Китайская компания «Лунэн», которая с 2005 года владеет лицензий на разработку Берёзовского месторождения в Нерчинско-Заводском районе Забайкальского края, заявила, что в марте начнёт проектировать ГОК. В это не верит ни администрация района, ни краевое министерство природных ресурсов. «Лунэн» уже почти 15 лет кормит регион несбыточными обещаниями, декларируя светлое будущее Нерчинско-Заводского района, строительство комбината, рабочие места, современную инфраструктуру. Китайские инвесторы пережили уже трёх губернаторов Забайкалья. Уходить из региона они, по всей видимости, не планируют. Ведь, несмотря на множество нарушений соглашения, у них не отзывают лицензию. Других желающих связать себя узами с Берёзовским пока нет.
Березовское месторождение находится в Нерчинско-Заводском районе Забайкальского края, в 20 километрах к юго-западу от села Олочи (в селе расположен российско-китайский пункт пропуска Олочи — Шивэй, для работы которого построен трансграничный мост через реку Аргунь) и в 90 километрах к северо-востоку от станции Приаргунск Забайкальской железной дороги. Запасы железных руд утверждены госкомиссией в 1960 году и составляют 200 миллионов тонн руды. По предварительным расчётам, до 71% запасов руд могут отрабатываться открытым способом. Содержание железа в рудах колеблется от 21 до 55%.
«Лунэн» обязалась к 2011 году завершить геологоразведочные работы на Берёзовском месторождении и приступить к строительству инфраструктуры – дорог, линий электропередач, временных и подсобных помещений. Компания планировала защитить технический проект освоения месторождения в течение 2 лет, а затем приступить к строительству ГОКа. Предполагалось, что к середине 2009 года на месторождении должно начать работу предприятие мощностью 5 миллионов тонн руды в год.
Вся эта 15-летняя история взаимоотношений «Лунэн» и Забайкалья начиналась со взаимной симпатии. Тогда ещё губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин рассказывал, как здорово, что китайские инвесторы зашли в регион, что это может побудить других зарубежных инвесторов работать в Забайкалье. А это и рабочие места, и дополнительная инфраструктура, и рост промышленности и экономики. Экс-вице-премьер краевого правительства Евгений Вишняков вообще представлял радужной жизнь Нерчинско-Заводского района, который, благодаря «Лунэн», перестанет быть дотационным. Про Берёзовское месторождение говорили в связке с прилагательными — суперсовременное, инновационное. Сейчас можно добавить другое — иллюзорное. Но тогда, скорее всего, действительно верили в эту сказку.
«Это проект по производству около миллиона тонн железа в год. Налоговые поступления от разработки Берёзовского месторождения будут составлять примерно третью часть от проекта освоения Быстринского и Бугдаинского. Это только мои прикидки, но о том, что Нерчинско-Заводский район перестанет быть дотационным, можно говорить уверенно», — утверждал Евгений Вишняков.
Первый тревожный звонок, что с Берёзовским что-то не так, появился в 2011 году. Тогда экс-министр промышленности и энергетики края Олег Поляков заявил, что компании «Лунэн» грозит отзыв лицензии за нарушение сроков. Но тогда Поляков сразу уточнил, что скорее всего «Лунэн» повторно выиграет конкурс на разработку месторождения.
Гениатулин в конце 2011 года действовал дипломатично. Он предложил китайской стороне активизировать работу по освоению месторождения железных руд, сделав акцент на российских специалистах.
«Руды там более 200 миллионов тонн, и её нужно перерабатывать и плавить на нашей стороне. Я говорил не раз: наймите на работу российских специалистов – геологов, маркшейдеров, энергетиков – и проект пойдёт намного быстрее. Они лучше знают наше законодательство, технические требования, качественно выполняют свою работу», — говорил первый губернатор Забайкалья.
Но «Лунэн» к советам губернаторов особо не прислушивалась. В 2012 году компания бесплатно отремонтировала две дороги в Нерчинско-Заводском районе. Это была часть соглашения о социально-экономическом партнёрстве. Но тогда, это смотрелось подачкой. В 2013 году китайцы заявили, что построят на месторождении ГОК.
Когда губернаторствовал Константин Ильковский, он предлагал протянуть из Краснокаменска к Берёзовскому ЛЭП. Но Ильковский много чего предлагал, обещал, планировал. Никакой ЛЭП там не провели.
Экс-глава Нерчинско-Заводского района Андрей Сарафанников бил тревогу. Он неоднократно требовал отозвать у «Лунэн» лицензию. Причины были очевидными: на восемь лет сорваны сроки начала строительства горнодобывающего предприятия, не обеспечен выход на проектную производительность с ежегодной добычей и переработкой 5 миллионов тонн руды. Это, кстати, планировалось к 2010 году.
«Железную руду на месторождении добывают открытым способом и вывозят в Китай. Через таможенный пункт пропуска «Олочи – Шивэй» ежедневно проходит 30–40 автомашин средней грузоподъёмности. Этим занимается китайская транспортная компания, не зарегистрированная на территории Нерчинско-Заводского района. И хотя за рулём сидят российские граждане, с которыми заключены договоры, но зарплату им выдают на сопредельной территории, а налоги в российские бюджеты различных уровней китайская подрядная организация не оплачивает», — говорил Сарафанников.
После этого компания притаилась и приостановила свою работу. Но это не помешало «Лунэн» в 2017 году сохранить лицензию.
«В очереди на это месторождение никого нет. Руды окисленные, содержание железа в них не металлургических масштабов. Тем более, что в лицензионное соглашение были внесены изменения, компания снизила план по добыче с 5 миллионов до 1 миллиона тонн в год», — объяснял факт продления лицензии сотрудник минприроды Забайкалья Алексей Захаров.
Ещё через год «Лунэн» заявила, что всё-таки горно-обогатительному комбинату на Берёзовском месторождении быть, и проектные работы начнутся в марте.
Не верю
В администрации района новость о проектировании ГОКа восприняли без особой надежды. Они привыкли к обещаниям китайских инвесторов.
«Это пока, действительно, только слова. В 2018 году на Берёзовском месторождении компания «Лунэн» почти не работала. Она была на консервации. В октябре они начали работу, отработали два месяца. Пока всё. Как они нас информировали, работа будет возобновлена. По поводу же ГОКа мы ничего не знаем. Тишина. Глава района планирует встретиться с начальством этого месторождения для переговоров. Это компания китайская, здесь они постоянно не находятся. Приезжают только. Когда будет руководство, наш глава планирует провести переговоры, чтобы знать какие-то их дальнейшие планы», — сообщил начальник комитета экономики района.
В краевом министерстве природных ресурсов тоже никаких иллюзий по поводу заявлений китайцев не питают.
«Пока там ничего не движется. Они там что-то пытаются. То ли собственника нового сюда, то ли ещё что-то. На сегодняшний день там ничего нет. Почему не отбираем лицензию? А кому нужно это месторождение? Никому. Оно не востребовано. Там очень низкое содержание железа. Они его потихоньку возят в Китай. Наши заводы эту руду не берут. Китайская сторона всё ищет как её обогащать. Есть у них планы начать строительство, но как оно будет выглядеть, пока трудно сказать», — сообщил представитель управления по недропользованию краевого министерства природы.
По его словам, лицензию компании выдавало федеральное агентство по недропользованию. В его полномочия и входит отзыв лицензий.
«Трудно сказать, есть ли смысл там строить ГОК. У нас руда, которая в производство идёт, в основном с 60% содержанием железа. Там же - 30–40% содержание. Если только на дополнительное обогащение руду возить на металлургический завод. Там у них ещё какие-то с собственником проблемы. Трудно понять, чем всё кончится. Нужно у федералов узнавать, переоформят им лицензию или нет. Пока непонятно. Конечно, они лицензионные соглашения нарушают. Они там ничего не строят», — уточнили в минприроды.
По словам представителя отдела по недропользованию, китайцы изначально знали, что руда Берёзовского месторождения окисленная, обогащение сложное. Но это их не пугало. Они заявляли о том, что разработают технологию переработки такой руды.
«Сейчас вот такая вялотекущая ситуация», — добавили в минприроды.
Вялотекущая она уже давно — больше 10 лет.
Источники в горно-рудной отрасли региона сообщили корреспонденту ИА «Чита.Ру», что также не верят и не видят вариантов строительства ГОКа на месторождении Берёзовском.
«Китайцы ничего глобального там строить не будут: они вообще на чужой территории почти никогда ничего не строят. Лицензия у них уже почти 15 лет, но по факту они просто возят грузовиками руду через пункт пропуска «Олочи — Шивэй» в Китай, где её обогащают. Фактически так они отбивают затраты, понесённые на месторождении», — уточнил собеседник агентства.
По его словам, на месторождении есть две горы — Ягодная и Ольховая, в которых содержание железа достигает 56%.
«Как-то они договорились в Роснедрах в Москве и стали на пробу возить руду в Китай, так и возят», — добавил источник в горно-рудной отрасли региона.
Другой источник считает, что Берёзовское с «Лунэн» — это чёрный ящик, который хранится где-то между краевым минприроды и «Читагеологоразведкой», и не исключает, что бесконечное продление лицензии — корыстные денежные интересы.
«С одной стороны, планы работ в рамках лицензии должны согласовываться с администрацией. Какие были основания по сохранению у них лицензии? Что они пообещали местным властям? Что предприняли, чтобы им подписали бумаги «поддержки»? Я не знаю, но сомневаюсь, что нынешние чиновники администрации профессионалы в горном бизнесе, поэтому не исключено, что какие-то вопросы могут решаться за деньги. С другой стороны, Читагеолком мониторит ситуацию с разведкой запасов. За столь продолжительный период времени китайцы должны были Берёзовское доразведать вручную, с лопатами, и оценить, где выгоднее начинать копать железо», — говорит он.
Возможно, «Лунэн» до сих пор работает в Забайкалье, нарушая лицензионные соглашения, только потому, что это кому-то нужно, вернее, выгодно. Другой вопрос — почему сама компания «Лунэн» не отступила. Понятно, что основная загвоздка в технологии переработки сложной руды. Специалисты говорят, что единой технологии нет, и китайцы ранее представляли проекты дробления и первичной переработки руды, но не могли представить технологию полной переработки. Возможно, сейчас, заявляя о проектировании ГОКа, они разработали эту технологию, и действительно работы пойдут. Но пока ни администрация района, ни профильное министерство, ни специалисты горно-рудной отрасли региона ничего об этом не знают. Кажется, что слова о проектировании ГОКа — это очередная попытка удержать лицензию. Поэтому очередной виток в истории Берёзовского месторождения и развития Нерчинско-Заводского района видится растворяющимся и исчезающим в небе следом от самолёта. А союз Забайкалья с «Лунэном» - вымученным и непродуктивным.