Бизнес Денежная западня

Денежная западня

Федерация одобрила Забайкальскому краю 5,9 миллиарда дополнительной помощи. Чтобы получить второй транш, Забайкалье должно сократить свой дефицит на 1,5 миллиарда рублей.

В общем, схема такая: федерация одобрила Забайкальскому краю 5,9 миллиарда дополнительной помощи. Первый транш в 1,5 миллиарда рублей регион получил 7 апреля. Для того, чтобы перечислить остальные деньги, без которых – обвал в выплатах тех же зарплат, Минфин России поставил условие: Забайкалье должно сократить свой дефицит на 1,5 миллиарда рублей.

В декабре, когда бюджет формировали с 5-миллиардным дефицитом, резали по живому. Теперь, по всей видимости, придётся добраться до костей.

Через «не могу»

«Представленный на рассмотрение законопроект – это, на наш взгляд, одна из самых вынужденных мер. Перед нами встал выбор: либо бюджет не сокращаем, но дальнейших вариантов его фактического исполнения мы не видим, либо всё же идём на сокращения, получаем в полном объёме федеральную помощь и работаем с федеральным центром по дальнейшему обеспечению сбалансированности бюджета. Нам кажется, что мы приняли правильный вариант, — ровно, спокойно говорит собравшимся в овальном зале краевой администрации 20 апреля министр финансов Забайкальского края Андрей Кефер. — Мы предлагаем сократить расходы бюджета на 10%, включая расходы на содержание исполнительных органов государственной власти».

Правительство региона внесло в краевой парламент не самые желанные поправки в бюджет, которые по жёсткости сопоставимы с решениями об отмене индексаций многих соцвыплат, принятыми в конце 2014 года.

Снижение собственных доходов, дороговизна и отсутствие доступа к коммерческим кредитным ресурсам и, как следствие, резко усилившийся дефицит бюджета к февралю 2015 года вылились в Забайкальском крае в задержки выплат зарплат и социальных пособий, за которыми к началу марта поднялась волна акций протеста.

Губернатор Константин Ильковский со второй половины марта начал серию встреч с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым, его заместителями Игорем Шуваловым, Ольгой Голодец, министром финансов РФ Антоном Силуановым. По итогам переговоров была достигнута договорённость о предоставлении краю бюджетного кредита на сумму 5,9 миллиарда рублей, из которых 3 миллиарда рублей должны пойти на погашение дефицита бюджета и 2,9 миллиарда рублей – на замещение коммерческих заимствований 2015 года.

Депутаты внимательно слушали министра, говорившего о том, что сохранить финансирование в полном объёме удастся лишь по нескольким направлениям. Да и те, если присмотреться, как будто балансирование на старой доске над пропастью: и доску тоньше не сделаешь, и шагать опасно – что так, что эдак может треснуть.

От сокращений решили сберечь нормативно-публичные обязательства и социальные выплаты, взносы на неработающее население, дорожный фонд, резервные фонды и резервы материально-технических ресурсов, дотации бюджетам муниципальных образований и субвенции на исполнение органами местного самоуправления госполномочий на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также расходы на обслуживание госдолга.

«Также мы предлагаем не сокращать мероприятия, реализация которых способствует устойчивому развитию экономики и социальной стабильности края, — продолжает Кефер. — Это расходы в области транспорта, развития Краснокаменска и Краснокаменского района, межтарифная разница, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, капитальные вложения, многофункциональные центры, мероприятия, связанные с ликвидацией ЧС и мероприятия в области лесных отношений».

Это заседание кардинально отличалось от тех, которые прошли в декабре не только молчанием депутатов, задавших несколько вопросов по отдельным темам, но и ощущением какой-то безвыходности. То есть номинально проголосовать против изменений в бюджет, которые урежут и без того скудное финансирование для большинства проектов края и, несомненно, не в лучшую сторону отразятся на людях, депутаты могли. Но это был какой-то выбор без выбора: если решение будет принято, денег на зарплаты бюджетникам Забайкалья хватит до середины декабря, если нет – то… Министр финансов говорил тихо, но все понимали, что за многозначительным «то» скрываются не самые радужные перспективы.

Если мы закроем глаза

«В течение короткого срока можно закрыть какое-то лечебное учреждение, образовательные учреждения сразу не закроешь, потому что нужно решить с людьми, и даже в профессиональном образовании нужно 3-4 года, чтобы люди, которые там учатся, закончили его, и после того принять решение, — слово берёт министр образования, науки и молодёжной политики края Анатолий Чумилин. – Да, у нас действительно много площадей, от которых можно отказаться. Но те 10%, о которых идёт речь, для образования будут действительно серьёзными. Не забывайте, что это наши дети, которые находятся и в учебных заведениях, и в общежитиях».

Министр говорит спокойно, смотрит, в основном, на Андрея Кефера, который подобный поворот, как кажется, воспринимает без лишних эмоций.

«Нам надо более 17 миллионов рублей, только чтобы создать безопасные условия проживания школьников и студентов. То, что есть, нам хватит только на 9 месяцев, и резкие оптимизационные мероприятия провести… ну, образование – не та сфера, где можно ненужный автомобиль в утиль сдать, мгновенно мы её не прикроем. Здесь нужно быть очень осторожным», — Чумилин, кажется, выделяет каждое слово. – Мы сейчас по учебникам практически не в состоянии платить, мы больных детей из коррекционных школ не можем доставить, у нас бензина нет. У нас денег на связь нет».

Как министр министра – просил рассмотреть всё внимательно, особенно в отношении образования детально продумать каждый шаг: «У нас не всё благоприятно. Это не одного дня проблема. Она накапливалась годами. Если мы сейчас закроем глаза, мы можем иметь более серьёзные трагедии. Другого выхода нет».

Кефер вздыхает.

В конце встречи слово берёт Светлана Доробалюк, руководитель краевой контрольно-счётной палаты: «У предложения правительства есть и плюсы, и минусы…». Она говорит о том, что край вынужден согласиться с условиями федерации, и предложение правительства края по сокращению расходов – самый оптимальный вариант, но… Такие резкие перемены в середине финансового года вряд ли пройдут безболезненно.

К этому моменту всё становится предельно ясно: депутаты изменения примут, у них просто нет другого выхода. Единственным штрихом к общей картине апокалипсиса в крае становится прогноз по сбору налогов. Оговариваясь, что делать выводы пока ещё рано, в зале озвучивается, что недобор по ним за год может составить 3,2 миллиарда рублей, которые автоматически приплюсуются к официальному дефициту и станут стартовой площадкой финансововой обеспеченности на 2016 год. Фактически все более-менее значимые финансовые потоки в регионе переводятся в режим ручного управления с минимальной возможностью для маневрирования. Грести всем пассажирам этой лодки придётся упорно, только вот конечный пункт прибытия остаётся даже не в тумане – за глухой стеной.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления