Мы запустили новый проект «Город изнутри», чтобы познакомить вас - наших читателей — с теми местами, в которых большинство не было никогда. Объектами нашего внимания станут существующие заводы, предприятия, учреждения, здания, мимо стен или заборов которых читинцы проходят ежедневно, но не догадываются о том, что находится внутри. В этом заключается единственная цель нашего проекта. Мы — фотографы и журналисты — не хотим показать, как всё плохо или, наоборот, хорошо в нашем городе. Мы не стремимся попасть туда, куда нас гарантированно не пустят — в оружейные склады, хранилища Центробанка или … Хотя, кто знает — может быть, мы, а вместе с нами и вы, попадём и туда.
Повзрослев, мы узнали, что кукол в театре водят за верёвочки, а говорят за них дяди и тёти. Однако на этом знания о кукольном театре заканчиваются. Пришло время это исправить.
Бутафорский цех – святая святых театра кукол. Планшетных кукол водят три человека, один отвечает за голову и туловище, другой - за руки, третий - за вождение ног.
Создают их из пенопласта, пластмассы, глины, папье-маше. В местах сгибания используют сыромятину.
Заслуженный артист России, директор и вдохновитель краевого театра кукол Александр Мусиенко с куклой-дедом.
Парочка папуасов – любимицы главного художника Елены Пимановой. Пластичные гибкие тела, но статичные лица – эти герои говорят на языке жестов.
За год в театре ставят не меньше четырёх новых спектаклей, в каждом задействованы по пять-шесть кукол. За год из бутафорского цеха выходит 30-40 новых героев.
Художники воплощают в жизнь задумку режиссёра. Эскизы на стадии утверждения.
На создание даже самой простой куклы уходит не меньше двух недель. Над более сложными в цехах колдуют по месяцу.
Рождение чучела Масленицы.
Для каждого спектакля сначала изготавливают макет будущих декораций.
Утверждённый макет отправляется в столярный цех.
Кукольные мастера-конструкторы знают, что далеко не всё можно купить в магазине. Кусочки проволоки и пластика, обрезки ткани и пряжи, пружины из старой кровати, ножки сломанного стула для будущих ручек, ножек, глазок и носиков кукол частенько приносят из дома или даже находят на улице.
А вот и девочка-папуас, ждёт ремонта в конструкторском цехе.
Перчаточные, тростевые, верховые, теневые, тантамарески, штоковые марионетки – в каждой кукле, утверждают артисты, живёт душа.
Но оживают они только в умелых руках.
Кукла-марионетка Золушка. Каждая ручка и ножка двигаются с помощью отдельных ниточек.
Тростевая кукла оживает с помощью трости-гапита.
Традиционный перчаточный Петрушка. Спектакль «Петрушка женится» ставил в Чите питерский режиссёр, в авторском прочтении сказки невеста главного героя такая же «красавица», как и он сам.
В театре верят, что куклы оживают по ночам и ведут свою кукольную жизнь.
Анна Лаврова
Фото: Аркадий Миртов