Культура Культурный слой «Культурный слой»: Квартет «Maté» — один за всех

«Культурный слой»: Квартет «Maté» — один за всех

В городе мы занимаем свою нишу, в которой, кроме нас и Григора Варданяна, больше никого нет. После музыкальной школы дети не идут учиться дальше, в училище преподавателя нет, и всё, что касается струнной музыки, находится в застойном состоянии.

21 ноября в Чите состоится первый большой сольный концерт квартета «Maté». Это будет отчёт об итогах пяти лет большой, непрерывной работы коллектива, аналогов которому нет ни у нас, ни в соседних регионах. О том, чем уникален «Maté», какие у квартета есть поводы для гордости и беспокойства, рассказывают сами музыканты.

Квартет «Матэ»:

Елена Чупрова — скрипка

Ольга Войнова — скрипка

Виктор Гришаев — альт

Светлана Жданова (Заслуженный деятель искусств Забайкальского края) — фортепиано

— Почему именно квартет? Почему четыре музыканта и четыре инструмента для вас оптимальное число?

— Квартет - один из самых распространенных видов камерного ансамбля. Струнный квартет — это две скрипки, альт и виолончель. Фортепианный квартет — скрипка, альт, виолончель и фортепиано. А у нас нечто среднее, уникальное в своём роде. В городе большой дефицит струнников, а такие инструменты, как альт и виолончель — вообще большая редкость. Нам сильно повезло, с нами играет единственный во всём городе альтист, и теперь у нас уникальный по составу камерный ансамбль — квартет «Maté».

— Расскажите о предстоящем концерте?

Концерт, который состоится в четверг, представляет собой своего рода творческий отчёт. За прошедшие годы мы принимали участие во многих концертах, на открытии и закрытии фестивалей Читы, объединялись с артистами и коллективами филармонии в небольших программах и крупных общих концертах. Но концерт такого масштаба для нас первый. Это очень приятно и ответственно. В программе будет разноплановая музыка, поэтому каждый найдет в ней что-то своё.

— Вы стараетесь быть понятными не только музыкально подкованному, но и любому слушателю?

— Конечно. В Чите не то, что консерватории, даже скрипичного класса в училище нет. Мы это понимаем и не стараемся удивить чем-то авангардным, как это нужно в крупных городах. Там можно играть произведение «4′33″» Джона Кейджа, в котором никто ничего не играет: кто-то чихнул, кто-то покашлял — это и есть музыка. В Чите такое показать не получится, да и у нас к такому душа не лежит. Мы любим мелодичную, красивую и оригинальную музыку. В нашем репертуаре есть произведения, рассчитанные даже на младшие классы музыкальной школы – например, «Картинки с выставки» Мусоргского, то, что детям просто нужно знать.

— Какова миссия вашего коллектива?

— Духовное, интеллектуальное развитие, стремление к высокому. Музыканты знают, что даже если болит голова, после 10 минут занятия музыкой у тебя ничего не болит, и ты счастливейший человек.

То, что мы делаем, рассчитано не на всех, но если такую музыку не привносить, её не будет совсем. В городе мы занимаем свою нишу, в которой, кроме нас и Григора Варданяна, больше никого нет. После музыкальной школы дети не идут учиться дальше, в училище преподавателя нет, и всё, что касается струнной музыки, находится в застойном состоянии.

— А почему дети не идут учиться дальше после скрипичного класса музыкальной школы?

— Потому что это настолько сложный инструмент, что мало кому хочется продолжать учиться. Из 50, может быть, один куда-то поступит. У нас поступать некуда, можно только уехать в другой город. А поступив на учёбу в другом городе, дети не возвращаются. Потому что для музыкантов здесь практически нет перспектив. Других таких городов, как наш, просто нет. Везде лучше с культурой: Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Улан-Удэ, Иркутск. В культурном смысле Чита — просто аномальная зона. И нас можно назвать патриотами нашего города. Другими словами, если не мы, то кто? Другого профессионального коллектива со струнниками в Чите не было и пока не предвидится. Поэтому берегите нас (смеются).

— Что представляет собой ваша профессиональная деятельность?

— Сейчас практически живём в филармонии. Репетируем, играем, когда это возможно, в большом зале, чтобы найти хорошее звучание, тренируем себя на выносливость. Потом приходим домой и снова открываем ноты, садимся и каждый выполняем свои задачи. Потом снова собираемся вместе, слушаем, что получилось. Даже ночью голова продолжает трудиться.

— На чём вы играете? Это инструменты с историей?

(смеются) — О, да! Хотя говорят, что профессионал и на табуретке сыграет, но всё равно для нас это очень острый вопрос. Потому что с профессиональной точки зрения мы играем на дровах. Довольствуемся тем, что есть. Но, если бы были действительно хорошие инструменты, мы бы, наверное, круглыми сутками играли.

— Как вы оцениваете читинского зрителя?

— Зритель у нас хороший, очень добрый и отзывчивый. Немного не подготовленный к классическим концертам, но даже в Новосибирске люди аплодируют между частями произведения. Пошли эмоции у человека, ну и хорошо. И если чем и можно гордиться в Чите, так это людьми. Самое доброе, что у нас есть.

— Почему первый большой концерт стал возможен только сейчас, когда коллективу уже 5 лет?

— Просто мы не были к нему готовы. Сейчас наступил тот момент, когда и хочется, и можется показать то, что было наработано и пережито за последние годы.

Квартет «Maté» и Наталья Бекасова — Танго (Carlos Gardel)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Черное или Красное? Туристка сравнила отдых в Анапе и Египте
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
1072 ребенка. Перегруженная, но крутая — как в Нерчинске обновили школу за 70 млн
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Привет, олень. Как я курил 20 лет и ужаснулся, посчитав расходы
Егор Захаров
Редактор
Рекомендуем
Объявления