СЕЙЧАС +23°С

НДС могут повысить с 18 до 20%. Что это значит?

Что вы будете постоянно платить за свою счастливую старость чуть больше, чем раньше.

Правительство России может повысить налог на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 18% до 20%. Об этом «Ведомостям» рассказали сразу три федеральных чиновника, материал вышел на сайте издания 27 мая.

Серьёзные деньги правительству нужны на выполнение нового майского указа Владимира Путина, который был подписан сразу после четвёртой инаугурации президента. Он называется «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и предписывает повысить среднюю продолжительность жизни до 78 лет, вдвое снизить уровень бедности, улучшать жилищные условия не менее 5 миллионов семей ежегодно, ускорить технологическое развитие страны, улучшить качество образования, ликвидировать дефицит кадров в здравоохранении и обеспечить вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира (такое намерение Путин постоянно озвучивает с 2007 года).

«Ведомости» отмечают, что на выполнение поставленных президентом задач нужно 8 триллионов рублей. Половину от этой суммы, скорее всего, возьмут с населения страны, и повышение НДС – не худший вариант дополнительной налоговой нагрузки.

До этого в правительстве обсуждали повышение НДФЛ с нынешних 13% до 15%, но в середине мая исполняющий обязанности министра финансов страны Антон Силуанов заявил, что такой вариант не рассматривается. Через неделю Силуанов сообщил, что налоги до 2024 года повышаться не будут, но произойдёт некая настройка налоговой системы.

За счёт повышения НДС правительство может получить около 2 триллионов рублей из необходимых восьми. Ещё 2 триллиона может дать уже анонсированное повышение пенсионного возраста с 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин до 60-63 и 65 лет соответственно. Точная логика повышения пенсионного возраста и конкретный пенсионный возраст пока неизвестны. В правительстве страны спорят о том, до какого предела нужно повышать пенсионный возраст у женщин (в Минфине считают, что женщинам надо уходить на пенсию в 63 года, в Минтруда - в 60 лет, но везде солидарны с тем, что мужчины на пенсию будут уходить в 65 лет), и как быстро нужно это делать (в Минфине полагают, что надо увеличивать на год каждые полгода, в Минтруде - на год каждый год, но в любом случае изменение срока выхода на пенсию начнётся уже в 2019 году).

Основная проблема, которую решит повышение пенсионного возраста - соотношение тех, кто платит страховые взносы сейчас, и тех, кто уже получает пенсию. Сейчас разрыв растёт из-за сокращения трудоспособного населения. Увеличение пенсионного возраста позволит сократить перечисления в дефицитный пенсионный фонд из федерального бюджета (фонд финансируется за счёт этих перечислений примерно на 40%) примерно на искомые 2 триллиона рублей.

Оставшиеся 4 триллиона рублей государство в основном займёт, эти меры уже объявлены. Три триллиона правительство получит, выпустив на эту сумму облигации федерального займа (ОФЗ), ещё триллион - от налоговых реформ в нефтяной отрасли: снижения или обнуления экспортных пошлин и соразмерного увеличения налога на добычу полезных ископаемых.

Смысл налога на добавленную стоимость заложен в названии НДС – государство в ходе производства конечного товара, работы или услуги, забирает часть произведённой добавленной стоимости. Потребитель оплачивает конечный товар или услугу уже с включённым в цену НДС, но государство получает его частями с каждого производителя, который добавляет к стоимости сырья или услуг свою стоимость. Очень условно, завод по производству табуреток оплачивает НДС со стоимости, добавленной к стоимости досок, который завод купил, например, у пилорамы. Если доски стоили 100 рублей, а табуретку завод отпускает по 400 рублей, то 18% производитель заплатит с 300 рублей – разницы между ценой реализации готовой продукции и ценой сырья для завода. НДС платят на каждом звене цепочки по производству конечной продукции.

Особенность НДС в том, что его опосредованно платят именно конечные потребители. Условно, с 400 рублей, полученных за табуретки, покупатель отдаёт продавцу 72 рубля НДС. При этом продавец табуреток при расчёте с бюджетом имеет право вычесть из 72 рублей, переданных ему покупателем, НДС, который он уже как покупатель оплатил поставщику своего сырья (в данном случае досок), и так по всей цепочке. Таким образом система взимания НДС исключает многократное взимание налога с одной и той же стоимости и минимизирует риски уклонения от уплаты НДС производителями – если налог не заплатит производитель досок, его заплатит производитель табуреток.

До сих пор в России НДС составлял 18%, есть льготные категории со ставкой 10% (продовольственные товары за исключением деликатесов, товары для детей, книги, учебники и лекарства; фактически государство недополучает с этой категории товаров около 550 миллиардов рублей в год) и товары, не облагаемые НДС (в основном это экспорт). Ставка в 18% действует с 2004 года.

С учётом того, что НДС не взимается с экспортируемых товаров, меньше всего пострадают экспортёры сырья, в российских реалиях – в основном нефти и газа, а больше всего – обрабатывающие производства, работающие на внутренний рынок. Повышение ставки НДС почти автоматически будет переложено производителями на потребителей в цене готовой продукции. При этом производители могут повышать цены даже заранее, готовясь к повышению налоговой нагрузки.

Условно говоря, за увеличение продолжительности жизни, улучшение качества образования и реализацию прочих благих намерений федеральной власти заплатят в основном потребители товаров и услуг через рост налоговой нагрузки, все работающие граждане увеличением срока жизни, отданного на работу и уплату налогов, и сокращением жизни, проведённой на пенсии, а также производители товаров и услуг, которые будут стремиться переложить дополнительную нагрузку на всё тех же граждан.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter