Бизнес Боится ли Забайкалье западных санкций?

Боится ли Забайкалье западных санкций?

После включения Республики Крым в состав России западные страны в середине марта 2014 года приняли первый пакет санкций в отношении нашей страны, направленный прежде всего как на отдельных граждан, так и на банки, нефтегазовые компании, предприятия оборонного комплекса. Евросоюз, США и их союзники, в том числе Канада и Япония, вводили всё новые и новые ограничения вплоть до ноября. Правительство России в августе ввело ответные санкции, запретив поставки ряда зарубежных продуктов. Эксперты отмечают, что эта война санкций уже сказалась на экономике практически всех противоборствующих сторон, но до конца непонятно, как на это отреагировали регионы и что они ощутили на себе.

О том, как сказались санкции Запада на внешнеэкономической деятельности Забайкалья, какие тенденции наметились в области экспорта из региона, а также импорта в край, и что сулит нам развитие отношений с Китаем и Монголией в интервью ИА «Чита.Ру» рассказал заместитель начальника отдела регионального министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Евгений Ермоленко.

Завязка на Китай

- Прежде чем говорить о влиянии санкций Запада на внешнеэкономические отношения Забайкалья, хотелось бы понять, с какими странами у региона эти самые взаимоотношения выстроены?

- Если мы обратим внимание на таможенную статистику, то увидим, что за 9 месяцев 2014 года внешнеторговые операции у нас проводились с 51 страной дальнего и ближнего зарубежья. Однако, свыше 90% импорта — это товары из Китая. Экспорт в эту страну из Забайкалья — более 50%. То есть мы однозначно завязаны на КНР в отличие, скажем, от Дальнего Востока, так как там есть морской транспорт. Поэтому Владивосток, Хабаровск могут работать с Японией, Южной Кореей и с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Забайкалье во многих случаях тоже пытается выйти на страны АТР, но железнодорожные тарифы на перевозку нашей продукции и их продукции до нас, а это более 2 тысяч километров пути, съедают всё, и товары становятся «золотыми». В связи с этим Китай для нас — наиболее удобный партнёр. Тем более в регионе действует четыре пункта пропуска на границе с КНР — крупные железнодорожный и автомобильный пункты пропуска «Забайкальск», а также небольшие пункты «Олочи» и «Староцурухайтуйский», которые тоже вносят свой вклад. Поэтому движение товаров на этих направлениях происходит достаточно интенсивно.

По информации Читинской таможни, внешнеторговый оборот Забайкальского края за 9 месяцев 2014 года составил 496,9 миллиона долларов США и по сравнению с 9 месяцами 2013 года уменьшился на 48,4 миллиона. В стоимостном объёме товарооборота доля экспорта составила 19,1%, доля импорта – 80,9%.

- Можно ли сказать, что на фоне действующих санкций, экономические отношения России и, в частности, Забайкалья с Китаем улучшаются?

- То, что отношения с Китаем улучшаются, мы это видим хотя бы по тем визитам и переговорам, которые проводят руководители нашей страны с руководством КНР. Здесь ясно, что у нас произошли какие-то подвижки. И Китай для нас весьма интересен, как торговый, экономический и политический партнёр. Что касается санкций — здесь оценки пока дать очень сложно, потому что Забайкальский край и Сибирь в целом с Китаем торгуют уже давно. Товары, которые поступают из КНР через наши пункты пропуска, распространяются до Урала в большей своей части. Западные регионы России торгуют с Европой и прочими странами через свои пункты пропуска. Товары стран, объявивших санкции России, поступают в Забайкальский край по внутренним каналам. Увеличение поставок товаров из Китая идёт в штатном режиме. Поэтому мы, в Забайкалье, чувствуем санкции только по цене товаров в магазине.

Куда пропал круглый лес?

- Импорт Забайкальского края за 9 месяцев 2014 года составил 401,7 миллиона долларов США и по сравнению с тем же периодом увеличился на 26 миллионов. За счёт чего произошёл такой рост?

- В основном за счёт увеличения поставок овощей из Китая. Ещё в первом квартале 2014 года мы наблюдали прирост поставок таких товаров как томаты — на 11% к уровню первого квартала 2013 года, лук — на 16%, морковь - почти на 17%, капуста — более чем в два раза, а поставки картофеля за этот же период выросли в 6,9 раза. Это было ещё до введения санкций. Что повлияло, мы не можем сейчас сказать. В течение 9 месяцев текущего года картина по этим товарам сохранилась. Поэтому сказать, что прирост произошёл из-за санкций — я не могу. Мы видим, что происходят и другие изменения, но говорить, что это результат введения санкций пока рано.

Доля продовольственных товаров и сельхозсырья в общем объёме импорта, поступившего в Забайкалье за три квартала 2014 года, составила 53,7%, а стоимостные объёмы данных поставок (в основном фруктов и овощей) увеличились на 24% и составили 215,6 миллиона долларов США. Машины, оборудование и транспортные средства приходятся на 20,8% импорта, металлы и изделия из них — 6%.

- Если львиная доля импорта приходится на продовольственные товары, то что лежит в основе забайкальского экспорта?

- Забайкальский край экспортирует в основном сырьё: уголь, лес, руду. Могу отметить, что по объёмам поставок угля за 9 месяцев текущего года у нас наблюдается очень значительный рост — более 73% к тому же периоду прошлого года. Это произошло, в частности, за счёт начала разработки Апсатского месторождения в Каларском районе, экспорт с которого появился только в этом году. Апсатский уголь поставляется в Японию - 70 тысяч тонн, Корею - 80 тысяч и в Китай - 55 тысяч тонн. Этот уголь очень хорошего качества и его с удовольствием берут. Апсатское месторождение расположено далеко от российских потребителей, и, скорее всего, поэтому весь добываемый уголь или большая его часть идёт на экспорт.

- В статистике видны поставки угля из Забайкалья и на Украину, каковы их объёмы?

- Действительно, в первом квартале были поставки каменного угля на Украину на 2 миллиона долларов. Не думаю, что это был какой-то плановый шаг, скорее всего, разовая поставка.

- Долгое время считалось, что Забайкалье с Китаем активнее всего торгует лесом — одним из главных богатств нашего региона. Сохраняется ли эта тенденция и сегодня?

- Экспорт обработанных лесоматериалов из Забайкалья уже долгие годы остаётся примерно на одном уровне. Китайцы берут наш пиломатериал, брус, доску и здесь ожидаемого прироста мы не получили. Но при этом у нас наблюдается в 2014 году снижение поставок «кругляка» почти в 200 раз к уровню 2007 года. Если в 2007-м годовая поставка составляла около 4 миллионов кубометров, то сейчас за 9 месяцев мы видим только 21 тысячу кубометров, а до конца года примерно получится 25 тысяч. При этом крупные поставки круглого леса в КНР продолжают поступать из Иркутской области, Красноярского края, Республики Бурятия.

- С чем связано такое гигантское сокращение поставок круглого леса из Забайкалья?

- До 2007 года в Забайкалье круглый лес заготавливали варварски. Предприниматели значительную часть экспортируемого леса скупали у населения. Такие лесозаготовки нанесли немалый урон лесному хозяйству. С 2008 года это стали пресекать и постепенно довели до существующего уровня. Леса много, пилить его можно, но вот хозяйствование мы наладить не смогли. Поэтому и получается, что леса через пункт пропуска «Забайкальский» за 2013 год вывезено на экспорт более 6 миллионов кубометров, и только 285 тысяч кубометров наших - забайкальских. Остальное — из соседних регионов. То есть заготовки круглого леса они сохранили, они научились и правильно хозяйствуют.

- Но разве помимо сырья Забайкалье не поставляет в другие страны оборудование, продукты промышленного производства? Скажем, директор Дарасунского завода горного оборудования Сергей Белоногов недавно сообщил, что из-за санкций его предприятие в 2014 году потеряло 40% своих заказов, поступавших ранее с Украины.

- Говорить о производстве экспортоориентированной продукции в настоящее время сложно. В крае производится незначительное количество продукции, интересующей зарубежного потребителя. Что касается завода горного оборудования, то они, действительно, поставляли свою продукцию на Украину. Надеюсь, что в ближайшее время горное оборудование будет снова востребовано на украинских предприятиях.

К сожалению, в общем объёме экспорта у нас есть и ещё потери, но они никак не связаны с санкциями. До начала 2014 года в течение 3 лет из края шли поставки ферромолибдена в Швейцарию на сумму порядка 45 миллионов долларов ежегодно. Но Жирекенский горно-обогатительный комбинат закрылся. Это ещё одна проблема, когда правительство края не в силах повлиять на решение предпринимателя. Уточню, что эти цифры - миллионы долларов - не напрямую падают в казну края. Таможенные платежи уходят в Москву, но для нас остаются те налоги, которые платят предприятия, зарегистрированные или работающие на территории региона.

В общем объёме экспорта Забайкальского края за 9 месяцев 2014 года 61,3% составили поставки минеральных продуктов. Древесина и изделия из неё — 29,9%, продовольственные товары — 3,7%.

В ожидании монгольского мяса

- У Забайкальского края помимо Китая есть ещё один близкий сосед — Монголия. Как сегодня выстраиваются отношения с этой страной и каковы перспективы сотрудничества?

- Монголия очень интересна для Забайкалья в плане развития сотрудничества. В советское время были очень хорошие тесные связи, все монголы говорили на русском языке. Сегодня, к сожалению, эти связи в значительной степени утрачены. Монголия — не очень богатая страна, но в то же время она сейчас работает со всем миром. На её территории представлены компании США, Канады, Англии, Франции, Австралии, Южная Корея и Япония. Эти страны составляют громадную конкуренцию и нашим товарам, и нашим отношениям. Но учитывая опять же последние веяния, последний визит президента Владимира Путина в Монголию, подписанные контракты, можно сказать, что отношения налаживаются. Так, с 14 ноября открыт безвизовый режим, также подписано соглашение по поставкам в Россию монгольского мяса.

- Мяса в Монголии много, но почему мы до сих пор не видим его на прилавках забайкальских магазинов?

- Да, в Монголии сегодня насчитывается около 50 миллионов голов скота при населении в 2,5 миллиона человек. Там есть овцы, козы, верблюды, яки, коровы. Но проблема в том, что всё это у них на свободном выпасе, нет стойлового содержания, и у них слабое ветеринарное обслуживание . В этом одна из проблем поставки монгольского мяса. Но это громадный рынок, который мы надеемся скоро будет открыт и поставки мяса смогут решить вопрос платёжеспособности монгольских компаний по отношению к нашим.

- То есть мы можем рассчитывать как бы на скрытый бартер?

- Монголам интересен наш лес, им интересны наши товары, продукты питания, но при этом торговый оборот с этой страной за три квартала составил менее 3 миллионов долларов. Повторюсь, причина — слабая платёжеспособность монгольской стороны. Но если мы будем покупать у них мясо, то у них, действительно, появятся деньги, чтобы покупать наши товары.

- Какие ещё направления внешнеэкономической деятельности, на ваш взгляд, сегодня перспективны для Забайкалья?

- У нас есть большие надежды на подъём сельского хозяйства. Китайцы с удовольствием будут брать экологически чистую продукцию, производимую в этом секторе. Недавно губернатор Забайкалья Константин Ильковский был в Китае, где достигнуты договорённости о создании в Краснокаменском районе совместного сельскохозяйственного предприятия. Это очень неплохой проект, который, возможно, позволит нам провести импортозамещение некоторой части овощной продукции из Китая.

Плюс к этому мы возлагаем надежды на горнорудную промышленность. Проблема лишь в том, что разработка месторождений полезных ископаемых — это очень затратные проекты и окупаемость их относится на более дальние периоды. Ну и лес — наше богатство. Если мы будем правильно, по-хозяйски, относиться к использованию лесных ресурсов, если мы прекратим его сжигать, выкашивать и наладим частно-государственное партнёрство, будем производить посадки и уход за лесом, то это в будущем принесёт региону немалую прибыль от экспорта.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления