Культура Сердце cтарой Читы - Читинскiя исторiи

Сердце cтарой Читы - Читинскiя исторiи

Градочитинская церковь повидала многое на своём веку, и не будь она связана с революционными именами декабристов, то давно спалили бы её в буржуйках времен строительства коммунизма.

В старейшей юго-восточной части города, на Селенгинской улице, в 1776 году была построена деревянная церковь. Освятили её во имя архистратига Архангела Михаила. Сейчас это самое древнее строение в городе. Если самой Чите как городу и областному центру в 2011 году исполнилось лишь 160 лет, то этой церкви идёт 235 год. Она была выстроена за полсотни лет до появления в Чите декабристов, с чьими именами сейчас связана.

По архитектуре своей – это обычный русский православный храм. Его стены сложены из лиственницы, а свод поддерживается аркой и деревянными колоннами. Сейчас это самое старое здание в Чите, оно имеет статус памятника деревянного зодчества XVIII века.

В этой церкви 4 апреля 1828 года венчались декабрист Иван Александрович Анненков и француженка Полина Гебль. На службах в храме бывали многие из 85 участников событий на Сенатской площади в Петербурге, волею юстиции оказавшиеся в Чите. А вместе с ними – восемь хрупких женщин, взваливших на себя тягости сибирского изгнания.

Рядом с церковью располагалось кладбище, на месте которого сейчас стоят жилые дома. Рядом с южной стеной была могильная плита «Младенец Софiя Волконская, родилась и умерла 10 Iюля 1830 года». Сейчас плита хранится в Забайкальской краевом краеведческом музее.

Сохранились ещё две чугунные плиты на одной из них: «Здѣсь покоится прахъ Семёна Ивановича Смольянинова, оберъ-бергмейстера I класса и кавалера, родившегося въ 1769 году 10 января и скончавшегося 2 апрѣля 1836 года», о котором Бестужев писал в 1830 году: «Три предмета заставляют жалеть меня о Чите: живописные окрестности, прекрасный климат и добрый Смольянинов».

Рядом со Смольяниновым похоронена и его дочь – Апполинария Семёновна – жена декабриста Дмитрия Иринарховича Завалишина, умершая 7 декабря 1845 года.

В те годы – 1830-1839 – храм был запечатлён на акварели Николая Александровича Бестужева, которая так и называется «Церковь въ Чите». С тех пор здание лишь слегка изменилось.

Первые свои сто лет храм стоял нижним венцом прямо на земле, но во второй половине XIX века под здание подвели каменный фундамент. Для пущего благолепия здание обили досками и раскрасили «под кирпич». Такой вид и зафиксировал снимок 1883 года.

Чита стала центром области, и здесь развернулось строительство. Церковь Михаила Архангела осталась в стороне. Центр областного города по плану Петра Ивановича Фаленберга переехал на несколько кварталов к западу. Но, тем не менее, намоленный старый храм оставался любимым у читинцев.

В 1905 году, когда страна вела войну с Японией, а в Чите работали госпитали, в этом храме с сестрой милосердия Анной Ланской обвенчался Валентин Войно-Ясенецкий, причисленный Русской православной церкви к лику святых в 2000 году.

В начале XX века здание церкви хотя и было старым, но ещё крепким и многое могло выдержать, в том числе и лихолетье гражданской войны. Самое страшное для церкви началось позже.

После окончания гражданской войны, в конце 1922 года, когда ДВР была присоединена к РСФСР, менялась антицерковная политика большевиков. Теперь главная ставка делалась на обновленцев и других раскольников. В это время зданием завладела община последователей Православной Российской Церкви. Это движение, возникшее после Февральской революции 1917 года, более известно как «Обновленцы». Пропаганда безбожия, начатая РКП(б) в Забайкалье ещё в 1921 году, принесла определённые плоды. Однако церкви почти не закрывались, и поэтому их у православных отбирали для того, чтобы передать обновленцам. Именно это и случилось с Михайло-Архангельской церковью.

Святой Лука Войно-Ясенецкий, так почитаемый ныне в нашей епархии, называл сборища обновленцев живоцерковников «диким вепрем». В своём завещании он сказал:

«К твердому и неуклонному исполнению завещаю вам: неколебимо стоять на том пути, на который я наставил вас. Подчиняться силе, если будут отбирать от вас храмы и отдавать их в распоряжение дикого вепря, попущением Божиим вознесшегося на горнем месте соборного храма нашего. Внешностью богослужения не соблазняться и поругания богослужения, творимого вепрем, не считать богослужением. Идти в храмы, где служат достойные иереи, вепрю не подчинившиеся. Если и всеми храмами завладеет вепрь, считать себя отлученным Богом от храмов и ввергнутым в голод слышания слова Божия. С вепрем и его прислужниками никакого общения не иметь и не унижаться до препирательства с ними. Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всем ей смиренно повиноваться. Властью преемства апостольского, данного мне Господом нашим Иисусом Христом, повелеваю всем чадам Туркестанской Церкви строго и неуклонно блюсти моё завещание. Отступающим от него и входящим с вепрем в молитвенное общение угрожаю гневом и осуждением Божиим».

Тем не менее, в июне 1930 года с общиной обновленцев был заключён договор, на основании которого здание Михайло-Архангельской церкви полноправно принадлежало им.

Уже в то время витала в воздухе идея сделать здесь музей Декабристов. Она озвучивалась 1925 году и позднее, в 1960-е. Но здание церкви было уже слишком старым. Это было подтверждено визитом 7 июля 1933 года городского архитектора Пелера и начальника пожарной охраны Сивохова, которые дали заключение о невозможности использования здания в виду его ветхости.

Обновленцам, владевшим зданием, не дали спокойно жить и по другому поводу. С конца 1935 года развернулись массовые аресты активистов обновленческой церкви, однако некоторых из них отпускали, когда выяснялось, что они давно сотрудничают с органами ОГПУ-НКВД. Тем не менее, здания и утварь у них начали изымать по всей РСФСР. Не исключением была и Чита.

В 1938 году (протокол заседания горсовета №4 от 27 января) было решено на основании статьи №52 параграфа 1 комиссии ВЦИК СССР по Читинской области представить материалы о расторжении договора на аренду здания и изъятии здания церкви из ведения общины верующих. 3 марта 1938 года, несмотря на ветхость и пожарную опасность, здание было изъято у общины и… передано под общежитие строительного треста.

Однако церковь быстро переделать в общежитие сложно. Как минимум, надо складировать где-нибудь церковную утварь. 28 марта 1938 года было решено выделить часть помещения для этих нужд. Алтарь на втором этаже наполнился разными экспонатами и был заколочен досками.

Градочитинская церковь повидала многое на своём веку, и не будь она связана с революционными именами декабристов, то давно спалили бы её в буржуйках времен строительства коммунизма. Идея использовать здание церкви под музей декабристов после многих лет запустения наконец-то реализовалась. В 1971 году здание в заброшенном и совершенно разбитом виде было передано краеведческому музею для открытия филиала. Начался затяжной ремонт, длившийся 14 лет.

Наконец, к 160-летнему юбилею восстания декабристов в 1985 году был торжественно открыт музей Декабристов – филиал Читинского областного краеведческого музея.

Музей Декабристов располагает не очень большой, но очень интересной подборкой экспонатов: личных вещей, вещей – свидетелей эпохи, книг, журналов, и газет. Рос музей, и вместе с тем росла его коллекция. Что-то было получено по обмену из центральных музеев, что-то было получено в дар от частных лиц. Несколько книг пришло в коллекцию из личной библиотеки братьев Бутиных, что в Нерчинске, из казённой заводской библиотеки в Нерчинском заводе, что-то приобретено через антикварные магазины Ленинграда и Читы. За 25 лет музей стал жемчужиной культуры Забайкалья.

Последние годы периодически поднимается вопрос о передаче здания общине верующих. То, что церковь при такой ветхости до сих пор не сгорела и стоит на своём месте – просто чудо, и это чудо не нужно трогать. Уж больно оно хрупко.

1 из 17

Современные виды: фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления