грозит судом.

Заместитель генерального директора ТГК-14 по сбыту Юрий Дорфман:

- Вся доходная часть компании строится от тарифа. Другими словами, мы зарабатываем только то, что получаем за продукцию, которую отпускаем нашим потребителям. В связи с этим у нас в организации принята достаточно серьёзная

программа по работе с дебиторской задолженностью...

Суть в том, что все те деньги, которые мы начисляем, мы должны собирать. Поэтому и используем совершенно различные методы работы — от, как их прозвали, «страшилок» до поощрительных акций. Да, мы делаем это чаще других организаций, но и, соответственно, денег от начисленного собираем больше, чем все остальные. Мы держимся на уровне текущей реализации - 99,5-99,8%, то есть собираем практически всё, что начислили.

Мы не можем позволить себе потерять даже 1% от нашего уровня реализации, ведь это приблизительно 70 миллионов рублей, так как годовое начисление по теплу в Забайкалье — порядка 7 миллиардов рублей. Конечно, на разных людей наши методы действуют по разному, но мера эта эффективная, и делаем мы всё исключительно в рамках правовой работы и только то, что предусмотрено законом.

Потребители жалуются на недобросовестное обслуживание в офисах ТГК-14, на недопонимание, а иногда и хамство.

Заместитель генерального директора ТГК-14 по сбыту Юрий Дорфман:

- Нами разработан стандарт клиентского обслуживания, который внедрён во всех наших расчётно-кассовых центрах. Там корпоративное оформление, везде указаны телефоны, есть буклеты, поясняющие стенды. Мы ведём также корпоративную культуру с точки зрения одежды. Что касается

недобросовестного обслуживания...

..., то у нас указаны телефоны горячих линий, по которым нужно просто обращаться и рассказывать о том или ином случае. И если потребитель пишет заявление с жалобой, мы тут же его разбираем на специальной комиссии и проводим взыскание с ответственных лиц. При этом наказанию подвергаются не только конкретные кассиры, но и их руководители, которые отвечают за подготовку своих работников.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления