Так уж устроено человечество, что какая-то его часть постоянно пишет картины и песни, поёт и танцует, ставит спектакли и декламирует стихи. Некоторые представители этого слоя общества живут и творят прямо здесь, у нас под носом. Читинский городской портал открывает новый проект «Культурный слой», в котором мы будем исследовать творческое многообразие Забайкалья в пространстве от традиционного пения до авангардной живописи.
Понимая, что лучше один раз увидеть и услышать, мы возьмём за основу реальные примеры творчества реальных забайкальских артистов и художников. Вы сможете не только прочитать интервью с авторами, но и послушать, увидеть и обсудить плоды их творчества. А может быть, дать дельный совет, лично повлияв на культурный слой.
Сегодня в гостях у портала совсем молодой, но уже известный коллектив «Вневременье» и его руководитель Сергей Бронников.
- «Вневременье», кто вы?
- Десять поюще-танцующих человек. В первую очередь, все друзья. Увлечённые люди. Разные, но вместе. Творчеством разным занимаемся давно. В коллектив объединились в прошлом году. Работаем на базе Дворца культуры железнодорожников. В общем, артисты-железнодорожники с зарплатами, рабочим графиком и обязанностями.
- Когда начинали, какую цель ставили перед собой? Какие идеи взяли за основу?
- Мы всё ещё начинаем. В процессе… Большинство из нас увлечено народной культурой, фольклором. Однако, у каждого в своё время появились какие-то сомнения, достаточно ли того, что имеется? Нужно ли это нам, интересно ли это людям? Хотелось каких-то перемен, какого-то нового вида творчества. Раньше мы занимались воспроизведением наследия предков, теперь это переосмысление того наследия. Так основой творчества стала музыка, которая вне времени, вне поколений, вне сомнений, прочувствованная и исполненная нами по-своему. Не важно, народная она или авторская. Нам нравится то, что мы делаем. У нас есть свой зритель, и мы не стоим на месте – постоянно меняемся.
- Есть ли в вашем репертуаре песни, лежащие вне фольклорной среды?
- Есть, конечно. Фольклорный блок стал первым в репертуаре только потому, что он ближе. Мы в этой среде как рыбы в воде. Это называется «чтоб далеко не ходить». На сегодняшний день большей популярностью пользуется наш эстрадный блок. Мы находим любимые песни железнодорожников – это песни советских времен, которые и нам самим дороги. Программа состоит из тех композиций, которые в СССР были обречены на провал. Им прочили дурную славу, и музыкальные критики того времени не верили, что когда-то эта музыка станет любимой. А вот стала. Помнят, любят и поют до сих пор. Советские хиты мы «пригламурили» и «затанцевали». Специалисты-эстрадники положительно оценивают этот наш эксперимент, в котором фольклором и не пахнет.
- А вообще, откуда берёте песни? Пишете ли что-нибудь сами?
- Реально так происходит: что-то начинает твориться в головах. Какая-то потребность следующего шага. Потом эта потребность анализируется. Не спим ночами, пытаемся понять, чего хотим. Что-то смотрим, что-то читаем, с кем-то знакомимся, чем-то вдохновляемся, и в итоге ответ находится. Ещё ни разу не было так, чтобы хотя бы один из нас не поддержал остальных. Вкусы совпадают, желания тоже. А берём там же, где, например, повар берёт приправы и специи. Мы живём музыкой, служим ей, поэтому она нас находит сама. В народном блоке много авторских песен. Их пишут наши друзья со всей страны и просто дарят. Мы очень гордимся нашими земляками. Яркий автор – Максим Хавень. Его песня «Сокол» - стопроцентный хит. Пишем песни и сами. Кое-кто из нас планирует сольную программу. Другие не пишут песни, но пишут картины, например. Правда, по-настоящему творческие люди.
- Как аранжируете? Как записываете?
- Аранжировки делаем совместно с нашими друзьями – группой «Villa Grinch». Они живут и работают в Питере. Сообщаемся онлайн. Очень талантливые парни и единомышленники. Это дорогого стоит. Самое интересное, они работают с нами ради удовольствия, а не ради заработка. Записываем материал самостоятельно, на студии Дворца культуры железнодорожников.
- У вас действительно есть мюзикл?
- Есть такое дело. Это был подарок на Новый год и рождество для железнодорожников и всех, кто хотел как-то музыкально провести время на каникулах. Было весело. Получилась такая сказка для взрослых. Главная мысль – без друзей, без любви, без семьи жизнь – как сибирская зима без снега. Синтез музыки, пластики, песни, танца и театрального искусства – мюзикл «сНежная история». Когда спрашивают про жанр, мы говорим: «Этно-поп-рок». Сами не знаем, бывает ли такое на самом деле, но у нас получилось.
- А есть ли альбом? Или, может, будет когда-нибудь?
- Альбома нет. Хотя материала предостаточно. Будет ли? Не можем сказать точно. Пока не можем понять, для чего. Продавать? Кому? Разве что дарить. В общем, пока не знаем. Сольные авторские проекты будут и альбомы тоже – это точно.
- Где и когда можно вас увидеть?
- В основном вся наша концертно-гастрольная деятельность направлена на удовлетворение культурных потребностей железнодорожников. Поэтому, тем, кто желает увидеть, стоит дождаться следующего Дня железнодорожника или Дня компании ОАО «РЖД». Хотя часто мы появляемся и на крупных городских мероприятиях. День города, например. Кроме того, если есть желание пригласить нас на какое-то своё торжество, мы будем только рады. Чаще всего мы не отказываем.
- Вы пели с Линдой. Есть какие-то артисты и коллективы, с которыми очень хотелось бы посотрудничать, поэксперементировать?
- В свое время некоторые из нас имели удовольствие поработать на одной сцене с Тамарой Гвердцители, Сергеем Мазаевым, Лолитой Милявской, группой «A'Cappella ExpreSSS» и поп-группой «Челси». Теперь вот Линда. Всё это происходит по какой-то случайности, но с огромным удовольствием. Ни разу не планировали, не напрашивались, да и особых планов на этот счёт нет. Хотелось бы дать совместный живой концерт с группой «Villa Grinch». А Линда и Стефанос Корколис намекнули на продолжение творческой дружбы. Возможно, пригласят для записи какого-то трека. Мы с удовольствием откликнемся. Телефонами обменялись – ждём.
- В последнее время небольшая, но всё-таки, какая-то часть людей агрессивно-негативно относится к народникам, называя их «кокошниками». Как ты считаешь, это русофобия или что-то другое?
- Народников называют «кокошниками» исключительно в Чите. Уверяю! Я не знаю, как это оценивать. Меня не касается негатив. Я настолько увлечён творчеством, людьми, мечтами и фантазиями, что как-то мимо пролетают все негативные агрессоры. Наверное, это связано с климатом. Он у нас суровый, потому и сами мы любим поворчать, поумничать, понаезжать. Наши слушатели из других городов страны оценивают забайкальский фольклор в целом, и «ВнеВременье», в частности, иначе. Вообще, непонятное что-то происходит в нашей стране с культурой. Вот сербы, например, и в «Евровидении» участвуют, и не помнят наизусть песен своих поп-звёзд, потому что у них популярнее именно народная культура. У них реальными звёздами становятся артисты, исполняющие традиционный фольклор. Такая же история с другими народностями. А в нашей стране сейчас почему-то в приоритете спортивное воспитание. «В здоровом теле здоровый дух». На мой взгляд, неправильная позиция. Спорт – это отлично, но о душе нужно думать в первую очередь. Я в это верю.
- Что даёт вам традиционная музыка? Чему учит?
- Это тоже загадка. Я столкнулся с тем, что, как ни крути, народная культура у людей где-то в венах сидит. Абсолютно равнодушные к «Шёл казак на побывку домой» за столом, попадая на концерт, понимают, что этой песней фольклор не ограничивается. Что можно найти ритмы, мелодии или расслышать какую-то вековую мудрость в обыкновенной частушке. К тому же не стоит забывать, что вся музыка откуда-то взялась. Классика основана на чём? А все остальные жанры как появились? От инопланетян? Все идёт от традиционной музыки, которая, в свою очередь, рождена самой природой. Поэтому для нас, как и для большинства, традиционная народная музыка – это своеобразное единение с природой. Что-то вроде медитации.
ВнеВременье - Водограй (experiment) из репертуара Софии Ротару
ВнеВременье - Марусенька
ВнеВременье - Свадебная
ВнеВременье - Схотел турок воевать