На презентацию персональной выставки московского художника Дмитрия Белюкина пришло не особенно много людей. Уж точно меньше, чем на Никаса Сафронова. Наверное, это тоже подтверждает слова мастера о позорном положении русского классического реализма в среде современной живописи. Это и странно, и горько.
На открытии художник сказал, что рад видеть посетителей выставки, организованной в такое непростое время. На мой вопрос о том, для кого это время оказалось тяжелым, Дмитрий Белюкин ответил большим и полным грусти монологом. Художнику не понятно, почему все, кто имеет хоть-какое то влияние на искусство, прилагают поистине титанические усилия к пропаганде и финансированию антихудожественных и антидуховных направлений. Буквально все объединения и организации, от частных фондов до Министерства культуры страны, настойчиво продвигают «новую» культуру в массы. Культуру безумных апокалиптических инсталляций, абстрактной живописи, индустриальной скульптуры, чаще всего похожей на груду металлолома. Русский реализм, воспевающий красоту души и природы, по словам художника, оказался просто вычеркнут из списка востребованных видов искусства. Картины русских реалистов не хотят покупать и крайне неохотно выставляют.
Однако, по мнению Дмитрия Белюкина, русская душа в широком смысле слова не приемлет авангардных, плоских, отвлекающих разум от истинной красоты мира, картин. Она противится им и по-прежнему находит главное в гармонии трёхмерных пространств, в естественных красках русских закатов и рассветов, пышных лугов и глухих лесов, в созерцании чистых, не искажённых отражений жизни. Для того, чтобы уравновесить пропорции между естественным и абстрактным, художник принимает очень активное участие в общероссийском проекте «Новое передвижничество», организуя по всей стране не только выставки, но и мастер-классы для юных художников. «В школе, училище, вузе молодого художника учат рисовать правильно. Чтобы челюсть у человека была на месте, глаза не смотрели в разные стороны, а руки не были больше ног. А когда ребята выпускаются, оказывается, что всё, чему их учили — не нужно. Что чем уродливее, тем лучше, тем скорее картину купят. Мне этого никогда не понять», — говорит мастер после мастер-класса с читинскими ребятами.
Основная тема, представленная на выставке в Чите — пушкинская. Дмитрий Белюкин показал себя блестящим знатоком не только романа «Евгений Онегин», но и всего творчества Пушкина, его биографии, современного поэту уклада жизни. На выставке можно увидеть оригиналы иллюстраций к «Евгению Онегину», которые вошли в одно из изданий конца прошлого века. Сегодня книга, с шикарным по художественным меркам оформлением, стала большой библиографической редкостью. Работу над циклом иллюстраций художник начал почти 20 лет назад, в 1984 году, сделав первую в истории живописи попытку вписать героев романа в настоящие пушкинские места.
«Онегина нельзя рисовать в прилизанной, общепринятой в то время одежде. «Острижен по последней моде; как dandy лондонский одет». Dandy — это панки того времени. Они рушили все стереотипы, ходили в панталонах навыпуск», — говорит Белюкин, комментируя свои иллюстрации.
Скрупулёзность Дмитрия Белюкина, внимание к деталям, тщательное изучение материала при подготовке к любой работе вызывают глубокое уважение. Работа с архивами, старыми фотографиями, снимками, журналами мод XVIII-XIX веков стали важной, необходимой частью работы живописца, в сфере интересов которого не только пейзажи и литературные сюжеты, но и реальные исторические сюжеты России. Художник охотно и увлечённо пишет святые места, картины из жизни петровской России, эпоху Екатерины II, суворовские победы, исторический перелом начала XX века и многое другое. Планов — на 200 лет вперёд. Любовь Белюкина к истории родины сквозит даже в обыденной речи. Области, республики и края современной России он называет не иначе, как губерниями. В Читинской губернии ему уже довелось побывать в 1984 году, по пути на БАМ.
Сложно подобрать какое-то определяющее слово для открывшейся выставки. Духовность, реализм, классика, Пушкин, история, трагедия, любовь — всё это есть. Главная ценность выставки, наверное, в том, что здесь можно найти источник вдохновения. Например, если вы читали «Евгения Онегина» только в школе, то здесь строки сами собой начнут всплывать в голове — я сам с удивлением это на себе испытал. А ещё, можно почувствовать что-то неуловимо прекрасное. Даже от картин, написанных в Греции, веет знаменитой, описанной десятками великих поэтов и писателей, русской светлой тоской.