СЕЙЧАС +23°С

«Культурный слой»: Город как холст

Обычным топором можно изуродовать дерево или вырубить из него произведение искусства. Точно так же обычным баллончиком с краской можно обезобразить внешний вид улицы или, наоборот, преобразить его.

Обычным топором можно изуродовать дерево или вырубить из него произведение искусства. Точно так же обычным баллончиком с краской можно обезобразить внешний вид улицы или, наоборот, преобразить его. Среди множества молодых людей, в рюкзаках которых есть несколько этих самых баллончиков, некоторые действительно делают город красивее и интереснее. В новом выпуске «Культурного слоя» — художник граффити Макс Маколэй.

- Сколько тебе лет?

- 17

- То есть ты только закончил школу?

- Я ушёл из школы после 9-го класса и поступил в Забайкальский техникум искусств.

- А когда начал рисовать?

- Рисую я всю жизнь, ходил и в художественную школу, а потом узнал о такой вещи, как граффити, и решил этим заниматься. Это было около трёх лет назад.

- А с чего начал?

- Раньше я работал телеведущим на «СТС». И в одной из рубрик мы встретились с ребятами, которые рисуют граффити. Главный из них, Axel13, через некоторое время открыл школу граффити. Он позвонил мне и позвал в эту школу. Мне понравилось, это увлекло.

- То есть в Чите есть некая школа граффити?

- Сейчас уже нет. Она функционировала в тот момент на протяжении нескольких месяцев. И как раз с этой школы пошла новая волна граффити художников у нас в Чите, которая рисует по сей день.

- Говоря «новая волна», сколько примерно человек ты имеешь ввиду?

- Сейчас в Чите граффити-художников, которые постоянно рисуют, можно пересчитать по пальцам двух рук.

- И все такие же молодые, как ты?

- Нет. Есть и представители старой волны. Это Artist75, который считается человеком, начавшим зарождать граффити в Чите. Если мне не изменяет память, он рисует с 2005 года. Ещё Axel13. Им примерно по 25 лет. Вот это старшие ребята.

- И вы как-то общаетесь между собой?

- Да. Нас не много, мы периодически делаем какие-то совместные вещи и тесно общаемся друг с другом.

Поделиться

- Есть такой стереотип, что граффити-культура тесно сопряжена с хип-хоп культурой. Так ли это?

- На этапе зарождения граффити, конечно, имело тесную связь с хип-хопом. Затем граффити развилось в отдельный вид искусства, которое имеет много подвидов внутри себя. Это стрит-арт, бомбинг и райтинг, которым занимаюсь я. Можно сказать, что граффити является большой частью хип-хоп культуры. Но что граффити принадлежит только хип-хоп культуре, сказать нельзя.

- То есть граффити культура может исходить и от тех, кто слушает рок?

- Конечно. Лично я слушаю джаз.

- Расскажи подробнее о стилях граффити.

- Стрит-арт — это плакаты, трафареты, это всегда какой-то протест против чего-нибудь. Это вещи, которые заставляют задуматься. Бомбинг — это рисование, которое подразумевает максимальную нелегальность. Выбираются места, в которых совершенно точно нельзя рисовать, например, поезда. Обычно всё происходит быстро, используется немного цветов, но чтобы потом сказали, «круто, этот парень по-настоящему опасен». Райтинг — это легальное рисование. То есть у нас любое рисование нелегально. Но для райтинга выбираются места, где тебе никто ничего не скажет. Например, заброшенные здания. Это рисование долгое, качественное, рисуют по несколько дней. Всё это красиво и считается искусством.

- То есть твоё увлечение не связано с элементами бомбинга и тебе не приходилось рисовать в опасных и запрещённых местах?

- Учитывая нелегальность бомбинга, никто никогда в открытую не признаёт, что он им занимается. Мы занимаемся всем понемногу, но основной вид моей деятельности — это райтинг.

- Какие сюжеты в райтинге тебе наиболее интересны?

- Сейчас начал рисовать много сов, просто потому что они мне нравятся. Рисую портреты людей. А вообще, стараюсь сделать так, чтобы было красиво.

- Я видел черно-белые портреты западных знаменитостей, сделанные тобой. Это красиво, но это репродукция. А ведь очень многие граффити художники вкладывают в свои произведения какое-нибудь очень чёткое послание. Экологическое, этическое или ещё что-нибудь в этом роде.

- Да, и это, в основном, заложено в стрит-арт. На самом деле, разделение между бомбингом, стрит-артом и райтингом довольно условное, и эти стили часто переплетаются друг с другом. Но я действительно стараюсь отходить от того, что делал раньше, и добавлять в свои работы больше смысла, больше посыла, который заставляет задуматься.

- Ты пользуешься трафаретами?

- Я очень люблю трафареты, и у меня есть достаточно большое количество трафаретных работ. Делаются они быстро и с их помощью можно добиться хорошего качества. Работы, которые я делаю баллонами, требуют много времени. А с трафаретами за час можно сделать работу того же размера. Главное, понимать, как их вырезать и как наносить. Трафареты требуют большого времени именно на подготовку. Вообще, трафаретами у нас занимаются немного человек. Но пару недель назад, на Дне молодёжи победила работа, выполненная в трафаретной технике.

- То есть трафареты делать всё-таки сложно?

- Они бывают разного уровня. Можно вырезать просто надпись — это не требует особого умения. А большие трафареты в много слоёв делать сложно. На прошлый День молодёжи я делал максимум 10 слоёв, изображал Тайлера Дёрдена.

- Какие читинские граффити не твоего авторства нравятся лично тебе?

- Мне очень нравятся работы, которые считаются первыми в Чите. Они выполнены в промежуток с 2000 по 2002 годы в районе детской стомклиники. Мне очень нравится этот old school, причём, выполненный на хорошем уровне. Даже для нашего времени они выглядят очень недурно.

- Граффити-культура пришла к нам с запада. И у нас в Чите чаще всего за основу берутся именно западные сюжеты. Мы видим в городе Джона Леннона, Чужого, супергероев, Сэмюэла Джексона — такие картинки с Запада. Ты не задумывался о том, чтобы привнести в своё творчество что-то русское?

- Над этим вопросом я задумался пару лет назад, когда полностью перешёл на кириллицу. Я не использую в своих рисунках латинские буквы. Свою подпись я ставлю именно на кириллице. Западных мотивов я не стараюсь избегать, но сейчас у меня в задумках есть русская серия. Подробности пока раскрывать не буду.

- Как ты относишься к тому, что очень часто и много на стенах рисуют баллонами откровенную чепуху, оставляют корявые автографы. Ты разделяешь грань, между тем, что нарисовано хорошо, и тем, что просто портит и уродует город?

- Я, как и большинство, считаю, что в бездумном изрисовывании баллонов и однообразных надписях ничего хорошего нет. Если хочешь выразить себя, то можно научиться делать что-то качественное. Ну, а если нет желания учиться делать что-то качественное, тогда тебе путь в бомбинг, делай так, чтобы знающие люди сказали: «Этот парень хорош».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter