Бизнес «Читаэнерго» против Забайкалья. Счёт: 1,6 миллиарда — ноль

«Читаэнерго» против Забайкалья. Счёт: 1,6 миллиарда — ноль

Дефицит бюджета достиг 4 миллиардов, но 1,6 миллиарда рублей отступных после суда с «Читаэнерго» в него не включены.

«Уже формируя бюджет на 2015 год, мы понимали, что придётся работать при дефиците 3 миллиарда рублей», — сказал 8 июня министр финансов Кефер, перед тем как предложить депутатам заксобрания увеличить дефицит до 4 миллиардов. Но в 2014-м, подписывая мировое соглашение по далеко не проигрышному делу против «Читаэнерго», правительство Забайкалья будто не понимало величины уступаемых 1,6 миллиарда рублей.

История заварилась в далёком 2006 году, когда электросети разделили между федеральными и региональными компаниями. В Забайкалье магистральные сети вдоль железной дороги отошли Федеральной сетевой компаниии (ФСК), а распределительные — межрегиональной сетевой компании (МРСК) Сибири. «Читаэнерго» — дочернее предприятие МРСК — разом лишилось почти половины дохода, который поступал от главного потребителя — ОАО «РЖД». Энергетики потребовали от Региональной службы по тарифам (РСТ) повысить плату за электричество для населения в 1,5-2 раза, чтобы восполнить убытки, но им отказали.

Экс-замдиректора «Читаэнерго» и член краевой Общественной палаты Анатолий Старостин, который в 2006 году работал над договором «последней мили», рассказал об обстоятельствах возникновения спора между компанией и краевыми властями. «Большая часть прибыли «Читаэнерго» — 45-50% — приходилась на магистральные сети. А это что — провод на 220 киловольт вдоль железной дороги, он более надёжен, там редко увидишь электромонтёра. Это не те провода на деревяшках, которые вечно падают где-нибудь в Алек-Заводе и требуют ремонта. Распределительных сетей в Забайкалье около 30 тысяч километров, поэтому расходы «Читаэнерго» снизились незначительно, а доходы почти наполовину», — отметил Старостин.

Вместо повышения тарифов власти Читинской области и РСТ подписали соглашение с компанией «Энергопромсбыт», которая должна была возмещать «Читаэнерго» часть убытков от потери магистральных сетей. Через несколько месяцев деньги перестали поступать, и «Читаэнерго» вновь потребовала поднять плату за электричество.

Похожая проблема сложилась во многих регионах России, поэтому федеральное правительство разработало договоры «последней мили» — временную меру на период формирования новой системы тарифообразования. По этому договору региональные сетевые компании получали в аренду небольшие участки высоковольтных магистральных линий и могли отчасти восполнить утраченные доходы. В 2010 году федеральное правительство отменило «последнюю милю», «Читаэнерго» в третий раз потребовала поднять тарифы для населения, РСТ снова отказала.

Тариф, установленный на 2011 год был занижен — недействительным его признал суд после иска МРСК. В приказе РСТ, принятом в конце 2010-го, уровни напряжения односоставного тарифа были ниже предельного минимума, принятого федеральными властями. Требование энергетиков взыскать с РСТ понесённые убытки суд не удовлетворил. Из-за того, что Региональная служба по тарифам — лишь контролирующая организация и не имеет собственных средств, МРСК Сибири подала иск против министерства финансов Забайкальского края, потребовав взыскать из казны 743 миллиона рублей.

После лишения межрегиональных сетевых компаний прибыли от транспортировки энергии по магистральным сетям, Правительство РФ установило максимальную планку — 15% — до которой могли подняться тарифы. Но МРСК Сибири, по мнению судей, рассчитала убытки по тарифу, на 32,6% превышающему установленный РСТ до отмены «последней мили». Арбитражный суд согласился с тем, что тариф действительно был занижен, но и сумму убытков МРСК пересчитал. Она сократилась почти вдвое — до 372,5 миллиона рублей.

Дальше в решении суда первой инстанции следовало остросюжетное заключение. Он пришёл к выводу, что доходы по тарифу, установленному энергетикам на 2012 год, за вычетом расходов на оплату услуг Федеральной сетевой компании, которых не стало после отмены «последней мили», с лихвой покрывали потери «Читаэнерго». Фактически в мае 2012-го арбитражный суд доказал, что, если дочернее предприятие МРСК Сибири и понесла убытки, то служба по тарифам или правительство Забайкалья за это не ответственны. Энергетики не согласились с решением и через месяц подали апелляцию, но Четвёртый арбитражный суд оставил решение в силе.

МРСК Сибири не остановилась и пошла в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Иркутские судьи встали на сторону энергетиков. Они не приняли доводы читинских коллег, указав, что убытки МРСК от действий РСТ вполне реальны, и отменили решения нижестоящих судов, отправив дело на пересмотр. Его попытался обжаловать уже краевой минфин, но Верховный Суд РФ, в который обратились чиновники, согласился с решением пересмотреть доказательства сторон.

Между декабрём 2012-го и февралём 2014-го дело без особой цели болталось в Арбитражном суде Забайкалья. Больше всего в его истории — определений суда о прекращении, возобновлении дела, переносе заседаний. Но нет судебных решений, устанавливающих вину забайкальского правительства в убытках энергетической компании.

Переломный момент наступил между ничем не примечательными определениями арбитражного суда о переносе слушаний от 3 и 27 февраля 2014 года. Первое не выделяется среди десятка себе подобных: доказательства решено пересмотреть, МРСК Сибири требует от края 724 миллиона рублей, стороны согласны перенести заседание ещё на три недели. Следующее судебное определение похоже на предыдущие, за исключением одного — энергетики увеличили сумму исковых требований до 1,6 миллиарда и предложили пойти на мировую. Невероятно здесь то, что ответчик — минфин Забайкалья — согласился обсудить мировое соглашение.

«Заявленные в расчёте за 2013 год суммы ничем не были подтверждены — независимую оценку им не давали. «Читаэнерго» было близко к тому, чтобы решить дело в свою пользу, но де-факто суд этого не признавал. То есть решения, что РСТ и вместе с ней край виноваты и обязаны убытки возместить, не было. В итоге, стороны пришли к мировому на те же 1,6 миллиарда. Почему бы не посудиться, не провести экспертизы, чтобы узнать, сколько должны на самом деле, потому что какие-то выпадающие убытки у «Читаэнерго» всё-таки были», — считает бывший энергетик Старостин.

Вице-премьер забайкальского правительства Алексей Шеметов в мае 2014 года представил законодательному собранию проект мирового соглашения с МРСК. Правительство собиралось принять в собственность распределительные сети Читы и бесхозные сети всех муниципалитетов, а затем продать их за 1,6 миллиарда рублей МРСК Сибири. Вероятно, так краевые власти собирались разом и покрыть долг, и решить проблему с бесхозными сетями. Депутаты гордумы Читы не пошли навстречу краю и в декабре 2014-го постановили оставить городские сети в муниципальной собственности.

Министр финансов Забайкальского Андрей Кефер на июньских совещаниях о поправках в бюджет 2015 года был мрачен — дефицит снова приходилось поднимать, госдолг региона увеличивался, федерация всё хуже шла на уступки. Чтобы снизить долговое бремя региона, краевой минфин предложил распродать неиспользуемые краем активы стоимостью около 585 миллионов рублей. Доходы от возможной продажи читинских сетей туда включены не были, расходы на погашение долга по мировому с МРСК тоже. На вопрос о том, как минфин допустил подписание мирового соглашения, и как край собирается до декабря расплатиться с МРСК министр ответил с грустной улыбкой: «Знаете, по этому поводу поговорите всё-таки с Алексеем Иннокентьевичем (Шеметовым — ред.), он профессиональный энергетик, поэтому его взгляд на вещи определяющий. Будет поручение зампреда обжаловать мировое — обжалуем», — заявил министр финансов. Но комментарий вице-премьера получить не удалось.

В высших эшелонах забайкальской власти профессиональным энергетиком является не только Алексей Шеметов. Губернатор Константин Ильковский возглавлял «Якутскэнерго».

Дедлайн по погашению долга перед «Читаэнерго» наступит меньше чем через полгода, и в текущих реалиях видится только два исхода. Первый — бывшие энергетики за закрытыми дверями непонятно как, но решат разногласия с нынешними. Второй — край не погасит долг вовремя и получит неустойку поверх и так неподъёмных 1,6 миллиарда рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления