Криминал Происшествия Преступления прошлого Зверское убийство возле клуба: за что зарезали курсанта в Чите в начале 60-х годов

Зверское убийство возле клуба: за что зарезали курсанта в Чите в начале 60-х годов

Преступника выдали часы «Маяк»

Убийство курсанта произошло в Чите в начале 60-х годов

Это дело из-за большой сложности из прокуратуры Читы через 10 дней передали в следственный отдел прокуратуры Читинской области, а чтобы добыть доказательства по делу, пришлось в прямом смысле копаться в нечистотах.

Убийство возле клуба «Красный Октябрь»


5 июля 1963 года в 01:10 на читинскую станцию скорой помощи поступил вызов: возле клуба «Красный Октябрь» мужчина истекает кровью: его кто-то ударил ножом. Жертву нападения быстро доставили в больницу, врачи боролись за жизнь человека почти семь часов, но он скончался от множественных ножевых ранений спины.

Погибшим оказался курсант Читинской школы машинистов 32-летний Андрей Затевалов, который приехал на повышение квалификации из Шимановска. Коллеги отзывались о нем как о лучшем машинисте депо, прекрасном семьянине и добряке.

«Вчера мы узнали о зверском убийстве Андрея. В голове не укладывается всё то, что произошло. Кому он помешал? Очень тяжело терять хороших друзей. Ведь он был очень хороший человек. Как он хотел домой к детям! Ту сволочь, что это сделала, надо казнить по частям год, чтобы не дать умереть сразу...» — такие строки можно прочитать в письме друзей Андрея.

Версия первая


Сначала следователи стали проверять на причастность к преступлению знакомых Затевалова, с которыми Андрей жил в общежитии. И, казалось, по горячим следам нашли предполагаемого убийцу: на рубашке у соседа по комнате была обнаружена кровь, а при себе подозреваемый носил нож. Срочно провели экспертизу, которая показала, что кровь на одежде не Затевалова. Ножи, найденные в комнате мужчины, тоже не подходили: ими невозможно было нанести те раны, которые имелись на теле погибшего.

Попутно следователи выяснили, что 4 июля курсанты получили стипендию и у Андрея при себе должно было быть примерно 50 рублей, кроме того, он носил наручные часы «Маяк», но ни денег, ни часов при нем обнаружено не было.

Версия вторая


Опросив коллег Андрея Затевалова, следователи узнали, что недавно в парке отдыха он заступился за учительницу одной из школ города, к которой привязался пьяный скандалист. Тот якобы пригрозил Андрею, что разберется с ним при случае. Нашли и учительницу, и задиру, но тщетно — эта версия оказалась бесперспективной.

Более того, никто из приятелей Затевалова, живших в этом общежитии, не видел, куда и с кем пошел Андрей тем вечером. Случайно кто-то обмолвился, что в гостях был еще один парень из другой общаги. Следователи разыскали и его.

«Мы с Андреем пошли прогуляться. На улице было уже темно, моросил дождь. Мы разговаривали о семьях и служебных делах, потом разошлись по разные стороны — он сказал, что пойдет домой, в общежитие...»

Снова тупик.

Версия третья


Тогда решили копать не среди знакомых Андрея, а буквально поминутно выяснить, что случилось возле клуба и кто там мог оказаться, кроме него.

Вот что рассказал Михаил Майоров — дежурный пожарной команды:

— В 23 часа я начал обход территории вагонного и паровозного депо. Около часа ночи, возвращаясь в пожарную команду, подходил к буфету при вокзале станции Чита-1. Слева располагался сквер клуба «Красный Октябрь». Я услышал громкий мужской голос: «Стой! Не уйдешь, всё равно поймаю!» Одновременно был слышен топот ног. После выкриков всё стихло, но тут же тот же голос сказал: «Снимай, снимай!» Я перешагнул через низенький заборчик сквера и увидел, что на земле молча возятся два человека. Я кинулся к перрону и позвал милиционеров, с которыми побежали к месту происшествия. На том месте, где двое возились, только что лежал без сознания человек.

Контролер клуба дополнила рассказ:

— Последний сеанс начался в 22 часа. После начала сеанса в клуб вошли трое пьяных мужчин. Они вели себя дерзко и шумно и, наверное, могли быть грабителями...

Потянули за ниточку


Эти трое были настолько пьяны, что один из них упал в проходе между креслами в зрительном зале. Двое даже не смогли вспомнить вечер в клубе и описать, что происходило. Более четкие показания дал лишь Алексей Семенов, который и сообщил, что с ними был еще и четвертый человек: возле клуба к компании примкнул едва знакомый парень по имени Альберт, который жил где-то в районе Зенитной горки. Насколько Семенов, сам бывший нетрезвым, точно назвал имя и адрес случайного собутыльника? Следователи не знали...

К концу подходил август, а убийца разгуливал на свободе. Поиски продолжались. К счастью, имя Альберт не такое уж распространенное, и по совпадению в отделении милиции Железнодорожного района в КПЗ как раз находился задержанный за хулиганство (угон машины) некий Альберт Глухов. Среди предметов, изъятых при задержании, значились часы «Маяк».

Когда его привели на допрос, Глухов думал, что будут задавать вопросы насчет угнанного газика, но... следователи спросили про часы. Вдова Затевалова на тот момент прислала паспорт от часов. Серийный номер, указанный в документе, совпал с номером на корпусе тех, которые были у Глухова.

Орудие убийства оказалось испачканным не только кровью


Сначала Альберт Глухов юлил, мол, часы купил на рынке, но уже через два дня давал признательные показания. Убил с целью грабежа — мотив оказался простым.

А вот достать орудие преступления оказалось не так просто. Убийца признался, что выбросил нож в выгребную яму уборной неподалеку от дома, где он жил.

Милиционерам пришлось нанять за 20 рублей одного из жильцов это дома и заключить с ним трудовое соглашение: «Для приобщения к следственному делу необходимо достать нож как вещественное доказательство. Для изъятия ножа необходимо провести очистку уборной вручную».

В итоге нож был найден. Уголовное дело направили в Читинский областной суд.

Преступление и наказание


Читинский областной суд приговорил Глухова к высшей мере наказания, Верховный Суд РСФСР приговор суда первой инстанции оставил без изменения.

У Глухова оставался лишь один шанс сохранить жизнь — подать ходатайство о помиловании. Он его подал, и... ему изменили наказание, приговорив к 15 годам лишения свободы. Суд учел раскаяние осужденного и его молодой возраст.

В уголовном деле находится еще одно письмо, написанное отцом погибшего Андрея. Его родители жили далеко от Шимановска — в Калуге, где он и родился. Когда их сын был уже мертв, это письмо несло в себе отеческие советы и новости о родной стороне: «В этом году в саду яблок не будет...»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления