С Алиной Ивановой мы познакомились в 2008 году, когда она защищала в суде право организовать в Чите первый частный детский сад. Мест в городские катастрофически не хватало, но против Ивановой судился городской комитет образования. В октябре 2017 года она вместе с подругой детства открыла новый мебельный салон, ровно через год — свой собственный, а осенью 2019 года — кафе. За это время в семье Алины родились третий и четвёртый дети, а сама она успела поработать в молодёжном центре «Искра» и немного — таксистом.
При чём здесь такси?
- В очередном декретном отпуске, ещё работая в молодёжном центре, я попробовала себя в роли таксиста: просто решила развеяться - это был интересный опыт.
- К тому моменту у тебя было трое детей, свой детсад и ты решила...
- Да, ожидая четвёртого ребёнка, я решила потаксовать. Это было забавно. Существует стереотип, что в такси идут люди, которые не могут найти работу, то есть это какой-то крайний вариант. Но я поняла, что работа таксиста тоже очень интересная.
Сфера оказания услуг многогранна и ответственна. Во время поездки обычно завязывается разговор, решается очень много вопросов. Может быть, здесь помогло профессиональное образование психолога. В пути мы умудрялись решать и множество психологических неурядиц.
Меня, конечно, неоднократно уличали, говорили, что я на таксиста не очень похожа. Работала я недолго, в своё удовольствие, поняла, что в сфере такси нужны люди образованные, вежливые. Многое зависит от своего внутреннего благополучия. Только в таком состоянии нужно выходить на работу в принципе, а в такси и подавно.
- Внутреннее состояние должно быть каким?
- Спокойным. Должна быть любовь к миру, доверие, доброта и отсутствие тревожности, конфликтности, нестабильности. В таком гармоничном состоянии в такси работать замечательно, клиенты откликаются.
Открытием для меня было то, что люди, заказывая машину, акцентируют внимание на том, чтобы водителем была женщина. Родители, везущие малышей в поликлинику, например. Для них очень важно, чтобы везли аккуратно, чтобы водитель не ругался матом, не грубил, чтобы салон не был прокуренным. Да, сфера пассажироперевозок у нас подхрамывает в какой-то степени. И именно поэтому - добро пожаловать в такси людям благополучным, успешным, желающим сменить обстановку, ведь продуктивный отдых – это смена вида деятельности.
Месяц отпуска я провела с пользой - наобщалась с большим количеством интересных людей, назнакомилась и вернулась к своей любимой должности заместителя директора молодёжного центра, а чуть позже благополучно ушла в очередной декретный отпуск (смеётся).
— В декретных ты вообще сидела по-человечески, не работая?
- Не знаю, у всех ведь разное понимание «по-человечески». Я из тех, кто понимает, что спокойная беременность ведёт к спокойному рождению и потом к благополучному спокойному ребёнку.
Старшие пошли в школу, а у тебя есть два спокойных часа ещё поспать с малышкой. Просто нужно подстроиться под режим нового члена семьи, и всё.
— А сколько у тебя на это было по времени?
- Я не могу сказать, что я прям сидела и сидела. Конечно, мы также, как со вторым или третьим детьми, брали слинг и бежали делать дела вместе. Ребёнок всегда был со мной, это не мешало ходить на какие-либо мероприятия.
Иногда такие встречи проходят и с двумя, и с тремя детьми, кто-то приезжает к нам с детьми, мы решаем рабочие вопросы: дети играют, мужья общаются, а мы с листами бумаги придумываем, пишем, строчим, конструируем, проектируем. Почему бы нет? Одно другому не мешает.
Поэтому формат декретного отпуска, когда одна в четырёх стенах с ребёнком - это не моё. У нас в декретном отпуске участвуют все друзья – в моём окружении все с любовью и нежностью относятся к детям. Это как раз то самое убеждение, что чужих детей не бывает. В ситуации, когда мне нужно провести, например, занятие, сразу находятся желающие погулять с малышом, и я спокойно пару часов работаю с группой. Проблемы с тем, что родился ребёнок, и мир рухнул, а я оказалась изолированной от общества и у меня информационная депривация - не было. Вообще не понимаю, как можно от ребёнка устать. Дела делаются, а тут ещё такое счастье рядом.
- От количества детей зависит нагрузка на родителей, на маму?
— Я думаю, она уменьшается. Старшая дочь очень ждала сестрёнку. Это она её назвала Светланой. Фактически она её на руках из роддома и вынесла. Ей можно смело доверить ребёнка. Тане в момент рождения было 9 лет, старшему брату – 13, практически взрослый молодой человек, который также относится к младшему с заботой и повышенным вниманием.
Ещё один брат младше Татьяны на 6 лет, и он тоже уже мог самостоятельно поиграть, например. За младшую теперь идёт борьба, кто с ней поиграет, это чудо кочует с рук на руки, нам и коляска не нужна была.
На одной из полочек в мебельном салоне Алины, где мы разговариваем, лежит нарезанная упаковка с пузырьками. Рядом - табличка про то, что «пупырки» можно полопать в своё удовольствие.
- Кто это придумал? Кто решил побаловать замученных работой и походами по магазинам покупателей?
- Это наша гениальная Кристина (сотрудница салона — Ю.С.), которая ещё и женскую корзиночку придумала, сейчас унесла домой декорировать. У неё всегда очень много идей. Как бы было не смешно, мы эти запасы пакетиков с пузырьками регулярно пополняем, пользуется спросом. Возьми!
Кристина у нас следит за всякими лайфхаками. Та же женская коробочка появилась у нас, потому что ситуации бывают разные. В ней можно найти лекарства от головной боли, ватные диски и палочки. Тут чего только нет вплоть до предметов личной гигиены и туалетной бумаги.
Я однажды столкнулась с такой ситуацией. Заходит к нам сотрудник торгового центра, я вижу, что у него ситуация ой-ёй-ёй какая серьёзная, от скорой он отказывается. Под руками не было ничего. Пришлось вспомнить древние китайские способы первой помощи, но даже простой иголки и спиртовых салфеток не оказалось!
Побежала в ателье. И пришла идея про то, что надо какую-то коробочку иметь, потому что произойти может всё, что угодно в любой момент.
Ещё мы часто участвуем в различных акциях, собираем подарки под ёлку или к школе, являемся точкой сбора благотворительной организации.
— У тебя был детский сад, потом такси, потом декрет. Что дальше?
— Подружка из детства, также сидя в декрете, поняла, что что-то засиделись. Решили совместно открыть что-то, приносящее доход, потому что детский сад — это всё-таки что-то для души и больше социальный проект.
«Рабочие отношения строю на честности»
— Мебель — это такой товар, который, если бы не получилось, мы бы собрали и выставили на «Авито», например. С подругой решили, что это беспроигрышный вариант и что «давай попробуем». Собственно, попробовали, всё пошло хорошо, по нарастающей. А потом, собственно, всё пришло к логическому завершению — с друзьями бизнес не строится. Не очень хороший опыт, но это опыт.
Сферу деятельности я решила не менять: клиентская база наработана, сотрудничество с поставщиками налажено, все линии выстроены. Зачем изобретать велосипед? Мы с командой спустились этажом ниже. Очередной кредит плюс поддержка друзей — получился салон мебели «АренамебелЬ — третий угол», посмеялись, что мы стали ближе к народу, и работаем дальше.
— Как ты набирала команду?
— Это близкие по духу люди, которые мыслят в том же направлении, что и я, у которых голова полна идей. Нам комфортно друг с другом. Мы выстраиваем рабочие отношения: на честности, доверии. На работу приятно приходить, получать удовольствие и от работы, и от общения с клиентами и покупателями, друг с другом, с соседями.
Наверное, все мои проекты так и развиваются: появляется идея, и притягиваются люди, которым интересна задумка.
В салоне всё сошлось красиво: когда-то мы познакомились с удивительным доставщиком, который теперь надёжный друг и незаменимый коллега, продавцы-консультанты — об их творческом подходе мы уже поговорили, моя напарница – волшебница и передвижница, и уникальный помогатор во всех идеях — мой супруг.
Также мы хорошо общаемся с поставщиками. Несмотря на то, что не видим друг друга, чётко ощущается нить понимания и отзывчивости.
Для меня очень важно, чтобы не было текучки. Когда коллега уезжает, конечно мы радуемся, понимаем, что у него положительные перемены в жизни, но где-то скрежещет. Грустим.
У нас у каждого своё место. Мы — это такой большой пазл, каждый любим по-своему, каждый дорог по-своему, каждый находится в нужном месте и в нужное время.
Помимо рабочего коллектива, у нас есть и друзья-спутники. Например, у нас есть Светлана, которая занимается декором. В нашем салоне она создаёт атмосферу уюта и комфорта: пледы, диванные подушечки – масса идей для подарков и интерьера, такая же взбалмошная, как я: «А сюда часики! А сюда — цветы!». Когда она приходит – ощущение солнышка в пасмурный день.
— Как ты их находишь?
— Не знаю! Я уверена, что люди одного поля притягиваются, рано или поздно всё равно их пути пересекаются. Даже когда мы знакомимся с кем-то, оказывается, что у нас много общих друзей, и удивляемся — как это мы раньше не встречались.
Недавно нас пригласили на посвящение первокурсников в Забайкальский институт железнодорожного транспорта спонсорами. Разговариваем с девочкой по телефону, а она потом говорит: «Вы в «Парусе» в 2015 году не работали?» Оп! Вот он, привет из прошлого. Она работала у нас в трудовом отряде, узнала по голосу. Теперь в студактиве. Через 4 года мы друг друга нашли. Так бывает.
Семья — самый главный проект
— Ты не чувствуешь, что отошла от студенчества, от школьников, от работы с ними?
— Нет, как раз потому, что сын уже студент, а дочь подросток, даже если бы было желание отойти от работы с молодёжью – это невозможно.
Наш детсад как проект – да, уже отошёл на второй план, из садика мы выросли. Сейчас я его передала воспитателю и в его жизни уже практически не участвую. Прибегаю в гости, но непосредственное руководство уже на ней.
Мысль о закрытии садика пришла в прошлом году. Видимо, пришло время с ним прощаться, потребности как таковой нет, ребятишки выросли, а ответственность большая. С грустью думала о предстоящем расставании. И вот вновь, как по волшебству, появилась Оля, которая сказала, что ей интересна работа и интересно попробовать себя в качестве руководителя. Опять звёзды сошлись. Я не знаю, Юль, как это происходит. Наверное, вселенная откликается.
— Как считаешь, какой твой проект самый успешный?
— Это семья.
— Проект?
— Как ни крути, получается, что да. Задумка изначально была, что у нас будет много детей. Нам виделось минимум пятеро. Но в любом проекте бывают какие-то корректировки.
Но, может быть... Школу приёмных родителей мы прошли. Танюша очень хочет двух сестрёнок — близняшек. Почему бы нет?
— Допускаешь, что можете взять и воспитывать чужого ребёнка?
— Я спокойно допускаю, опыт работы с детишками-отказниками и детьми в детском доме есть. Да, для меня не будет проблемой взять детей к себе. Я смогу создать условия другие, нежели те, которые в детдоме. Думаю, я смогу вырастить успешных людей, которые смогут пойти по жизни уверенно.
— Говоришь, опыт есть. Как долго ты с этими детьми проработала?
— Опыт получила, обучаясь с этими детьми в одном классе, он у нас был смиксован с ребятами из детского дома. Дружили, проблем не было. Конечно, по-честному, стартовые площадки у этих детей и у нас были разные. Из восьми ребят на свободе один, он – единственный, кто получил образование, женился.
Сразу после окончания школы я начала работать в школе. Года через четыре после этого мне дали классное руководство в любимом 9-м «в», где из 25 человек 20 были воспитанниками детского дома. Как ни крути, снова судьба к нему привела. Мы дружили, очень хорошо ладили, разница в возрасте была небольшая.
Первым фильмом, куда я их потащила в кинотеатр, был «Гарри Поттер». Добраться с Черновских было тяжело, поэтому мы приехали пораньше — нам разрешили посмотреть окончание этого фильма, — мы остались на следующий сеанс, посмотрели до той точки, откуда начали, и побежали на автобус. Успели на последний. Дети были в восторге.
— Насколько семья должна быть осознанным проектом для мужчины и женщины?
— Эмоции эмоциями, конечно, но у меня ещё тогда, когда мы с мужем познакомились, появилось убеждение, что я поступила в семейно-строительный и буду в нём учиться долго и счастливо. Мы уже были взрослыми и понимали, что мы друг другу подходим, что смотрим в одну сторону, что мы сможем построить крепкую семью.
Мы проговаривали, к чему мы стремимся. Есть какие-то свои контрольные точки, есть свои этапы, анализ... Ведётся работа над ошибками.
Я не понимаю, почему люди женятся, а потом через 2 года разводятся. Не понимаю, почему говорят о случайных детях. То есть они планируют покупку холодильника, но не планируют рождение ребёнка? Для меня вообще взрыв мозга, когда я слышу: «Ой, так получилось».
Я знала, что у нас первым будет сын, потом дочь. Да, и пол детей, и сезон рождения – всё было спланировано. Мы хотели свой большой дом, он у нас есть. Сын поступил туда, куда хотел. Всё идёт по плану, который мы сами строим. Уверена, каждый человек счастлив настолько, насколько хочет. В противном случае он не прилагает достаточных усилий.
Сын вот проговаривает мысль о том, что хочется подработать, а нам в салоне нужны грузчики. Вэлкам.
— Насколько важен в бизнесе контроль?
— Когда сформирована команда, которой ты доверяешь, то практически не нужен. Нужна слаженность действий, каждый выполняет свои задачи. Иногда важнее просто не мешать.
Для меня самой неприемлемо, что я приду и буду что-то перепроверять. Контроль, по-моему, это какой-то элемент недоверия либо ситуация отсутствия команды. Тотальный контроль и система штрафов — это не для меня.
Начало салона
— Страшно было заходить в неизвестную для себя сферу?
— Было интересно. Когда начинаешь, столько дел наваливается, что волноваться там некогда. Помню, что в то время, когда мы завязались с салоном, мы «удочерили», как я смеюсь, бабушку. Это родственница мужа, которую мы пригласили к себе жить. Она сразу сказала: «Посуда —это моё». Мы согласились, понимая, что ей нужна ответственность за что-либо. Очень быстро она стала самым родным человеком, а с младшей дочерью они – лучшие друзья. Потом бабушка начала территорию дальше осваивать, цыплят развела. У неё столько забот появилось – она про все болячки забыла.
Как раз в то время, когда мы начинали работать с салоном, мы до позднего вечера здесь мебель собирали, а Светлана была ещё совсем крошкой. Я прибегала домой, быстренько кормила, убегала.
Бабушка, конечно, спасала ситуацию. По-моему, мебельный салон — это как раз её заслуга. Для нас, конечно, страшная потеря была, когда её не стало. Долго учились жить без неё.
Обязательно, когда нужны руки или ещё что-то, какие-то силы, люди всё это подхватывают и несут. Значит, так и должно быть. Точно так же у нас и с кафе.
Ещё один бизнес? Да
— Когда речь зашла о питании в детском лагере, уже подумали: может, своими силами справимся?
Получилось так, что я вышла в «Искре» из штата, потому что работа с половины девятого до пяти часов стала уже не моим форматом. Пришло время попрощаться с молодёжным центром, но на мне завязали организацию питания в детском лагере. Когда лето закончилось, поварская команда попросила придумать занятие для них. И тут опять звёзды сошлись — благополучно вырисовался вариант с площадью в торговом центре.
Решили, что киоск подождёт, занялись кафе. Докупили оборудование. Всё, ребята работают. Повара готовят вкусно, и цены у нас ниже, чем в центре города. Например, лагман в центре 90, а у нас 70 рублей за порцию. Но в технологию его приготовления я не вмешиваюсь. Тут моя лучшая помощь — это «Уйди, не мешай». Понимаю это и иду чистить картошку.
Недавно заключили договор с дизайнером, которая, опять же, оказалась знакомой — когда-то мы работали на соседних факультетах. Она делает, и я не вмешиваюсь — знаю, что будет «Вау!»
— Сложнее всего, наверное, доверять.
— Может быть, это про опыт: ты либо зацикливаешься на нём, либо нет. Бывают моменты, когда доверие не оправдывается, и это очень больно. Но либо ты на этом остановишься и начнёшь не доверять всем — такое встречается очень часто, — либо через опыт есть смысл переступить. Переступить и понять, что этому конкретному человеку свойственно так поступить, но это не значит, что никому нельзя доверять. Есть другие люди. А с этим человеком прекращаешь отношения.
— От чего ты получаешь удовольствие?
— От процесса на пути к цели, от общения, от работы и от результата. Вообще, я удовольствия очень много в жизни получаю, даже от запаха макушки (смеётся). Вчера дурачились: запустили телефонный фонарик на потолок, устроили теневой театр, хохотали до слёз. Не выспались, конечно, но сколько восторга было из ничего.
- А восстанавливаешься после работы как?
- Это как раз про анекдот: «Вы как расслабляетесь? — А я не напрягаюсь».
Это про меня. Да, я честно никогда не курила, никогда не пробовала крепкие спиртные напитки. Попробовала вино — вы как эту кислятину пьёте? Шампанское? Да оно же невкусное. Пиво вообще не понимаю – для меня сок вкуснее.
Спрашивают, как мы тогда с друзьями отдыхаем. Да нормально! Есть много вариантов: лимонад, вода. Мы ещё песни под гитару поём, в настольные игры играем и что только не вытворяем. Про то, как расслабляюсь: я просто не довожу ситуацию до кипения, я не общаюсь с неприятными людьми и не буду делать что-то через силу. Например, ходить на работу, потому что так надо.
Часто на консультации приходили люди, которые говорили, что терпеть не могут свою работу. Ну, поменяй её. Держит высокая зарплата. Если держит, тогда смени ракурс: считай, что 5 тысяч тебе платят за работу и 45 доплачивают за то, что ты их всех терпишь. Некоторые начинают улыбаться: «О! А так можно было?»
Иногда бывают ситуации, когда устаёшь физически. Когда в сутки получалось спать по 5 часов, я понимала, что организму нужно отдохнуть. Ехала куда-нибудь и просто ненадолго закрывала глаза. Нужно делать передышки. Я старалась выкраивать пяти- или двухминутки, чтобы чуть отдохнуть.
А моральное перенапряжение просто даже не допускается.