Культура Живой классик в Чите

Живой классик в Чите

На презентацию персональной выставки московского художника Дмитрия Белюкина пришло не особенно много людей. Уж точно меньше, чем на Никаса Сафронова.

На презентацию персональной выставки московского художника Дмитрия Белюкина пришло не особенно много людей. Уж точно меньше, чем на Никаса Сафронова. Наверное, это тоже подтверждает слова мастера о позорном положении русского классического реализма в среде современной живописи. Это и странно, и горько.

1 из 5

На открытии художник сказал, что рад видеть посетителей выставки, организованной в такое непростое время. На мой вопрос о том, для кого это время оказалось тяжелым, Дмитрий Белюкин ответил большим и полным грусти монологом. Художнику не понятно, почему все, кто имеет хоть-какое то влияние на искусство, прилагают поистине титанические усилия к пропаганде и финансированию антихудожественных и антидуховных направлений. Буквально все объединения и организации, от частных фондов до Министерства культуры страны, настойчиво продвигают «новую» культуру в массы. Культуру безумных апокалиптических инсталляций, абстрактной живописи, индустриальной скульптуры, чаще всего похожей на груду металлолома. Русский реализм, воспевающий красоту души и природы, по словам художника, оказался просто вычеркнут из списка востребованных видов искусства. Картины русских реалистов не хотят покупать и крайне неохотно выставляют.

1 из 3

Однако, по мнению Дмитрия Белюкина, русская душа в широком смысле слова не приемлет авангардных, плоских, отвлекающих разум от истинной красоты мира, картин. Она противится им и по-прежнему находит главное в гармонии трёхмерных пространств, в естественных красках русских закатов и рассветов, пышных лугов и глухих лесов, в созерцании чистых, не искажённых отражений жизни. Для того, чтобы уравновесить пропорции между естественным и абстрактным, художник принимает очень активное участие в общероссийском проекте «Новое передвижничество», организуя по всей стране не только выставки, но и мастер-классы для юных художников. «В школе, училище, вузе молодого художника учат рисовать правильно. Чтобы челюсть у человека была на месте, глаза не смотрели в разные стороны, а руки не были больше ног. А когда ребята выпускаются, оказывается, что всё, чему их учили — не нужно. Что чем уродливее, тем лучше, тем скорее картину купят. Мне этого никогда не понять», — говорит мастер после мастер-класса с читинскими ребятами.

1 из 3

Основная тема, представленная на выставке в Чите — пушкинская. Дмитрий Белюкин показал себя блестящим знатоком не только романа «Евгений Онегин», но и всего творчества Пушкина, его биографии, современного поэту уклада жизни. На выставке можно увидеть оригиналы иллюстраций к «Евгению Онегину», которые вошли в одно из изданий конца прошлого века. Сегодня книга, с шикарным по художественным меркам оформлением, стала большой библиографической редкостью. Работу над циклом иллюстраций художник начал почти 20 лет назад, в 1984 году, сделав первую в истории живописи попытку вписать героев романа в настоящие пушкинские места.

«Онегина нельзя рисовать в прилизанной, общепринятой в то время одежде. «Острижен по последней моде; как dandy лондонский одет». Dandy — это панки того времени. Они рушили все стереотипы, ходили в панталонах навыпуск», — говорит Белюкин, комментируя свои иллюстрации.

1 из 4

Скрупулёзность Дмитрия Белюкина, внимание к деталям, тщательное изучение материала при подготовке к любой работе вызывают глубокое уважение. Работа с архивами, старыми фотографиями, снимками, журналами мод XVIII-XIX веков стали важной, необходимой частью работы живописца, в сфере интересов которого не только пейзажи и литературные сюжеты, но и реальные исторические сюжеты России. Художник охотно и увлечённо пишет святые места, картины из жизни петровской России, эпоху Екатерины II, суворовские победы, исторический перелом начала XX века и многое другое. Планов — на 200 лет вперёд. Любовь Белюкина к истории родины сквозит даже в обыденной речи. Области, республики и края современной России он называет не иначе, как губерниями. В Читинской губернии ему уже довелось побывать в 1984 году, по пути на БАМ.

Сложно подобрать какое-то определяющее слово для открывшейся выставки. Духовность, реализм, классика, Пушкин, история, трагедия, любовь — всё это есть. Главная ценность выставки, наверное, в том, что здесь можно найти источник вдохновения. Например, если вы читали «Евгения Онегина» только в школе, то здесь строки сами собой начнут всплывать в голове — я сам с удивлением это на себе испытал. А ещё, можно почувствовать что-то неуловимо прекрасное. Даже от картин, написанных в Греции, веет знаменитой, описанной десятками великих поэтов и писателей, русской светлой тоской.

1 из 4
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления